Роль и место игровых технологий в педагогическом процессе
статья (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_igrovyh_tehnologiy_v_pedagogicheskom_protsesse.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место игровых технологий в педагогическом процессе
Мир входит в жизнь детей постепенно. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с окружающими людьми. Мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает из самых разнообразных источников. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Игра является наиболее результативным методом формирования у ребенка индивидуальности, личной позиции, умения анализировать свои действия. Это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения ребенка различным действиям, способам и средствам общения. Именно в игре у ребенка формируются те формы психики, которые впоследствии будут отвечать за успешность его учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Поэтому актуальность педагогической игры неоспорима.
Игра имеет историческую, а не биологическую основу. Такая позиция в определении сущности игры раскрывается в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и многих других исследователей. Ученые считают, что игры стихийно, но вполне закономерно появились в результате трудовой и общественной деятельности человека. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко отличали особое воспитательное воздействие игры на ребенка и призывали педагогов к максимальному использованию ее в педагогическом и воспитательном процессе.[1] Основу игровой технологии как оптимального средства обучения и воспитания в русской педагогике заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой (20-30-е годы XX века), позднее игре были посвящены работы Ф. И. Фрадкиной, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой и других. Возможность использования игры в воспитании представляла интерес и для таких ученых, как В. Штерн, К. Гроос, З. Фрейд, Ж. Пиаже. Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который должен быть использован. Это, в первую очередь, игровые педагогические технологии. Они нашли огромное применение в практике многих педагогов. Игровые педагогические технологии наиболее результативны и потенциальны с точки зрения формирования и развития у ребенка субъектной позиции в отношении самого себя, своей деятельности, своих отношений.
Игровые педагогические технологии представляют собой особую часть педагогических технологий в целом. Задача использования игровых технологий в учебном процессе не является новой. Сейчас игровые педагогические технологии становятся одним из наиболее востребованных направлений в плане применения их в учебно-воспитательном процессе. Они имеют большие образовательные, развивающие, воспитывающие и коррекционные ресурсы с точки зрения основной образовательной задачи: воспитания индивидуальности, становления личностной позиции ребенка, его умения анализировать свою деятельность, строить коммуникации с самим собой и миром вокруг него.
Игра является старейшим и заслуженным средством обучения и воспитания. Сегодня она находится в периоде наибольшего востребования. Этому способствует развитие педагогических технологий в целом, распространение проблемного обучения, потребностями общества в развитии разносторонне развитой личности гражданина, в его социальной и экономической компетентности.
В процессе обучения и воспитания игровые методы выступают как способы и приемы передачи собственного опыта, знаний, умений, начиная с возникновения человечества и на всем пути его развития. В настоящее время педагоги акцентируют внимание на активизации и интенсификации учебного процесса. Игровые действия в учебном процессе возможно применять в следующих случаях:
- как самостоятельные технологии по усвоению новых знаний;
- как часть более общей технологии;
- как урок (занятие), либо его часть;
- как технологии внеклассной работы.
Игровые педагогические технологии представляют собой довольно большую группу способов и приемов формирования педагогического процесса в форме всевозможных дидактических игр. Дидактическая игра имеет отличительную особенность в сравнении с обыденными играми: она строится на четко сформулированной цели обучения и имеет соответствующий ей педагогический результат. И цель, и результат дидактической игры очевидны, понятны и отличаются учебно-воспитательной, развивающей, познавательной направленностью.
Специфика дидактической игры заключается в том, что классноурочная система не позволяет вводить игру в образовательный процесс так сказать в чистом виде. Учитель должен сформировать и координировать игру. Игровая ситуация воспроизводится на уроках с помощью специальных приемов и ситуаций, которые обязаны стать средством побуждения и стимулирования ребенка в процессе обучения.
Осуществление игровых приемов и ситуаций на уроке возможно по следующим направлениям:
- цель урока преподносится в игровой форме;
- структура урока, учебные действия подчинены правилам игры;
- учебный материал является средством самой дидактической игры;
- в структуру урока вводятся соревнования, которые содействуют трансформации дидактической задачи в игровую;
- результативное выполнение учебного задания становится игровым результатом.
Основой педагогической игры становится то, что ребенок решает интеллектуальные задачи, представленные в увлекательном игровом виде, самостоятельно находит их решение, форсируя при этом определенные сложности. Умственная задача предстает перед ребенком как фактическая, игровая, увеличивая его мыслительную активность.
Еще на заре человечества, задолго до того, как игра стала предметом научных изысканий, она обширно применялась как одно из значимых средств воспитания детей. Специальное место игры в разных системах воспитания определяется созвучностью ее с природой ребенка.
Наиболее важна игра для становления мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л. С. Выготский считал эту сферу главной для осознания важности игры, понимания ее возникновения и сущности.[2]
Раннее детство определяется предметной деятельностью ребенка. Он занят самим предметом, методами действий с ним, функциональным значением предмета. Овладение определенными действиями приводит к тому, что ребенок понимает, что действует как взрослый. Малыш еще не знает ни социальных связей, ни социальных ролей взрослых, не понимает смысла их социальных действий. Он функционирует с точки зрения соей потребности, желания, непредвзято ставя себя на место взрослого. Именно в этот момент происходит чувственно-действенная ориентация во взрослых взаимоотношениях, в их жизнедеятельности. Суммарность и сжатость игровых действий становятся признаком того, что осуществляется выделение человеческих отношений, и что их смысл усваивается и эмоционально переживается. Именно поэтому первым становится чувственное осознавание функций взрослого человека, социальной значимости его деятельности.
Важность игровой деятельности не лимитируется возникновением у ребенка новых мотивов деятельности и становления новых задач. Одним из основных положений является и то, что у ребенка в ходе игры формируется новая психологическая основа мотивации.
Значение игровых педагогических технологий для умственного становления ребенка огромно. Именно в ходе игры для ребенка возможны появления комбинаций учебного материала и ориентирования в его структуре, становящиеся ориентиром для дальнейшего применения этого материала в качестве приема решения поставленных перед ребенком новых задач. В данном случае в игре происходит абстрагирование учебного материала, экспериментирование с ним, освобождение конструктивной деятельности. Дидактическая игра служит способом формирования и развития общих механизмов умственной деятельности.
Значение игры для организации и развития коллектива неоспоримо. Игра способствует развитию самостоятельности, правильного отношения к труду, коррекции поведенческих отклонений. Вся эта игровая результативность основана на огромном влиянии игры на душевное развитие, становление эмоциональной сферы личности ребенка. Игра представляет собой средство не только обучения, но и воспитания. Основными гранями формирования и развития личности ребенка являются следующие аспекты.
1. Игра создает почву для прогресса мотивационно-потребительской сферы личности. Появляется постепенность, иерархия мотивов. Общественные стимулы становятся более значительными для ребенка, чем собственные. Происходит так называемое соподчинение мотивов.
2. Форсируется познавательный и чувствительный эгоцентризм. Ребенок примеряет роль персонажа, героя игры, рассматривает характерные черты его поведения, характера, его поступки. Это помогает ему в общении с окружающими людьми, содействует становлению самосознания и самооценки.
3. Совершенствуются интеллектуальные действия. Строится план мироощущения, развиваются творческие возможности и способности ребенка.
Игру можно рассмотреть и как принцип поведения, а не только как досуг. Интересы участников игры нацелены на сам игровой процесс, а не на заданной цели. Игра – это образец нормы цивилизации. Она делает возможными свободу, раскованность, ощущение власти над реальностью, возможность искать себя, пробовать ролевые установки, преодолевать зависимость от данных установок, формирует потребность преодолеть самого себя.
Наше образование отличается гуманизацией учебно-воспитательного процесса, акцентом на становление и развитие личности ребенка. Осуществление данной установки возможно при образовании, направленном на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Именно игровые педагогические технологии дают возможность в формировании и развитии у ребенка произвольности внимания, памяти. Дидактические игры и задания на игровой основе увеличивают результативность развития смекалки, логического мышления, находчивости. Практически все такие задания основаны на применении ребенком волевых усилий: организованности, выдержки, соблюдения правил игры. Важно, чтобы игра гармонировала с серьезным трудом, не отвлекала от основного материала, усиливала степень умственной работы ребенка.
Педагог при создании дидактической игры должен ставить задачи не только образовательного плана (повысить познавательную активность, интерес), но и задачи воспитательного плана (создавать, корректировать взаимоотношения в коллективе, корректировать социальные роли ребенка). Немаловажно, чтобы в игре ребенок мог овладеть знаниями о конструкции современного мира, общества, пониманием и приниманием реальной деятельности взрослых.
Важной проблемой современной концепции образования становится формирование универсальных учебных действий. При этом привычные нам знания, умения и навыки трактуются как вторичный вид целенаправленных действий. Знания, умения и навыки вырабатываются, сохраняются в тесной связи с активными действиями ребенка. Качество усвоения учебного материала теперь измеряется многоликостью, направленностью универсальных учебных действий.
На данном этапе школе необходима такая организация учебно-воспитательной работы, которая смогла бы создать условия для становления личностных способностей, творческого подхода к жизни у каждого ребенка.
Основная миссия педагога состоит в организации специальных условий, способных превратить обучение из монотонного процесса в увлекательную деятельность, основанную на активной самостоятельной работе. Эта альтернатива возможна при постановке ребенка в обстановку выборы. Ребенок самостоятельно выбирает свое действие. Наличие выбора при форсировании собственного желания, возможность принести пользу, преодолевая себя, дает ребенку удовлетворение правильного решения, поступка.
Одной из особенностей младшего школьного возраста можно назвать яркую чувствительность ребенка к новым знаниям, его увеличивающиеся эмоциональные переживания, излишнюю доверчивость к поступающей информации. Этот возрастной период благотворен для формирования в душе ребенка норм морали, нравственности, таких душевных качеств как доброта, заботливость. Хорошим подспорьем здесь станут проблемно-игровые ситуации, дающие ребенку много положительных эмоций.
В игровой модификации учебно-воспитательного процесса организация проблемной ситуации строится на основе проживания данной проблемы в игровой обстановке. Фундаментом детской деятельности становится игровое моделирование, а часть этой деятельности выполняется в соответствии с условно-игровым планом.
Деятельность ребенка строится на основе игровых правил. Ролевые игры подчиняются логике разыгрываемой роли, имитационно-моделирующие регулируются ролевой позицией и правилами игровой реальности. Педагог так же претерпевает деятельностную трансформацию. Он уравновешивает роли организатора, помощника, соучастника в игре.
Результат игры двояк – он рассматривается и как игровой и как учебно-познавательный. Учебно-воспитательная сущность дидактической игры воплощается в жизнь через анализ игровых действий, ситуаций, через соответствие игровой ситуации реальной посредством ее моделирования.
Главная значимость подобной образовательной системы заключается в итоговом обсуждении и анализе игровой деятельности. Здесь важно именно коллективное обсуждение детьми хода, итогов игры, сопоставления имитационной игровой модели и реальной действительности, протекание учебно-игрового взаимодействия.
Процесс школьного обучения не всегда привлекателен, интересен ребенку. Особенно остро проблема низкой мотивации, низкой познавательной активности школьников стала именно в наше время. Сделать учебный материал максимально привлекательным, интересным, ярким и запоминающимся – основная проблема учителя современности. Введение в структуру урока дидактических игр в достаточно полной мере решает данную проблему. Желание учиться появляется в результате потребности в познавательной деятельности. Это приводит к поиску педагогом привлекательных сторон образовательного процесса, внедрению в него положительных зарядов интереса. Активизации познавательной активности ребенка посредством дидактической игры возможна при соблюдении следующих условий: наличия у ребенка определенного запаса знаний, наличия у ребенка учебно-игровых навыков, понимание целей и задач игры, выбор игры в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями ребенка, наличия рефлексии.
Педагогика начальной школы имеет в своей методической копилке огромное количество учебных игр, направленных на развитие лексического запаса ребенка, на развитие математических способностей, развивающих познавательную активность детей и многое другое.
Игровая педагогическая технология представляет собой единую конструкцию, состоящую из определенной части учебного материала, объединенного общим содержанием, сюжетом игры, определенным персонажем. В ней последовательно представлены дидактические игры и упражнения, развивающие у ребенка умения выделять основные признаки предметов и явлений, умения сравнивать и сопоставлять предметы, группы, явления, игры, развивающие умения отличать реальность от вымысла, игры на формирование волевой сферы личности ребенка, игры на быстроту реакции, смекалку и другие.
Значимость игровых педагогических технологий невозможно преувеличить. Их неповторимость, результативность состоит в том, что с одной стороны представляя досуг, отдых, они реализуют образовательные, воспитательные, творческие задачи, поставленные педагогом.
Всякая игра будет считаться дидактической при наличии в ней обучающего аспекта. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью детей, и средством обучения и воспитания. Место и роль игровой технологии в учебно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и обучения зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Дидактическая игра как игровой метод обучения может рассматриваться в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае (игра как метод обучения и воспитания) ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения заинтересованности детей образовательным процессом применяет на уроке разнообразные приемы, создает игровые ситуации, вносит элементы соревнований и так далее. Использование в данном случае компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом, то есть с другими методами. С помощью игр-занятий учитель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Существует разделение дидактических игр по типу деятельности на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. Характер учебно-воспитательного процесса разделяет дидактические игры на следующие виды:
- обучающие, контролирующие, тренировочные, обобщающие,
- познавательные, воспитательные, развивающие,
- репродуктивные, продуктивные, творческие,
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и так далее.
Характер игровой методики делит дидактические игры на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Игры возможно подразделять на две большие группы по мере участия в них самого педагога, формами детской активности.
Первая группа – игры, в которых педагог принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер. К данной группе игр можно отнести:
- познавательные игры, направленные на самостоятельное обследование предметов, узнавание их физических свойств, усвоение способов манипулирования с ними;
- конструктивные игры;
- игры, направленные на развитие сообразительности.
Вторая группа игр представлена различными обучающими играми, в которых педагог сообщает правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные учебно-воспитательные задачи. К группе игр с фиксированной программой действия относятся:
- подвижные игры;
- игры-драматизации.
По характеру используемых материалов дидактические игры возможно подразделять на следующие виды: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
Настольно-печатные игры характеризуются своим названием. Их виды разнообразны. Эти игры призваны решать разнообразные учебно-воспитательные задачи. Красочное, эстетичное оформление увеличивает заинтересованность ребенка, повышает его познавательную активность и как следствие результативность самой игры. Примеры настольно-печатных игр: подбор картинок по общему признаку, запоминание слова, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок, описание, рассказ по картинке с показом действий, движений,
Вид словесных игр построен на словах и действиях играющих.
Особое место в классификации дидактических игр по праву занимают развивающие игры. Их целью является не только обучение, но и развитие творческих способностей. Развивающие игры обладают характерными особенностями:
- каждая игра является конструкцией, состоящей из нескольких целей, и достижение этих целей сопровождается вспомогательной деятельностью ребенка с предметами,
- задачи предоставляются ребенку в различных формах : модель, схема-рисунок, чертеж, инструкция (письменная или устная), позволяя ребенку усвоить различные приемы передачи информации,
- постановка задач осуществляется в порядке возрастания сложности,
- диапазон сложности достаточно широк, чтобы создавать интерес разным возрастным категориям детей,
- постепенное возрастание сложности поставленных в развивающих играх целей и задач дает ребенку возможность самостоятельно развивать свои творческие способности,
- данный вид игр полностью исключает подсказку со стороны педагога, стимулируя самостоятельность ребенка,
- игровая неудача не влечет за собой порицания со стороны учителя, а позволяет вернуться к решению данной задачи позднее,
- особенность развивающей игры в ее бесконечности, игра динамична и позволяет на своей основе создавать новые задания.
Развивающие игры объединили в себе один из основных принципов обучения от простого к сложному, с другим немаловажным принципом самостоятельности и обучения по способностям.
Развивающие игры создают неповторимый микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. В совокупности эти качества называют своеобразностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Деловая игра приходит на помощь педагогу при решении комплексных задач усвоения нового материала, закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловые игры делятся на:
- имитационные (имитируется чаще всего деятельность производственных отделов),
- операционные игры (моделирование производственного процесса, отработка специфических операций, например, отработка заполнения бланков, ведения пропаганды),
- «Деловой театр» (инсценировка различных ситуаций с целью обучения ребенка к действиям в различные моменты жизни),
- Психодрама и социодрама (своего рода социально-психологический театр, с целью отработки умения чувствовать, оценивать, изменять ситуацию).
Место и роль игровой технологии в учебно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и обучения зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от своего вида. Конструкция дидактической игры предоставляет собой основные элементы, этапы, которые определяют игру и как игровую и как обучающую форму. Дидактическая игра имеет следующие структурные компоненты: дидактическая задача, игровая задача, правила игры, игровые действия, подведение итогов, анализ результативности игры.
Дидактическая задача формируется из целей деятельности обучающегося и воспитательного воздействия. Задача определяется педагогом и является продуктом его профессиональной деятельности. Особенностью обучающей игры является то, что дидактическая задача воспроизводится через игровую. Именно она становится основой для игровых действий, становится задачей самого ребенка. Немаловажным является и то, что сама дидактическая задача зачастую замаскирована педагогом и ставится ребенку в виде игровой ситуации, проблемы.
Игровые действия составляют базу игры. Многообразие игровых действий, их вариативность повышают интерес ребенка к игре, тем самым увеличивая результативность решения поставленных задач. Игровые действия различаются по направленности и отношению к играющим. Они основаны на игровом замысле и логически вытекают из него. В то же время игровые действия рассматриваются как средство исполнения игрового замысла и обязательно направлены на решение дидактической задачи.
Правила игры. Сущность, содержание, определенность правил игры устанавливается задачами данной игры. Они обязательно должны быть подчинены нравственным нормам и требованиям к взаимоотношениям принятым в обществе. Правила дидактической игры заранее определены. Именно с их помощью педагог осуществляет организация и управление игрой, познавательной деятельностью ребенка, его поведением. Правила служат для установки конкретных рамок деятельности ребенка, направляют его внимание и активность на решение конкретно заданных целей.
Анализ результатов и подведение итогов целесообразно проводить сразу после окончания игровой деятельности. Данный этап вариативен: подсчет очков, выявление лучших игроков и так далее. На данном этапе немаловажно выделить каждого ребенка, найти в его деятельности положительные черты, результаты.
Присутствие в дидактической игре всех перечисленных структурных компонентов – залог продуктивности решения ее дидактической задачи. Дидактическая игра повышает качество усвоения учебного материала. Внимание ребенка поглощено внешними игровыми действиями, цели неявны, поэтому игра и представляется особой формой обучения и воспитания, в которой ребенок постигает и усваивает новое непреднамеренно. Взаимоотношения педагог-ученик должны регулироваться, определяться не учебной ситуацией, а самой игрой. Дети и учитель должны быть участниками игры, иначе педагог рискует опять стать на прямой путь обучения. Дидактическая игра – игра для ребенка. Для педагога дидактическая игра – способ обучения и воспитания. Она позволяет увеличить и разнообразить представление учетного материала, его закрепления, основываясь на эмоционально положительном отношении ребенка к заданию.
Сформировать и осуществить проведение дидактической игры для педагога достаточно трудоемкая задача. Для результативного и методически правильного проведения игры педагог должен придерживаться следующих требований:
- уверенное ориентирование педагога в знании и умении относительно дидактических игр;
- эмоциональная выразительность и привлекательность игры;
- обязательное участие в игре самого педагога.
Учитель должен быть и участником и руководителем игры одновременно. Его действия должны двигать игру в направлении решения познавательных, учебных и воспитательных задач, но при этом непринужденно, незаметно для игроков.
Важно помнить, что игра только инструмент в учебном процессе. Она призвана сделать труд ребенка более интересным и результативным.
Количество играющих зависит от выбора игры, ее целей и задач, от особенностей детей. В коллективных играх важно включение в игру каждого ребенка. Если количество ролей ограничено, возможно проведение игры несколько раз, введение дополнительных ролей (судей, контролеров), чтобы каждый ребенок смог стать участником данной игры.
Немаловажным этапом организации дидактической игры становится этап подбора материалов и пособий. Далее следует этап временного планирования. Время игры зависит так же от дидактических целей, от вида игры. Однако следует помнить, что с потерей интереса со стороны ребенка игра прекращается.
Надлежит оптимизировать занимательное обучение. Перенасыщение игровыми моментами грозит для ребенка потерей интереса, снижением волевых усилий в старших классах, когда суть учебного материала сделает игру менее востребованной на уроке.
Эмоциональные средства и приемы дидактической игры должны быть не целью, а путем, который ведет к решению поставленных игрой дидактических задач. Следует помнить, что для ребенка учебные задания представляют собой определенную сложность, а положительная эмоциональность, непринужденность делают их игрой.
Игровые отношения должны строится на основе уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания как между педагогом и детьми, так и между детьми, участниками игры.
Нередко в дидактических играх используется наглядность. Требования к ней четко определены. Она должна быть простой в восприятии и использовании, но достаточно емкой с точки зрения объемности материала и учитывать индивидуальные особенности играющих детей.
Доказано, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Детей нужно учить играть. Успех и результативность игры зависит от содержания выбранной педагогом игры. Успешное и результативное усвоение учебного материала ребенком напрямую зависит от его активности во время учебно-воспитательного процесса. При отсутствии активного характера деятельности учеников даже самые передовые и совершенные приемы обучения обесцениваются и не достигают поставленной цели.
Задачи всестороннего развития в игре реализуются результативно лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде ребенка. Это обусловлено тем, что с развитием умения играть связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности. Анализ показывает, что в ряде случаев дети играют вяло, пытаются ограничиться ролью наблюдателя. Это связано с неумением ребенка играть. Плохо играющие школьники, ждущие от учителя подсказки каждого очередного действия, - это, как правило, дети, у которых не сформирована психологическая основа игровой деятельности.
Немаловажное значение с точки зрения эффективности дидактической игры имеет ее содержание. Школа имеет большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактической игры, состоящая кроме дидактической задачи из игровых правил и действий, позволяет усложнять игру по мере развития у ребенка основных психических процессов. Успех проведения дидактической игры зависит и от сочетания учебно-воспитательной и занимательной задачи.
Важно, чтобы дети четко представляли последовательность игровых действий, предстоящих им в процессе игры.
Подбор игр должен осуществляться педагогом в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей.
Необходимым условием эффективности дидактической игры является объективная, но обязательно доброжелательная оценка всех участников. Оценивание играющих в целом (например, «Сегодня все играли хорошо»», «Все выполнили задания правильно») сводит на нет эффективность игры, принижает значение инициативы, трудолюбия, целеустремленности активных детей, уравнивает их с недисциплинированными и пассивными.
Следует особо отметить, что дидактическая игра не должна быть излишне воспитательной и образовательной. Ее содержание должно быть ненавязчиво, не перегружено учебным материалом.
Привлекательность, заинтересованность ребенка в игре возможны при соблюдении следующих факторов. Игра предоставляет ребенку прекрасную возможность для развития и проявления самостоятельности. Способность к самостоятельному творчеству доступна лишь небольшому количеству младших школьников. Игра позволяет практически каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творческий подход. Творчество ребенок может проявить и в личностных отношениях, в управлении, в исполнительском творчестве. Игра дает ребенку возможность реализации актуальных потребностей возраста и личности.
Требования к дидактическим играм, применяемым в начальной школе:
- наличие игрового сюжета, мотивирующего ребенка на достижение дидактических целей;
- в коллективной игре – участие всех учеников;
- возможность проявить себя для каждого ребенка;
- допустимость вариативности результатов игры (заложен риск неудачи);
- задания должны вызывать у играющих определенные трудности, но быть доступными для решения;
- заложена возможность применения разных путей достижения поставленных целей и задач.
Дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Классификации игр разнообразны. Попытки классификации дидактических игр и определение их одним полным понятием не прекращаются и сейчас. Однако на данный момент научно доказаны и описаны лишь связи между игрой и человеческой культурой, определено значение игры на формирование и развитие личности ребенка, зависимость игры от психологических и социальных факторов.
Н. В. Кондратенко
[1] Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики: Учебное пособие/ под ред. А. Н. Алексеев, Н. П. Щербов. – М.: Просвещение, 1972. – с. 283
[2] Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей/ Л. С. Выготский. – М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – с. 3-19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в образовательном процессе
Предлагаемая презентация может быть использована для выступления на педагогическом совете, посвященном современным образовательным технологиям....
Игровые технологии в образовательном процессе
Выступление на педагогическом совете «Современные технологии в образовательном процессе: за и против»...
Игровые технологии в образовательном процессе начальных классов
Задачи:•1. Раскрыть особенности педагогических игр;•2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых техноло...
" Игровые технологии в учебном процессе."
В статье размещена технология проведения игр в начальной школе на различных уроках. Краткая характеристика игр....
Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в воспитательном процессе
Описывается как обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...
Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе
Технология игровых форм нацелена на то, чтобы научить учащихся осозновать мотивы своего учения, своего поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предви...
Место информационных технологий в воспитательном процессе.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Говоря о воспитании мы говорим о том, что на современном этапе развитие общества повышает требования к формированию личности. Обществу необходима личность, которая сп...