Выступление на семинаре пот теме: "Технология совершенствования ОУУиН по В.Н.Зайцеву.
учебно-методический материал на тему
Знакомство с основными направлениями работы по технологии совершенствования ОУУиН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на семинаре | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре по технологии совершенствования ОУУиН (В.Н.Зайцев).
Цель. Знакомство педагогов школы с технологией совершенствования ОУУиН по В.Н.Зайцеву.
Задачи:
- показать актуальность выбранной технологии для учащихся 1-4 классов нашего ОУ;
- раскрыть теоретические основы каждого направления данной технологии;
- представить первые результаты работы по выбранной технологии.
Концептуальные положения:
- Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение.
- Психологической основой того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти.
- Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика.
- Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений.
Общество будущего создаётся в сегодняшней школе. Множество задач приводит естественно к вопросу: с чего начать? От уровня учебных умений при переходе в пятый класс сильно зависит успеваемость учеников в средних классах.
В третьем-четвёртом классах суммарный объём учебников составляет лишь 56 печатных листов, а в пятом - 106. Удвоение информации - и хороший ученик становится троечником. всё очень просто. Очевидно, надо поднять уровень учебных умений, другого выхода нет.
Целевые ориентации технологии:
- Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи. - Достичь оптимального чтения во 2-4 классах (до 120 слов в минуту). - Повысить орфографическую грамотность в 2 раза (1-4 классы). - Обучить пересказу. - Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (4-5 классы).
- Технология - это не то же, что хорошая методика. Это понятие более сложное.
- Технология состоит из четырёх частей: оценки реального состояния учеников, диагностического выделения главных задач, соответствующей им методики и средств обучения.
- Нами был выбран ряд направлений технологии, которые могут успешно применяться в начальной школе.
- Для удобства выбора технологий приводим зону их применения, основополагающие закономерности и результаты применения.
Направления технологии:
1.Подготовка психики дошкольников и первоклассников к развитию речи. 2.Достижение оптимального чтения во 2-4 классах. 3.Повышение скорости письма в третьем классе. 4.Повышение орфографической грамотности (1-4 классы). 5.Совершенствование вычислительных умений (4.5 классы). 6.Сохранение учебных умений (4,5 классы). 7.Организация классов преемственности (4 класс).
ТЕХНОЛОГИЯ 1. ПОДГОТОВКА ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКА И ПЕРВОКЛАССНИКА К РАЗВИТИЮ РЕЧИ. 1.1.Оценка результирующего признака. Может быть проведена с помощью соответствующего текста, либо косвенно: по наблюдениям, как ребёнок общается с товарищами, как пересказывает услышанное, рассказывает об увиденном. Не позднее 15 сентября составляется список детей, имеющих недостаточный объём словаря. 1.2.Диагностика - определение уровня подготовки к развитию речи. В колонки напротив списка группы детей заносим результаты тестирования. Значками "+" и "-" отмечаем: 1- умение работать по указанию(графический диктант); 2- умение копировать, рисовать по клеткам; 3- умение выбирать парные слова (ассоциативная память); 4- объём зрительной памяти (запоминание и воспроизведение на бумаге предметов одного цвета, с последующим увеличением кол-ва).
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Анохин Игорь | + | - | + | + |
2 | Жарова Виктория | - | + | - | - |
1.3.Методика - система упражнений для тренировки. Чтобы научить детей выполнять указания взрослых, можно использовать игровые моменты. Можно объединить учеников с одинаковым уровнем подготовки в группы. Наиболее слабые группы выполняют задания 2-3 раза в день. Каждое из упражнений требует до двух недель ежедневных тренировок, а упражнение для развития зрительной памяти - до трёх недель. Принятая в технологии последовательность выполнения упражнений является оптимальной, её нарушение может привести к ухудшению результатов. 1.4. Средства обучения. При использовании предлагаемой технологии применяются самые доступные средства обучения - классная доска, дидактические материала, которые могут быть легко изготовлены учителем. Результат: развита зрительная, ассоциативная память. Ребёнок умеет копировать с образца и ориентироваться в тетради.
ТЕХНОЛОГИЯ 2. ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2-4 КЛАССАХ. 2.1. Замер скорости чтения. Текст для замеров должен быть незнакомым, но слова в нём известными и понятными для учеников. Числительных быть недолжно, прилагательных может быть от 8 до 12 процентов. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать за два слова. Если в начале замера скорость чтения мала. то надо дать ученику возможность "вчитаться" в текст, и только после этого проводить замер. 2.2.Диагностика. Если скорость чтения ещё не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить частоту тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то ещё не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И.Т.Федоренко. Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном. Если падает осмысленность чтения, о надо усилить упражнения по пересказу содержания. Если падает выразительность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И.Т.Федоренко - И.Г. Пальченко периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением положительного эмоционального состояния (используется перед сном). Повышение осмысленности чтения достигается применением упражнений традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов к тексту. Если скорость чтения ребёнка достигла 50 - 60 слов в минуту и далее не растёт, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребёнок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать как раскачивания туловища, но чаще они носят незримый, внутренний характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, трудно преодолимой привычкой, и тогда надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. хорошо помогает рецепт: "Три отрывка ежедневно, по три раза подряд". 2.4. Средства обучения. При использовании технологии обучения оптимальному чтению они очень простые: это наглядные пособия, дидактические материалы, литература для внеклассного чтения, тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко, написанные на доске или полосках бумаги. при самозамерах используются ученические дневники, могут быть весьма полезны одноминутные песочные часы. Всё это есть в распоряжении учителя и учеников. Результат: скорость чтения к концу 4 класса достигает у 80% учащихся достигает до 120 слов в минуту.
ТЕХНОЛОГИЯ 3. ПОВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ПИСЬМА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ.
3.1.Замер скорости письма. Скорость письма измеряется при переписывании из книги на лист бумаги. Текст должен быть хорошо знакомым ученикам, перед написанием его надо прочитать и разобрать смысл. Переписывание длится 3 минуты, при проверке не учитываются ошибочно и небрежно написанные буквы. Общее количество написанных букв делится на три. 3.2. Диагностика. Перед тем, как перейти к мелким буквам (рекомендуемая в нашей технологии высота строчных букв 2 - 2,5 мм; цвет пасты тёмно-синий или тёмно-фиолетовый), проводится нулевой замер скорости письма, через месяц - первый диагностический замер.. Если скорость на 5-10 мм букв/мин, значит процесс идёт нормально, и в специальных упражнениях нет необходимости. Выделим тех учеников, у кого прибавка в месяц составила менее 5 букв/мн. Для них проведём в течение второго месяца ежеурочные упражнения: переписывание из книги в черновую тетрадь. В конце второго месяца проводится второй диагностический замер. Если ученик устойчиво "застрял" на каком-то значении скорости письма (в течение 2 месяцев нет прибавки результата), то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование. 3.3. Методика выполнения упражнений. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока, кроме физкультуры. Во втором классе время упражнения может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных упражнений пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объёма. Поскольку во вторых - третьих классах почти все ученики читают медленно, то это упражнение является обязательным в предлагаемой технологии. Другое очень важное упражнение технологии - зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе. где часто можно наблюдать такую картину: ребёнок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не нравится читать. В этом случае требуется улучшение оперативной памяти. Тексты И.Т.Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - наращивание их длины, постепенно, по 1-2 буквы. время работы со всеми наборами примерно два месяца. за это время оперативная память развивается на столько, что ребёнок запоминает предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь легко улавливается смысл, ребёнку становится интересно. процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. ...Зрительные диктанты надо писать ежедневно. ...Диктанты надо писать по текстам И.Т.Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное наращивание трудностей чтения и запоминания, делает процесс тренировки облегчённым. ...Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. ...Запись предложений производится на листочках. ...Листочки после записи собираются, не проверяются, детям не возвращаются. ...Зрительные диктанты надо писать в первой четверти второго и третьего классов. Для слабых учеников возможен повтор после зимних каникул. ...Если дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа "идёт вхолостую", так как трудность недостаточна для тренировки памяти. переходите к следующему набору. ...По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд. Стимулирование. Без эмоций и стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается. Если обнаруживаются ученики, у которых нет улучшений, то для них необходима специальная тренировка. В конце третьего месяца снова проводится диагностический замер, если у него нет улучшений, то его необходимо показать врачу для обследования. 3.4.Средства обучения. В первый месяц тренировки нужны черновая тетрадь и образцы записи на классной доске. Во второй месяц нужны черновая тетрадь и ученический дневник. Для самозамеров хорошо иметь одноминутные песочные часы. Результат: скорость письма учащегося 4 класса к концу учебного года должна быть 40-45 букв в минуту.
ТЕХНОЛОГИЯ 4. ПОВЫШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В 3-4 КЛАССАХ.
4.1.Оценка усвоения орфограмм. В качестве результирующего признака была выбрана частота проявления ошибок при написании слов на заданную орфограмму. Если, например, в тексте 30 слов на заданную орфограмму, а ученик сделал 5 ошибок, то частота проявления ошибок в этих словах составляет 5:30=0,167. Если после проведения какой-либо серии упражнений количество ошибок в 60 словах уменьшилось до 4, а частота до 4:60=0,067, то это означает, что частота уменьшилась в 2,5 раза (1,6760,067=2,5). 4.2.Диагностические диктанты. Они могут быть трёх типов: словарный, в котором все слова подобраны на одну орфограмму; словарный. в котором содержится одинаковое число слов на каждую из нескольких выбранных орфограмм; художественный текст с определённым количеством слов на заданную орфограмму. Первый вид текста используются для оценки уровня освоения орфограммы. Второй вид диктанта нужен для того, чтобы сопоставить уровень освоения различных орфограмм, выбрать ту из ник, которая в классе вызывает наибольшее затруднение. Третий вид текста диагностического диктанта используется для оценки результирующего признака по окончании тренировочной работы. Решающую роль в совершенствовании грамотности письма играет частота тренировочных упражнений. Для этого используют игровые словарики. 4.3. Средства обучения. Разработано множество игровых словариков разных авторов: Г.В.Брусенцовой, Л.И.Пановой, В.М.Бушковой, Т.В.Баевой. Каждый из авторов внёс улучшения в содержание и форму словариков. Результат: применение технологии приводит к снижению орфографических ошибок при письме.
ТЕХНОЛОГИЯ 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ.
5.1. Замер скорости вычислений. Замер скорости вычислений лучше проводить перемножая двузначные числа. Умножение занимает центральное место6 прежде чем умножать, надо освоить сложение, без умножения нельзя освоить деление. Для замеров заготавливаются карточки, содержащие на менее 10 вариантов заданий, по четыре примера в каждом. Длительность выполнения 1 минута. Выполнение и окончание работы происходит по команде. Засчитываются только верные ответы. В соответствии с прогностической таблицей отметка"5" ставится за 40 цифр, "4" - 30, "3" - 20. Первый замер скорости вычислений всегда даёт низкий результат. 5.2.Диагностика. Проведённые замеры позволят разделить учеников на три группы; в первую группу войдут те, у кого скорость умножения не менее 15 цифр в минуту - они плохо знают таблицу умножения; во вторую - те, у кого скорость от 15 до 30 цифр в минуту, в третью - те, кто вычисляют на хорошем уровне - более 30 цифр в минуту. 5.3. Методика - система упражнений. В соответствии с результатами диагностики система упражнений состоит из двух частей: для качественного освоения таблицы умножения и технологического тренажа для совершенствования умения умножения. 5.3.1. Упражнения для качественного освоения таблицы умножения. Переключение канала восприятия. Таблица умножения заучивается, как правило, вслух. а при решении воспринимается зрительно. С этой целью заготавливаются карточки с цифрами от 2 до 9. Берутся они парами и показываются ученикам с вопросом "Сколько?" упражнение проводится до тех пор, пока все начнут отвечать правильно. Индивидуализация усвоения. Коллективная работа перестаёт быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы. Поэтому следующим этапом буде работа по самой таблице, когда учащиеся самостоятельно начинают проговаривать таблицу, используя для этого заготовленные шаблоны таблицы. При этом можно организовать взаимопроверку. Упражнения с сорбонками для слабых учеников. Для этого изготавливаются карточки с неусвоенными случаями таблицы умножения. На каждой перемене ученик играет: угадал, не угадал? Можно подключить сильных учащихся для выполнения этих упражнений. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами: они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые ещё не усвоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более лёгкое запоминание. 5.3.2. Технологичный тренаж. Если после усвоения таблицы провести снова замер скорости вычислений, то у большинства она составит более 20 цифр в минуту. Теперь можно совершенствовать умение умножать, используя для этого технологичный тренаж. применяются карточки многократного применения по вариантам. Если в неделю пять уроков математики, то на четырёх работа проводится с взаимопроверкой, на пятом уроке проверяет учитель и выставляет оценки. Ежедневное выполнение упражнений на умножение позволяет повысить скорость умножения до 30-40 цифр в минуту у большинства учеников. 5.4. Средства обучения. Для усвоения таблицы умножения требуются демонстрационные карточки с изображением цифр и сорбонки с элементами таблицы. Изготовление этих средств не представляет затруднений. Карточки многократного использования содержат по четыре примера на умножение двузначных чисел, то есть в условии каждой карточки должно быть по 16 цифр. чтобы карточки были равноценны по трудности, надо, чтобы все цифры в условиях повторялись дважды (кроме цифр 1, 00. В проверочных карточках примеры те же, что и в карточках многократного использования, но с решениями. Результат: специальные упражнения технологии доводят скорость вычисления до 30 цифр в минуту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме: "Технология продуктивного чтения"
На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, хочу поделиться на примере одного произведения....
Семинар на тему " Технологии работы с родителями воспитанников"
Обучение коструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия, повышение профессионального уровня педагогов....
Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "
На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...
Текст выступления на семинаре по теме: Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности.
Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности....
Выступление на педсовете по теме: Технология сотрудничества для достижения обучающимися планируемых результатов
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, ч...
Методический семинар по теме: «Технология сотрудничества как условие развития самостоятельности учащихся»
Данная презентация отражает мою методическую работу....
Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....