"Азбука права"
классный час (4 класс) на тему
В рамках месячника по правам и обязанностям учащихся был проведен единый классный час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Азбука права" | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Воспитатель: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня для серьезного разговора.
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи
Ученик
Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Ученик
Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,
Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Воспитатель:
-Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
-Сегодня мы поговорим с вами о правах ребенка. И наш классный час называется «Азбука права» Слайд1.
Я хочу, чтобы сегодня мы с вами узнали о наших правах и обязанностях.Слайд2
Воспитатель:
Давным-давно, как только на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Сегодня мы постараемся ответить на данные вопросы. В этом нам поможет наша азбука прав и обязанностей, но это чуть позже.
Игра "Я это Я".
Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и прямую.
Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.
Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.
А сейчас, мы с вами побываем на экскурсии в Организации Объединенных Наций. .Слайд3
Во время экскурсии мы узнаем, что такое ООН, какова ее роль и значении в мире, познакомимся с Всеобщей Декларацией прав человека и выясним какие права и обязанности есть у детей.
Цель организации - сохранение мира на Земле. Отправляемся в штаб-квартиру, которая находится в г. Нью-Йорке в США. Слайд 4
В 1945 г., после окончания 2 мировой войны, представители 50 стран собрались в Америке в г. Сан-Франциско, чтобы подписать Договор о сотрудничестве в борьбе за мир против насилия.
Там были приняты эмблема и флаг ООН. Слайд 5 Эмблема ООН - это карта мира, окруженная двумя оливковыми ветвями. Почему именно оливковая ветвь? Оливковая ветвь в Древней Греции служила символом мира. Эта эмблема свидетельствует о том, что усилия ООН направлены на защиту и укрепление мира.
Офис ООН состоит из 4 зданий: Секретариата, Генеральной Ассамблеи, зала конференций, библиотеки. Слайд 6
В Генеральной ассамблее проходят все важные заседания ООН. Это здание достаточно просторное, в нем есть помещение для молитв и размышлений. В вестибюле есть необычные часы, которые постоянно вращаются и символизируют вращение Земли. Зал вмещает 191 делегацию. Слайд 7
Мы с вами живем в России. Россия вступила в ООН 24 октября 1954г.
В 1959 г. ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Слайд 8
Также существует детский закон, принятый ООН, который защищает права ребенка. Этот закон называется Конвенция прав ребенка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Слайд 9
Значит ООН - это международная организация, которая состоит на защите прав человека любого возраста во всем мире. И мы с вами, только что в этой организации побывали.
Каждая страна живет по своим законам. В нашей стране, как и в других странах, основным законом является Конституция. Слайд 10
В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.
Воспитатель:
Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что же это такое – законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.
Ребята в каждой стране есть человек, который отвечает за соблюдение прав ребёнка.
Вы знаете кто этот человек в нашей стране? (Павел Астахов уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка ) Слайд 11
Зачем вообще нужно знать какие - то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
А сейчас берем нашу азбуку права. Проверим, знаете ли вы свои права. Перед вами серединка цветка. Сейчас я буду доставать лепестки – странички азбуки и мы будем зачитывать наши права, а потом мои помощники будут прикреплять лепесток к серединке. Итак ,начинаем.
Буква Ж - право на жизнь;
Буква И - право на имя, отчество и фамилию и гражданство;
Буква С - право на свободу и неприкосновенность;
Буква Т - право на труд;
Буква О - право на отдых;
Буква З - право на защиту чести и достоинства;
Буква О - право на образование;
Буква М - право на медицинское обслуживание.
Буква З - право на заботу и воспитание;
Буква В - право выражать своё мнение;
Буква У - право на уважение человеческого достоинства;
Буква П - право на защиту своих прав и законных интересов;
Буква И - право на имущество;
Буква С - на семью
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
- Молодцы, ребята! Вот какой красивый цветок у нас получился!
Существуют свои законы и на предприятиях, фабриках и заводах, в здравоохранительных и учебных заведениях. О том, какие права и обязанности есть у учащихся нашей школы, можно узнать из Устава нашей школы. Это своего рода Главный закон, по которому живет наша школа. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о ваш их правах ,школьников.
(Памятка «Права и обязанности школьника»).
Учащиеся имеют право
- открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;
- вносить предложения об изменениях в образовательную деятельность школы;
- использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;
- создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;
- принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечать, критиковать руководство школы;
- выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;
- использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.
- Ребята, вы должны помнить,то ваши права не могут быть нарушены лишь в том случае, если вы выполняете в полном объеме свои обязанности. Права личности и обязанности гражданина неразделимы – это две стороны нашей жизни.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.
Что же такое такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения). Слайд 12
- Какие у вас обязанности имеются? Давайте разберемся. Слайд 13
Обязанности
- Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
- Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Основное общее образование бесплатно.
- Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры.
- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.
ИТАК, Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.
- Нет прав без обязанностей.
- Защищая свои права, Вы всегда должны помнить о своих обязанностях.
Вы несовершеннолетние, но как любой гражданин имеете правовой статус, который определяется правами, обязанностями и ответственностью за свои поступки перед государством и обществом.
Школа – социальный институт, где вы не только получаете знания, но и приобретаете опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, настолько успешным станут ваши школьные годы и в последующем весь ваш жизненный опыт. Если вы будете добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать ваши права.
Учащиеся обязаны
- подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;
- уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;
- дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладеть знаниями;
- владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
- строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;
- быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.
Подведение итогов: Итак, мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
Рефлексия
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
Что понравилось? Важная ли это тема классного часа? Почему?
Что нового вы узнали? В каких документах прописаны ваши права и обязанности? Что вам больше всего запомнилось?
Спасибо,ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье. Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья. Всем спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Азбука прав".
в презентации показаны права, которыми имеют право пользоваться дети и дана информация куда можно обратиться, если их права нарушают....
Классный час "Азбука права"- 3-4 класс
Классный час по правовому воспитанию с участием волонтёров....
Азбука права
классный час...
Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах....
Азбука права
занятие направлено на углубленное изучение прав и обязанностей воспитанников, ликвидацию правовой безграмотности...
программа "Азбука права"
Программа « Азбука права» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе, в рамках Федерального государственного образовательного ...
Азбука права 1-4 классы
Разработки внеклассных мероприятий по теме "Азбука права"...