Азбука права
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела:
Журавлёва В.Р.
Классный час на тему:
Азбука права. Права ребёнка.
Цель:
- Дать детям первоначальные правовые знания, представления о правах ребёнка.
- Объяснить, что означает понятие «право».
- Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.
Оборудование:
- Проектор, системный блок
- Выставка книг
- Жетончики
Календарь правовых дат.
ХХ1 век – Век ребёнка. 2001 – 2010 гг. – международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. 1 июня – Международный день защиты детей. 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. 10 декабря – День прав человека. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. |
Вступительное слово педагога:
Давным-давно…
Тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- А что же такое право?
- Право – это правила, по которым живут люди.
Они определяют отношения людей в обществе.
В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась -- Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав.
- Есть ли права у детей? …Какие вы знаете?...
- Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка.
Проблема прав человека – одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В последние годы растёт детская преступность, увеличивается количество детей, лишённых родительской опёки, умственно неполноценных детей. Высок уровень детской смертности. Увеличивается число детей – беженцев из новых независимых государств. Далеко не решены проблемы детей, облучённых в результате Чернобыльской катастрофы. В некоторых районах из – за непродуманной экономической политики сложилось катастрофическое положение с детским питанием. Экономический кризис губит прежде всего детство.
В других странах мира дети тоже не всегда благоденствуют, о чём имеется удручающая статистика.
Дети чрезвычайно уязвимы по причине возраста и нуждаются в особой заботе и внимании.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Эта конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Она призвана создавать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Её нормы будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы. Каждый ребёнок должен познакомиться с содержанием Конвенции о правах ребёнка/напомним, что ребёнком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет/.
Сегодня мы поговорим о правах детей, то есть ваших правах, ребята, познакомимся с международными документами о правах ребёнка.
Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.
Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и так далее. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.
Что же это за организация? В 1945 году закончилась Вторая мировая война – самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сёл и деревень… Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры и решать конфликты мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека – документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить в Бога или не верить и многое другое. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих – независимо от национальности и цвета кожи.
Всеобщая декларация прав человека – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 г. ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции? Главное право каждого человека – право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли, есть ли возможность заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта – вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами – выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет.А если слабый, больной – он не нужен Спарте… Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким; он может стать большим ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому – помогать…
Каждая страна –так написано в конвенции – должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свои имена! (дети по очереди называют свои имена.) Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его папа и мама. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? (Ответы детей.) Следовательно, о вас заботится правительство России. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей.
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.
Каждый ребенок у нас имеет право на бесплатное образование. Значит, когда вы ходите в школу, вы помогаете своей стране выполнять обещание.
Но не все время ведь нужно учиться – можете возразить вы. Надо когда-нибудь и отдыхать!.. Да, вы имеете право на отдых, и это не пустяки, раз об этом говорится в таком серьезном документе. Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
Бывает и так, что родители перегружают ребенка всевозможными занятиями: он вынужден заниматься и музыкой. И спортом, и иностранными языками, и еще чем-нибудь… Конечно, хорошо, если ребенок вырастет разносторонне образованным; нужно только, чтобы эти занятия отвечали его интересам и были ему по силам. Родители не должны забывать, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну… Он сам может выбирать себе друзей, и никто не должен у него спрашивать: о чем это вы, мол, шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи, эту музыку не люби, думай только так, а не иначе…
Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь… К мнению взрослого стоит прислушаться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что-то посоветовать, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет право силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького.
Ребенок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не так, как взрослый, и все, что думает, может высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале. Давайте послушаем, что думают дети о мире. В котором они живут.
Да, для счастья нужно многое, и прежде всего – мир. К сожалению, в некоторых странах и сейчас ведутся войны. А значит, дети гибнут, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище…
В Конвенции записано, что все страны, чьи правительства подписали это соглашение, предоставляют убежище ребенку, который вынужден бежать от войны.
Если ребенок бежал один, без родителей, надо помочь ему разыскать семью. Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье – так говорит Конвенция.
По страницам сказок:
- В какой известной сказке С.Маршака нарушено право ребёнка на заботу и попечение родителей? («12 месяцев»)
- В какой сказке французского писателя Ш.Перро нарушено следующее право ребёнка: «Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? («Золушка»)
- В какой сказке личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно?(«Красная шапочка»)
Мы сегодня с вами затронули очень важную тему - права ребенка. Надеюсь, что вы многое для себя взяли. Но хочу напомнить, что наряду с правами у каждого из нас есть ещё и обязанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Азбука прав".
в презентации показаны права, которыми имеют право пользоваться дети и дана информация куда можно обратиться, если их права нарушают....
Классный час "Азбука права"- 3-4 класс
Классный час по правовому воспитанию с участием волонтёров....
Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах....
Азбука права
занятие направлено на углубленное изучение прав и обязанностей воспитанников, ликвидацию правовой безграмотности...
программа "Азбука права"
Программа « Азбука права» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе, в рамках Федерального государственного образовательного ...
"Азбука права"
В рамках месячника по правам и обязанностям учащихся был проведен единый классный час....
Азбука права 1-4 классы
Разработки внеклассных мероприятий по теме "Азбука права"...