Экологическое образование в начальной школе.
учебно-методический материал (2 класс) на тему
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_v_nachalnoy_shkole.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование в начальной школе.
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Поэтому на сегодняшний день является актуальным привитие экологической культуры младшим школьникам.
Цель: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем проверить возможности осуществления формирования экологической культуры учащихся начальной школы.
Для реализации данной цели поставила следующие задачи:
- изучить состояние проблемы в современной педагогической теории и практике: выявить сущность и содержание критериев сформированности экологической культуры младших школьников;
- осуществить опытно-экспериментальное исследование по возможности осуществления привития экологической культуры учащимся начальной школы.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективное формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
• актуализации представлений младших школьников о природе, человеке, обществе, технике до уровня понятийных обобщений, основанных на принципе регионализма;
• обеспечении поэтапного, последовательного и комплексного привлечения учащихся к различным видам, формам и методам практической деятельности;
• экологизации специфически детских видов деятельности, обеспечения их социальной направленности; • обеспечении ориентации младших школьников на овладение природоохранными, исследовательскими и пропагандистскими умениями и навыками, направленными на сохранение, восстановление и воссоздание природы.
Теоретическая значимость работы заключается в обогащении научной теории формирования экологической культуры младших школьников.
Практическая значимость отражается в возможностях использования результатов исследования в практической деятельности учителей начальных классов.
Методы исследования: решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов: теоретических, эмпирических, математических методов.
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход, который предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые убудут способствовать формированию экологической культуры личности.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства.
Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм.
Развиваются двигательные навыки, и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
Литература. Иванов, В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры учащихся начальной школы / В.Д. Иванов – Челябинск, 1992. 47-54 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".
В данном разделе опубликована статья о проектной деятельности....
Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".
В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....
Экологическое образование в начальной школе. Метод проектов.
Примеры проектов...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
Произведения по экологическому образованию в начальной школе
Произведения по экологическому образованию в начальной школе и книги для обучающихся.В помощь учителю:...