Место информационных технологий в воспитательном процессе.
статья на тему
Говоря о воспитании мы говорим о том, что на современном этапе развитие общества повышает требования к формированию личности. Обществу необходима личность, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mit.doc | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Место информационных технологий в воспитательном процессе
Говоря о воспитании мы говорим о том, что на современном этапе развитие общества повышает требования к формированию личности. Обществу необходима личность, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.
Разработки информационных технологий по обучению и работа по их созданию протекает достаточно быстро и интенсивно. Создаются обучающие и развивающие программы, различные тренажеры, образовательные сайты и тд. Но что касается воспитания, то на данный момент времени разработок почти нет.
В общем виде все информационные технологии можно разделить на
- рецептивные – односторонние, включающие в себя лишь возможность предъявить информацию (телевидение, аудио- видеозаписи, текстовой материал создаваемый на основе информационных технологий и тд.) и
- интерактивные – системы, которые обеспечивают двустороннее взаимодействие учащихся и технического средства (в основном компьютерные технологии различной модификации).
Компьютерные технологии можно разделить на открытые ( с возможностью выхода за пределы программы) и закрытые.
Также говоря о информационных технологиях исходя из уровня расширения возможностей и решаемых целей, самостоятельности работы с ними можно выделить:
- печатные технологии (создаваемые, изменяемые, пополняемые с помощью информационных технологий продукты);
- аудиовизуальные технологии - информационные технологии, в которых изложение предметного содержания и управление образовательной деятельностью обучающихся осуществляется через дидактически разработанные аудиовизуальные продукт[1]2;
- мультимедийные технологии. Мультимедиа – это технология использования компьютера с применением всех доступных технических средств: звука, графического изображения, видео изображения, мультипликации, радио, телевидения[2]3;
- сетевые технологии. Сетевая технология - технология организации образовательного процесса, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет и автоматизированного сопровождения дистанционного обучения.
Значимость использования информационных технологий для создания пособий в помощь учителю и ученику очевидна. В условиях современной школы каждый творчески настроенный учитель владея информационными технологиями в создании своей воспитательной и образовательной системы, может сам создавать то, что будет в его интересах, будет соответствовать его выдвинутым целям с адаптацией на конкретный класс и ребенка индивидуально. Это позволяет наиболее эффективно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, создать благоприятные условия для развития самостоятельности и рефлексии, повышения мотивации.
Использование аудиовизуальных технологий не только способствует повышению интереса и мотивации, они также помогают изменить соотношение слова и образа в сознании, облегчить восприятие информации.
Аудиовизуальное предъявление информации существенно повышает эффективность ее усвоения учащимися. Можно говорить об особом психологическом потенциале в решении образовательных задач. Ведущим способом передачи информации в этих технологиях является устная речь в различном сочетании с визуальным, музыкальным, шумовым рядом сообщения.
Однако обучение и воспитание с помощью аудиовизуальных технологий не должно опираться только на образный вид мышления, образную память. Как известно, человеку присущи три вида мышления: словесно-логическое, практическое и наглядно-образное. В традиционном обучении и воспитании на первый план выходит словесно-логическое мышлении, так как именно оно помогает обрабатывать абстрактную словесную информацию. Необходимо избежать подобного перекоса в сторону наглядно-образного мышления с использованием аудиовизуальных технологий. Именно поэтому мы говорим о комплексном их использовании, т.е. совокупность их с разработанными заданиями, направленными на развитие всех трех видов мышления обучающегося.
В целом, использование современных информационных технологий позволяет решать широкий спектр образовательных и воспитательных задач, интенсифицировать процесс обучения и воспитания. Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что для реализации целей воспитания личности младшего школьника, учитывая факт информатизации общества и фактор непрерывности образования, психолого-педагогический фактор, стоит говорить о методической разработке включающей в себя различные информационные технологии для создания наиболее эффективного воспитательного процесса и реализации целей формирования нравственных качеств младшего школьника.
[1]2
[2]3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы
В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....
Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке учебно-воспитательного процесса
Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке учебно-воспитательного процессаОрганизация образовательного пространства школы на базе библиотечно-информационного центра ...
Статья "Использование информационных технологий в учебном процессе"
Использование цифровых систем...
Место культуры в учебно-воспитательном процессе
В начале нового тысячелетия, учитывая прогрессивные явления социально-общественной жизни, перед современной школой ставится задача введения в учебно-воспитательный процесс новых форм и методов развива...
«Использование информационных компьютерных технологий в воспитательном процессе»
Доклад - презентация для выступления на заседании педагогического совета по теме: «Использование инновационных компьютерных технологий в воспитательном процессе»....
Роль и место игровых технологий в педагогическом процессе
Игра является наиболее результативным методом формирования у ребенка индивидуальности, личной позиции, умения анализировать свои действия. Это один из тех видов детской деятельности, которые использую...
Сферы применения информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе
Сферы применения информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе...