Азбука права
план-конспект занятия (4 класс) на тему
занятие направлено на углубленное изучение прав и обязанностей воспитанников, ликвидацию правовой безграмотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Ознакомить учащихся с основными правилами и обязанностями ребёнка.
Задачи:
- Формировать положительные отношения к законам и их выполнению ;
- Ознакомить с правами школьников;
- Способствовать формированию правовой культуры учащихся
Оборудование:
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово .
-Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
Сценка «ИГРА»
-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.
-После уроков ребята решили поиграть.
Сергей: Давайте поиграем
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
-Имеют ли право ребята заставить Сашу?...
-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)
3. Объявление темы и постановка цели занятия.
-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности»)
-Как вы понимаете, что такое право? …
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.
20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка».
Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях.
Наша страна тоже подписалась под этим документом,
-В Конвенции 54 статьи.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет,
- Что это за права? Вы узнаете, просмотрев несколько сценок из сказок
- Попробуйте определить свои права и обязанности
- Сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».
Сценка «Морозко».
….Дед и баба сидят на скамеечке…
Сказочник.
- Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что не сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в дом носит, печь топит, избу метёт ещё до свету.
Ветер хоть и пошумит, да утихнет, а старая баба расходится – не уймётся. Вот и задумала мачеха падчерицу со света сжить.
Мачеха.
- Вези, вези её старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели!
Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник.
- Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Посадил дочку в сани и увёз в лес.
Педагог:
- Скажите, ребята. На какое право детей посягала старуха?
(ответы детей)
Педагог:
- Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка.
Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности
Сценка «Снежная королева».
Герда.
- Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?
Кай.
- Пусть только попробует! Я её посажу на тёплую печку, вот она и растает.
Бабушка.
- Кай, давай не будем говорить о ней.
Кай.
- Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда.
- Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратиться в кусочек льда. (И заплакала)
Кай.
- Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие!
Герда.
- Кай, что ты делаешь?
Кай.
- Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы.
Герда.
- Кай. Кто это?
Входит Снежная королева.
Снежная королева.
- Кай. Я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной. Я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.
Снежная королева накрывает Кая плащом, и они уходят.
Педагог:
- Какое право нарушила Снежная королева по отношению к Каю?
(Ответы детей)
Педагог:
- Правильно ребята. Запрещены похищения детей и торговля ими.
Дети - не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
Сценка «Золушка».
На стульчике сидит золушка и что-то шьёт
Голос.
- Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!
Появляются сёстры.
1-я сестра.
- Золушка! Ты слышала? Нас пригласил на бал принц.
2-я сестра.
- Помоги нам поправить наряды
1-я сестра.
- А что, золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка.
- Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям)
- Красавицы мои, вы собрались?
2-я сестра.
- Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим.
Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка.
- Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха.
- И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: полы подмести, посуду перемыть, ужин приготовить, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, а если управишься, то можешь приехать на бал.
Золушка.
- Я и за три дня не смогу всё это переделать!
Педагог:
- Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?
(Ответы детей)
Педагог:
- Итак, ребята, давайте вспомним, какие права вы имеете?
4.Памятка «Права, которые у меня есть».
- Право на имя, отчество и фамилию;
- Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- Право на заботу и воспитание;
- Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
- Право на защиту от насилия и воспитание;
- Право на общение с обоими родителями;
- Право выражать своё мнение;
- Право на уважение человеческого достоинства;
- Право на защиту своих прав и законных интересов;
- Право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей
- Право на бесплатное начальное образование;
- Право на игры, отдых и досуг;
- Право на посильный труд;
- Право на лечение;
5. Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции.
(Соедините задание с правильным ответом)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята…
- Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша:…
- Не имеешь права меня эксплуатировать.
Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
Серая Шейка:…
- Не имеешь права лишать меня жизни.
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Герда…
- Не имеешь права лишать меня имущества.
-КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать )
-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам другого человека.
-Давайте посмотрим , что ещё кроме прав вы имеете.
6. Обязанности. Анализ ситуаций
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Дима должен был выучить стих?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
- Педагог: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
-Кто прав?
-Почему… Настя должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю: «Обязанность- круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»
-Какие же у вас есть обязанности?
7. Работа в группах.
-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
-Обязанности:
-слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
-получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
-соблюдать правила поведения в школе,
-Давайте повторим некоторые из них:
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9.В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10.Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
8. Итог.
-Давайте подведём итоги:
-В каком межд. док. записаны права детей?
-Какой организацией он был принят?
- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?
(Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)
-А ещё?
(Уважай чужие права! …)
-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями., которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
-И в подарок календари.
-А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)
-Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)
-На этом наш классный час подошел к концу.
-Спасибо за работу и активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Азбука прав".
в презентации показаны права, которыми имеют право пользоваться дети и дана информация куда можно обратиться, если их права нарушают....

Классный час "Азбука права"- 3-4 класс
Классный час по правовому воспитанию с участием волонтёров....

Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах....
программа "Азбука права"
Программа « Азбука права» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе, в рамках Федерального государственного образовательного ...

"Азбука права"
В рамках месячника по правам и обязанностям учащихся был проведен единый классный час....
Азбука права 1-4 классы
Разработки внеклассных мероприятий по теме "Азбука права"...