Азбука права
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Качесова Вероника Игоревна

занятие направлено на углубленное изучение прав и обязанностей воспитанников, ликвидацию правовой безграмотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pravu.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Ознакомить учащихся с основными правилами и обязанностями ребёнка.

Задачи:

  • Формировать положительные отношения к законам и их выполнению ;
  • Ознакомить с правами школьников;
  • Способствовать формированию правовой культуры учащихся

Оборудование:

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово .

-Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях

2. Постановка и решение проблемного вопроса.      

Сценка «ИГРА»

-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.

-После уроков ребята решили поиграть.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

-Имеют ли право ребята заставить Сашу?...

-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

-Давайте попробуем разобраться,  какие права и обязанности вы имеете  в повседневной жизни.    

-Прочитайте  тему нашего классного часа («Права и  обязанности»)

-Как вы понимаете,  что такое право? …

-Из  словаря Ожегова:  «Право - возможность что-нибудь  делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только  в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года  возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека  во всём мире.

20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный  документ «Конвенцию о  правах  ребенка».

 Конвенция – это договор, который должен  обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях.

Наша страна тоже подписалась под этим документом,

-В Конвенции 54 статьи.

-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет,

- Что это за права? Вы узнаете, просмотрев несколько сценок из сказок

- Попробуйте определить свои права и обязанности

- Сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».

Сценка «Морозко».

….Дед и баба сидят на скамеечке…

Сказочник. 

- Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что не сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в дом носит, печь топит, избу метёт ещё до свету.
Ветер хоть и пошумит, да утихнет, а старая баба расходится – не уймётся. Вот и задумала мачеха падчерицу со света сжить.

Мачеха. 
- Вези, вези её старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели!
Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник. 
- Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Посадил дочку в сани и увёз в лес.

 Педагог:
- Скажите, ребята. На какое право детей посягала старуха?
(ответы детей)


Педагог:
- Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка. 
Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности


Сценка «Снежная королева».

Герда.
- Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. 
- Пусть только попробует! Я её посажу на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка.
- Кай, давай не будем говорить о ней.

 Кай. 
- Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда.
- Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратиться в кусочек льда. (И заплакала)

 Кай.

- Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие!

Герда. 
- Кай, что ты делаешь?

Кай. 
- Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы.

Герда.
- Кай. Кто это?

Входит Снежная королева.

Снежная королева.
- Кай. Я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной. Я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое. 

Снежная королева накрывает Кая плащом, и они уходят.

Педагог:
- Какое право нарушила Снежная королева по отношению к Каю?
(Ответы детей)

Педагог:
- Правильно ребята. Запрещены похищения детей и торговля ими.

Дети - не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.


Сценка «Золушка».

На стульчике сидит золушка и что-то шьёт

Голос. 
- Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сёстры.

 1-я сестра. 
- Золушка! Ты слышала? Нас пригласил на бал принц.

2-я сестра. 
- Помоги нам поправить наряды

1-я сестра.
- А что, золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка.
- Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

 Мачеха (дочерям) 
- Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра.
- Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. 

Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка.
- Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха.
- И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: полы подмести, посуду перемыть, ужин приготовить, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, а если управишься, то можешь приехать на бал.

Золушка.
- Я и за три дня не смогу всё это переделать!

Педагог:
- Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?
(Ответы детей)

Педагог:
- Итак, ребята, давайте вспомним, какие права вы имеете?

4.Памятка  «Права, которые у меня есть».

- Право на имя, отчество и фамилию;

- Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- Право на заботу и воспитание;

- Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;

- Право на защиту от насилия и воспитание;

- Право на общение с обоими родителями;

- Право выражать своё мнение;

- Право на уважение человеческого достоинства;

- Право на защиту своих прав и законных интересов;

- Право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей

- Право на бесплатное начальное образование;

- Право на игры, отдых и досуг;

- Право на посильный труд;

- Право на лечение;

5.  Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции.

(Соедините задание с правильным ответом)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».      

                                          Козлята…

  • Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».  

                                            Маша:…

  • Не имеешь права меня эксплуатировать.

Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».                                      

                                       Серая Шейка:…

  • Не имеешь права лишать меня жизни.

Маленькая разбойница: «Отдай  мне свою муфту и  свое хорошенькое  платьице».    

                                             Герда…

  • Не имеешь права лишать меня имущества.

 

   

-КАКОЙ ВЫВОД  МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать )  

-В конвенции есть статья: образование должно  быть  направлено на    воспитание   уважения  к правам   другого   человека.

-Давайте посмотрим , что ещё кроме прав вы имеете.

6. Обязанности. Анализ ситуаций

-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

-Почему  Дима должен был выучить стих?

-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.

- Педагог: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав?

-Почему… Настя должна остаться?

-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)

Вывод:  Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

-Как вы понимаете, что такое обязанности?    .....

-Обратимся к словарю:  «Обязанность- круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»

-Какие же у вас есть обязанности?

7. Работа в группах.

-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

-Обязанности:

-слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;

-получить основное общее образование (9 классов);

-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

-соблюдать правила поведения  в  школе,

-Давайте повторим некоторые из них:  

1.Добросовестно учись.

2.Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной  причины.

4. Аккуратно веди  свой дневник

5.Береги  школьное  имущество.  

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9.В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10.Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

8.  Итог.

-Давайте подведём итоги:

-В каком межд. док. записаны права детей?

-Какой организацией он был принят?

- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?

- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)

-А ещё?

(Уважай чужие права! …)

-И на память я хотела бы вам  вручить  памятку школьника с обязанностями., которая, я надеюсь, будет помощником вашей  школьной жизни.

-И  в подарок  календари.

-А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)

-Какое ещё право вы приобрели?  (владеть имуществом)

-На этом наш классный час подошел к концу.

-Спасибо за работу и активное участие.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Азбука прав".

в презентации показаны права, которыми имеют право пользоваться дети и дана информация куда можно обратиться, если их права нарушают....

Классный час "Азбука права"- 3-4 класс

Классный час по правовому воспитанию с участием волонтёров....

Азбука права

классный час...

Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах....

программа "Азбука права"

Программа « Азбука права» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной      деятельности в 1 классе, в рамках Федерального государственного  образовательного ...

"Азбука права"

В рамках месячника по правам и обязанностям учащихся был проведен единый классный час....

Азбука права 1-4 классы

Разработки внеклассных мероприятий по теме "Азбука права"...