Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
статья по окружающему миру по теме
Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
В данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на уроках в естественных природных условиях.
Ключевые слова: экологическая культура, технология, урок
BAZULINA I.V., candidate of pedagogical science, GOW School No. 436 St. Petersburg
The education at the present stage problem of the development of ecological culture of elementary school.
This article outlines the theoretical and methodological aspects of the development of ecological culture of primary school pupils in lessons in natural conditions.
Keywords: environmental culture, technology, tutorial
Скачать:
Предварительный просмотр:
Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург
Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
В данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на уроках в естественных природных условиях.
Ключевые слова: экологическая культура, технология, урок
BAZULINA I.V., candidate of pedagogical science, GOW School No. 436 St. Petersburg
The education at the present stage problem of the development of ecological culture of elementary school.
This article outlines the theoretical and methodological aspects of the development of ecological culture of primary school pupils in lessons in natural conditions.
Keywords: environmental culture, technology, tutorial
Реалии общественно-политической жизни страны в XXI в. потребовали новой государственной политики в организации образования; наполнения его новыми ценностными смыслами; смены парадигмы образования и новых стандартов. Федеральным государственным образовательным стандартом современного начального образования определены задачи обновления содержания, методов обучения и достижения нового качества при изучении различных школьных дисциплин.
Предмет «Окружающий мир» и стиль его преподавания учащимся начальной школы стали объектами нашего изучения. Используемая традиционная информационно-воспроизводящая технология обучения учащихся начальной школы объективно тормозила развитие основ экологической культуры ученика. Основная причина заключалась в отсутствии у учащихся опыта непосредственного общения с природой. Результаты проводимых нами исследований свидетельствовали о том, что формировать основы экологической культуры учащихся начальной школы в рамках традиционных подходов организации педагогического процесса в начальной школе при изучении данного предмета невозможно. Поэтому в своей работе мы обращались к такой организации учебной деятельности в начальной школе, которая привела бы к созданию стартовой площадки для раскрытия творческого потенциала ученика и учителя.
Природа, по мнению мыслителей разных времен и народов, наполнена важными педагогическими смыслами [1]. Природа назидательна, поучительна, воспитательна. Показать возможности использования реальной природы как наиважнейшего средстваформирования у учащихся начальной школы основ экологической культуры, обеспечивающего всестороннее развитие и самосовершенствование личности ребенка – таков основной замысел урока в природе.
Сегодня требуется от учителей начальной школы, ориентированных на профессиональное самосовершенствование, стремящихся к овладению развивающей технологией проведения уроков в естественных природных условиях, основанной на субъект-субъектном взаимодействии всех участников учебного процесса, определяющим успешное развитие основ экологической культуры младшего школьника и профессиональное самосовершенствование учителя.
В проводимом нами исследовании рассматривалась проблема развития основ экологической культуры человека, фиксируемая в России с конца XIX в. В этот период широкое распространение получает уникальное научно-философское направление – русский космизм, утверждающий необходимость бережного отношения человека к природе (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский и др.) [2]. Однако современные учёные, как и в прошлые времена, обнаружили, что конфликт между природной средой и обществом сегодня не ликвидирован; напротив, он сохраняется и приумножается [3].
В связи с этим ориентация подрастающего поколения на развитие основ экологической культуры становится актуальнейшей проблемой современного образования, мотивирующей личностное развитие и поведение человека разного возраста в природной среде.
Анализ литературных источников позволил нам выйти на уникальный опыт проведения уроков в природе (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский). Поддерживая идеи, заявленные данными авторами, мы в своём исследовании рассматриваем природу как уникальный безграничный источник для организованного познания, открытий, формирования разнонаправленных знаний и нового для младшего школьника опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего ему качественные преобразования в развитии его личности, становлении основ экологической культуры в период с первого по четвёртый класс начальной школы.
Таким образом, нам удалось дать рабочее определение понятия «развитие основ экологической культуры» младшего школьника. Экологическая культура – это способность ученика на эмоционально-чувственной основе воспринимать природные объекты и явления; изучать, исследовать, сопереживать, оценивать их реальные состояния, накапливать разнообразные представления об условиях их жизни и развития;разрабатывать и реализовывать, по мере возможности, собственные проекты, направленные на защиту, сохранение и восстановление природной среды, и переживать чувство удовлетворения от собственной природоохранной деятельности.
В результате нашего исследования мы разработали технологию проведения уроков в естественных природных условиях. Технология проведения уроков природоведения в живой природе под открытым небом объективно требовала от учащихся с первого по четвёртый класс активного участия в учебном процессе,позволяла удовлетворять своё природное любопытство, любознательность и жажду к действию. Выбор методов и приёмов обученияурока определялся не только возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, но и необходимостью сформировать у них навыки ведения диалога с природой, со сверстниками ивзрослыми, развить элементы учебно-исследовательской деятельности, умения применять ранее освоенные знания, умения, навыкипри решении новых задач разной степени сложности.
Предпринятая нами технология проведения урока осуществлялась почетырём ведущим направлениям.
Первое направление
УвидетьУдивитьсяОценить определяло формирование способности ученика эмоционально воспринимать природу; мыслить образами, одухотворять ее и в творческойречи выражать свое отношение к ней.
Второе направление
ИсследоватьУмозаключатьОбъяснять развивало поисково-исследовательскую деятельность; мотивационную готовность привлекать ранее имеющиеся знания природоведческого содержания идобывать новые для решения обозначенной проблемы.
Третье направление
ПроектироватьДоговариватьсяДоказывать формировало умение актуализировать имеющиеся знания и представления о природе; разрабатывать проекты, обеспечивающие ееразвитие и сохранение; планировать содержание действий каждогоучастника совместной работы, проявлять умение взаимодействовать со сверстниками; предвидеть результат; переживать чувствоответственности.
Четвертое направление
РеализоватьВзаимодействоватьКонтролировать востребовало практических действий, направленные на воплощение разработанногопроекта; оценку и самооценку действий учащихся в процессе егореализации.
Педагогу необходимо уметь ставить проблемную ситуацию,вводить ученика в состояние поиска, востребующего от него умственной активности, задействованного логического мышления, речи – объяснения, речи-доказательства, речи – планирования.
Поскольку данные направления органично интегрируют между собой,педагог-профессионал должен находить момент наивысшего эмоционального состояния ученика для введения рациональной задачи,мобилизующей его на поиск собственных способов решения экологической проблемы. Это формировало у ученика способность актуализировать прошлые знания, и он с удовольствием самостоятельноконструировал свои предложения о вариантах решения проблемы иеё воплощения в жизнь, и переживал чувство удовлетворения от собственных целенаправленных действий.
От класса к классу по возрастающей фиксировались успехи учащихся в развитии познавательного интереса; в их умении оценивать состояния природной среды;разрабатывать и содержательно представлять проекты, направленные на её сбережение и сохранение; в развитии самоорганизованности и самодеятельности. Материалы исследования показали, что в условиях непосредственно позитивного взаимодействия учащихся с природой они достаточно глубоко постигали законы её развития и приобретали знания, умения, навыки,связанные с её сбережением, охраной и воспроизводством.
Таким образом, пребывание в живой природе становилось необходимым условием для актуализации и развития эмоциональной,интеллектуальной и нравственной сферы учащихся начальной школы. Профессионально ориентированный педагог-учитель, владеющий инновационной технологией, помогал ученику сохранятьактивную позицию в учебном процессе с первого по четвёртыйкласс. Пробуждая любознательность ученика, умело компонуя содержание, соединяя в учебном процессе разные направления, учитель включал его в анализ условий, причин и следствий, связанныхс особенностями существования и развития природных объектов.
Итак, нам удалось обосновать особенности развития основ экологической культуры младшего школьника в организации уроков вестественных природных условиях, кардинально меняющих позицию ученика и учителя в учебном процессе начальной школы.
Используемая литература:
1.Сухомлинский, В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985, - . 270 с.
2.Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст]: сборник / Н.А. Бердяев; Авт. вступ. статьи П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1993. – 382с. – ISBN 5-250-01866.
3.Макарский, А.М., Жиров, А.И. Проблема совершенствования профессионального эколого-географического образования в условиях реформирования российской высшей школы: моногр./науч.ред Т.С. Комиссарова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 320 с. – ISBN 978-5-8290-0984-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
В статье представлены материалы по вопросу развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. В работе рассматриваются педагогические условия и д...
Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу воспитания молодого поколения в...
« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...
«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»
Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков православной к...
Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций
Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...