Семинар на тему " Технологии работы с родителями воспитанников"
рабочая программа на тему
Обучение коструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия, повышение профессионального уровня педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологии работы с родителями воспитанников. | 30.23 КБ |
анкета | 18.95 КБ |
pamyatka_dlya_vospitateley.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии работы с семьями воспитанников
Слайд №1
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями.
Поэтому наша цель:
Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния СРЦН на семью, в том числе и на проблемную.
Задачи:
Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Слайд № 2
В нашей работе мы используем 4 основных принципа:
Принцип открытости и доверия-предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как живут , развиваются и чем занимаются дети в социально-реабилитационном центре.
Принцип сотрудничества- общение «на равных», индивидуальный подход к каждому родителю, личная заинтересованность.
Принцип согласованного взаимодействия- возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах.
Принцип активности и сознательности- участие всего коллектива учреждения в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания , умения и навыки.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников .
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (СРЦН и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Слайд № 3
Основные формы работы с семьей: тестирование, диагностика и беседы с родителями создают наиболее полный социальный портрет семей воспитанников.
Важным направлением в работе педагога является диагностика.
Без использования педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу родителями.
Диагностика в работе педагога – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании не только со стороны СРЦН , а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто.
Сказка-метафора «О двух растениях»
Двум одинаковым зёрнышкам-семенам было суждено прорасти в разных странах, в разных климатических условиях, и ухаживали за ними совершенно разные люди. Одно зёрнышко проросло очень быстро, и этому способствовало всё: и человеческий уход за ним, и тёплый, мягкий климат, даже почва, в которой он оказался. Другое же прорастало очень медленно и тяжело: почва оказалась каменистая и глиняная, а условия — довольно суровыми. Стоило появиться над землёй первому росточку, как он ощутил всем своим существом холод ветра, который непрерывно дул в этих местах, и слабое тепло солнца, до которого едва ли можно было дотянуться. Люди редко поливали это растение: земле не хватало влаги, корешочки были слишком малы и не могли достичь более глубоких и влажных слоев почвы. Именно поэтому из земли торчал голый стебель с несколькими листочками и без единого бокового побега. Спустя семь лет растения нельзя было даже сравнивать. Одно из них было пышное, кустистое от самого основания, оно было усыпано зелёной сочной листвой и маленькими беленькими цветочками. Другому растению в силу сложившихся обстоятельств так и не удалось зацвести, а первые побеги появились лишь спустя семь лет. Тоненький ствол растения с трудом справлялся с сильным и холодным, постоянно дующим ветром.
Прошло ещё семь лет... Это были уже не маленькие растения, а настоящие деревья. Именно в это время над землёй пронёсся страшный ураган, оставивший неизгладимый след в жизни каждого растения. Там, где почва состояла из камней и глины, дереву пришлось очень туго. Сильный ураганный ветер повредил маленькие корешочки, и растение стало неустойчивым и слабым; оно держалось из последних сил, когда вспыхнула молния и грянул гром. Шёл сильный ливень, дул порывистый ветер, земля между корнями потихоньку размывалась. Когда всё закончилось, дерево было сломано посередине ствола.
Ураган также потрепал пышное, сильное, разветвлённое, с мощной корневой системой дерево. Ветер злился и возмущался, но единственное, что ему удалось, — это оборвать листву и сломать всего несколько маленьких веточек, ещё не успевших окрепнуть к тому времени.
PS. Данная сказка наглядно показывает важность влияния первичной среды на становление и развитие личности ребёнка. Хорошо, если эта среда позитивна во всех отношениях, а если нет...
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности ребенка.
Система воспитательной работы СРЦН складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов.
Слайд № 4
Правила сотрудничества с родителями
- Всегда помните, что родитель и педагог делают одно дело – воспитывают ребенка.
- Установить доброжелательные отношения с родителями. Помнить, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
- Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
- Постоянно информировать родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
- Выявлять причины дезадаптации ребенка к СРЦН и совместно с родителями стремится к их устранению.
- Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в СРЦН, так и вне его.
- Не стесняться говорить о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
- Не обсуждайте с другими родителями поведение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
Слайд № 5
Специалисты должны быть хорошо знакомы со специфическими особенностями различных организационных форм и методов, направленных на повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей:
1.ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Это форма повышения психолого-педагогической культуры родителей, в основе которой лежит монолог специалиста, раскрывающего сущность той или иной сложной проблемы семейного воспитания.
Основной целью лекции является повышение уровня информированности слушателей в сфере семейного воспитания ребенка/
2.ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Беседа – это форма повышения правовой и психолого-педагогической культуры родителей в виде специально организованного диалога, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме
3.КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний родителей, воспитывающих детей об особенностях семейного воспитания данной категории воспитанников.
4.КРУГЛЫЙ СТОЛ
Главной особенностью которого является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Число участников такой встречи ограничено Участие родителей, воспитывающих детей, в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуальным вопросам семейного воспитания предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников.
5.ДИСКУССИЯ
Дискуссия специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.
Темы, выбранные для дискуссии, должны быть актуальны, их выбор, прежде всего, должен быть обусловлен проблемами, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей в условиях реальной педагогической действительности.
6.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Являются формой повышения психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей, способствуют формированию у них практических умений и навыков в сфере семейного воспитания, эффективному решению возникающих в семье педагогических ситуаций, развивают педагогическое мышление родителей-воспитателей.
Слайд № 6
Все организационные формы и методы, используемые нашими педагогами и направленные на повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей помогут потенциальным и уже опытным родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процедурную, процессуальную, научат разбираться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные отношения.
Слайд № 7
СОВЕТЫ
по формированию умения располагать к себе людей.
1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
3. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
4. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
5. Начинайте с искреннего признания достоинства человека
6. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
7. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
8. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
9. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
10. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые Вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым Вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
11. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что Вы хотите.
12. Спора лучше избегать, но уж если Вы в него вовлечены, то придерживайтесь определенных правил:
– не прибегайте к силовому нажиму;
– не переходите, если нет деловых доводов, наличные;
– сохраняйте деловой и доброжелательный тон;
Предварительный просмотр:
"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения.
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
6. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
7. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
8. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
9. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
10. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
11. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
12. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
13. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
14. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
15. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков. [/b]
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
« Общение с родителями».
-Диалог педагога с родителями –это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.
-Диалогическое общение – наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:
1. Безоценочное позитивное принятие другого человека;
2.Активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;
3.Искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;
4.Ориентация в содержании общения на потребности семьи , запросы родителей.
-Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях , т.е. в форме «Я –высказывания».
-Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков , способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны.
-Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции « обиженного (рассерженного) ребенка».
-Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными) , свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями (« Зачем им это, это наши проблемы», «они не поймут» и т.п.)
-Больше верить в силу слова , в силу контакта, все более оказываясь обаятельными в общении.
Как воспитателю организовать беседу с родителями.
1.Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.
2.Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3.Взаимопонимание быстрее наладится , если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства , а не партнера.
4.Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.
5.Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить , что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде , чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше , чем навязывать родителю мнение воспитателя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все , что говорят родители , не выражая своего изумления или неодобрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...
Выступление на семинаре пот теме: "Технология совершенствования ОУУиН по В.Н.Зайцеву.
Знакомство с основными направлениями работы по технологии совершенствования ОУУиН....
Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "
На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...
Текст выступления на семинаре по теме: Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности.
Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности....
Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»
ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...
Методический семинар по теме: «Технология сотрудничества как условие развития самостоятельности учащихся»
Данная презентация отражает мою методическую работу....
Выступление на практико-ориентировочном семинаре "Современные технологии работы с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные прграммы"
Выступление учителя -дефектоолога "Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как форма комплексного сопровождения обучающихся с ТМНР...