ФГОС. Вариант организации
методическая разработка (1 класс) на тему
С 1 сентября 2011- 2012 учебного года все первоклассники начнут обучение в школе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, которые предполагают широкий спектр образовательных услуг в рамках организации внеурочной деятельности учащихся.
На внеурочные занятия в каждом первом классе будет отведено 10 часов, за счет которых общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Школа предоставит учащимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие школьника. Согласно новым стандартам начального общего образования, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, проектной деятельности, круглых столов, конференций, диспутов, работы школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС. Вариант организации | 243.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Чооду Хензиг-оол Байыр-оолович
учитель начальных классов, I квалификационная категория
МБОУ СОШ № 3 города Кызыл
Почётный работник образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 3»
города Кызыла Республики Тыва
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
учащихся 1 класса «з»
МБОУ СОШ № 3
г. Кызыл
на 2011 – 2012 учебный год
Чооду Хензиг-оола Байыр-ооловича
учителя начальных классов
первой категории
г. Кызыл
2011-2012 учебный год
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Определяя условия успешности в организации внеучебной деятельности школьников, ученые Российской академии образования считают принципиально важным выделение результатов и эффектов этой деятельности. Под результатом внеучебной деятельности понимается то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект же определяется как последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
При этом, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
При этом, согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Основные задачи внеурочной деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется в том числе, и через внеурочную деятельность.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
- Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации классный руководитель рассмотрел подходы к формированию внеурочной деятельности в классе через учет пожеланий обучающихся и запроса родителей (законных представителей) и учёта специфики образовательного учреждения (см. рис. 1).
Подходы к формированию внеурочной деятельности в классе
учет пожеланий обучающихся учет специфики
и запроса родителей образовательного учреждения
(законных представителей)
Рис. 1.
Организация внеурочной деятельности в первом классе
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011- 2012 учебного года все первоклассники начнут обучение в школе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, которые предполагают широкий спектр образовательных услуг в рамках организации внеурочной деятельности учащихся.
На внеурочные занятия в каждом первом классе будет отведено 10 часов, за счет которых общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Школа предоставит учащимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие школьника. Согласно новым стандартам начального общего образования, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, проектной деятельности, круглых столов, конференций, диспутов, работы школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Карта запроса родителей учащихся 1 «з» класса МБОУ СОШ №3 г.Кызыла по внедрению ФГОС НОО
на 2011- 2012 учебный год Кл.рук. Чооду Х.Б.
№ | ФИ учащихся | Кружок «Развитие речи» | Кружок «Юный техник» | Кружок «Бумажная симфония» | Кружок «Техническое моделирование из бумагой» | Кружок «Развитие речи» | Кружок «Бисеро плетение» | Логопедическое занятие | Общее количество выбранных кружков |
Динчит Л.С. | Кондратьев Н.М. | Кара-Сал Ч.Д. | Чооду Х.Б. | Чооду Х.Б. | Виденкина Н.К. | Ондар А-Х.С. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Аракчаа Идегел | + | + | 2 | |||||
2 | Бегзи Айлима | + | + | 2 | |||||
3 | Биликти Хуреш | + | + | + | + | 4 | |||
4 | Биче-оол Виолетта | + | + | 1 | |||||
5 | Донгак Авырал | + | + | + | 3 | ||||
6 | Дуктуг-оол Ашмэт | + | + | 2 | |||||
7 | Иргит Кудерек | + | + | + | + | 4 | |||
8 | Иргит Сенгин | + | + | + | + | 4 | |||
9 | Куулар Айслана | + | + | + | 3 | ||||
10 | Куулар Денис | + | + | 1 | |||||
11 | Монге Менди | + | + | 1 | |||||
12 | Монгуш Алдын-Сай | + | + | + | 3 | ||||
13 | Монгуш Алина | + | + | + | 3 | ||||
14 | Монгуш Сайзана | + | + | 1 | |||||
15 | Ооржак Алдын-Сай | + | 1 | ||||||
16 | Ооржак Баадыр | + | 1 | ||||||
17 | Ооржак Диана | + | + | 2 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
18 | Ооржак Начын | + | 1 | ||||||
19 | Оюн-оол Мертээжик | + | 1 | ||||||
20 | Салчак Аюша | + | 1 | ||||||
21 | Сандып Амыр-санаа | + | + | 1 | |||||
22 | Сарыглар Алдынай | + | + | + | 3 | ||||
23 | Сегбе Шериг-оол | + | + | + | 3 | ||||
24 | Сержин-оол Дугер | + | + | 2 | |||||
25 | Сотпа Айраш | + | 1 | ||||||
26 | Сурун Белла | + | 1 | ||||||
27 | Хомушку Ай-Херел | + | + | + | 3 | ||||
28 | Хуурак Долума | + | + | + | 3 | ||||
29 | Чамыян Артыш | + | 1 | ||||||
30 | Чамыян Батырсат | + | + | + | 3 | ||||
Итого: | 10 | 6 | 8 | 10 | 15 | 13 | 5 |
Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ №3 : _______________ Муравьёва Л.А.
Карта внеурочной занятости учащихся 1 «з» класса МБОУ СОШ №3 г.Кызыла по внедрению ФГОС НОО
на 2011- 2012 учебный год Кл.рук. Чооду Х.Б.
№ | ФИ учащихся | Кружок «Развитие речи» | Кружок «Юный техник» | Кружок «Бумажная симфония» | Кружок «Юный Техник» | Кружок «Техническое моделирование из бумаги» | Кружок «Развитие речи» | Кружок «Бисеро плетение» | Кружок «Техническое моделирование из бумаги» | Логопедическое занятие | Общее количество внеурочной занятости |
1 час Динчит Л.С. Вторник 10.50-11.30 | 1 час Кондратьев Н.М. Вторник 11.00-11.40 | 1 час Кара-Сал Ч.Д. Вторник 10.50-11.30 | 1 час Кондратьев Н.М. Среда 11.00-11.40 | 1 час Чооду Х.Б. Среда 13.10-13.50 | 1 час Чооду Х.Б. Четверг 11.35-12.15 | 1 час Виденкина Н.К. Пятница 11.30-12.10 | 1 час Чооду Х.Б. Пятница 12.25-13.05 | Ондар А-Х.С. Вторник,четверг пятница | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Аракчаа Идегел | + | + | + | 3 | ||||||
2 | Бегзи Айлима | + | + | 2 | |||||||
3 | Биликти Хуреш | + | + | + | + | + | + | 6 | |||
4 | Биче-оол Виолетта | + | + | 1 | |||||||
5 | Донгак Авырал | + | + | + | + | + | 5 | ||||
6 | Дуктуг-оол Ашмэт | + | + | + | 3 | ||||||
7 | Иргит Кудерек | + | + | + | + | + | + | 6 | |||
8 | Иргит Сенгин | + | + | + | + | + | + | 6 | |||
9 | Куулар Айслана | + | + | + | 3 | ||||||
10 | Куулар Денис | + | + | 1 | |||||||
11 | Монге Менди | + | + | 1 | |||||||
12 | Монгуш Алдын-Сай | + | + | + | + | 4 | |||||
13 | Монгуш Алина | + | + | + | 3 | ||||||
14 | Монгуш Сайзана | + | + | 1 | |||||||
15 | Ооржак Алдын-Сай | + | 1 | ||||||||
16 | Ооржак Баадыр | + | 1 | ||||||||
17 | Ооржак Диана | + | + | 2 | |||||||
18 | Ооржак Начын | + | 1 | ||||||||
19 | Оюн-оол Мертээжик | + | 1 | ||||||||
20 | Салчак Аюша | + | 1 | ||||||||
21 | Сандып Амыр-санаа | + | + | 1 | |||||||
22 | Сарыглар Алдынай | + | + | + | + | 4 | |||||
23 | Сегбе Шериг-оол | + | + | + | + | 4 | |||||
24 | Сержин-оол Дугер | + | + | 2 | |||||||
25 | Сотпа Айраш | + | 1 | ||||||||
26 | Сурун Белла | + | 1 | ||||||||
27 | Хомушку Ай-Херел | + | + | + | + | 4 | |||||
28 | Хуурак Долума | + | + | + | + | 4 | |||||
29 | Чамыян Артыш | + | 1 | ||||||||
30 | Чамыян Батырсат | + | + | + | + | 4 | |||||
Итого: | 10 | 6 | 8 | 6 | 10 | 15 | 13 | 10 | 5 |
Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ №3 : _______________ Муравьёва Л.А.
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 3 г.Кызыла
______________2012 г. __________________2012 г.
_______________/_______________/ ________________/Муравьёва Л.А./
Рабочая программа
кружка «Техническое моделирование из бумаги»
Чооду Хензиг-оол Байыр-оолович, учитель начальных классов ,I квалификационная категория
г. Кызыл, 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мы живём в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с настоящими и игрушечными машинками, слышат слова, относящиеся к технике. Младшие школьники знают названия многих автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Пользуются автобусом, трамваем, лифтом.
Мир техники велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволят лучше узнать её, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности.
Моделирование и конструирование имеют большие возможности для развития и воспитания учащихся. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Школьники вначале выполняют модели по чертежам, схемам, приобретают определённую сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность должна способствовать развитию творческих способностей детей. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее приобретённые знания и активизирует познавательные интересы учащихся и их дальнейшее совершенствование.
Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. Практически все изделия, выполненные учащимися, могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и дети, видя это, стараются выполнить поделку как можно лучше. Работа с конструктором поточным или групповым способом вырабатывает у ребят чувство товарищества, ответственности за порученное дело, возникает чувство уважения к труду и людям труда.
Основная цель: постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек.
Задачи:
- Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, математики, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации.
- Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание младших школьников
- Совершенствовать умение формировать навыки работы наиболее распространённым ручным инструментом и с использованием приспособлений.
- Расширять и развивать политехнический кругозор учащихся.
- Продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, наброска, простейшего чертежа).
- Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и качественно изготовить их модели и макеты.
- Формировать потребность в чтении графического изображения в процессе изображения макетов и моделей.
- Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
- Развивать смекалку, изобретательность и интерес к творчеству.
- Знакомить детей с элементами художественного конструирования и оформления изделий, развивать художественный вкус.
- Воспитывать умение работать в команде.
.Примерная программа
- Вводное занятие (2ч.)
- Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. (4ч.)
- Графическая подготовка. (4ч.)
- Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. (6ч.)
- Изготовление макетов, моделей, игрушек из бумаги и картона. (12ч.)
- Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (4ч.)_
- Заключительное занятие. (1ч.)
Примерное тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата |
Вводное занятие (2ч.) | |||
Значение техники в жизни людей. Режим работы кружка. Показ готовых поделок, выполненных ранее. | 1 | ||
Выполнение поделок (из бумаги и картона) на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся | 1 | ||
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. (4ч.) | |||
Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, шило, кисти для красок и клея и др.) Организация рабочего места. ТБ при работе с инструментами. | 1 | ||
Изготовление из плотной бумаги закладок для книг, со сгибом бумаги по оси симметрии. | 1 | ||
Изготовление домика из геометрических фигур, вырезанных из плотной бумаги. | 1 | ||
Изготовление животных из геометрических фигур (кошка, собака) | 1 | ||
Графическая подготовка. (4ч.) | |||
Линейка, угольник, циркуль, карандаш – их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа. Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц (расписание уроков) | 1 | ||
Упражнения в умении делить окружность на 3, 4, 6, 8, 12 частей на примере часового циферблата. | 1 | ||
Увеличение или уменьшение изображений плоских деталей по клеткам | 1 | ||
Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением или уменьшением размеров изображения | 1 | ||
Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. (6ч.) | |||
Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления | 1 | ||
Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления | 1 | ||
Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений | 1 | ||
Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений | 1 | ||
Изготовление праздничных открыток и сувениров с применением декоративно-художественного оформления | 1 | ||
Изготовление праздничных открыток и сувениров с применением декоративно-художественного оформления | 1 | ||
Изготовление макетов, моделей, игрушек из бумаги и картона. (12ч.) | 1 | ||
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Экскурсия на стройплощадку, улицу города, вокзал, мастерские для зрительного изучения форм и конструкций различных машин и механизмов. | 1 | ||
Изготовление «Геометрического конструктора из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различных по форме, размерам, цвету) | 1 | ||
Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, самолёт, автомобиль, светофор и т.д.) | 1 | ||
Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, самолёт, автомобиль, светофор и т.д.) | 1 | ||
Изготовление из картона игрушек с подвижными частями: дергунчики-плясуны | 1 | ||
Изготовление из картона игрушек с подвижными частями: дергунчики-плясуны | 1 | ||
Изготовление макетов мебели: стол и табурет. | 1 | ||
Изготовление макетов мебели: стол и табурет. | 1 | ||
Изготовление модели планера | 1 | ||
Изготовление модели планера | 1 | ||
Изготовление модели здания: административное здание. | 1 | ||
Изготовление модели здания: административное здание. | 1 | ||
Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (4ч.)_ | |||
Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей по образцу. | 1 | ||
Сборка моделей из набора готовых деталей по рисункам из альбомов | 1 | ||
Сборка моделей из набора готовых деталей по собственному замыслу или с попыткой усовершенствовать имеющуюся конструкцию. | 1 | ||
Сборка моделей из набора готовых деталей по собственному замыслу или с попыткой усовершенствовать имеющуюся конструкцию. | |||
Заключительное занятие. (1ч.) | |||
Подведение итогов. Выставка работ. |
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по ВР Директор МБОУ СОШ №3 г.Кызыла
_____________2011г. _______________2011 г.
__________/____________/ ______________/ Муравьёва Л.А./
Рабочая программа
кружка
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Составил программу учитель начальных классов
Чооду Хензиг-оол Байыр-оолович, I квалификационная категория
Кызыл, 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Речь-это канал развития интеллекта…
Как открыть ребёнку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребёнка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективного действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа кружка «Развитие речи» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий.
Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников первый год я провожу кружок «Развитие речи». Основу данного кружка составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа кружка «Развитие речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы кружка заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача кружка. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения кружка «Развитие речи» связана с отсутствием базового учебника. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе кружка реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность кружка практическая, развивающая. Программа кружка рассчитана на 4 года (всего 135 часов) – для 1 класса на 33 учебных недели в год – 1 час в неделю, а для 2,3,4 классов на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников: 1 - 4 классы
Форма учебной работы: кружковая.
Программа данного кружка позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа кружка «Развитие речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творчески способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях кружка основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основными принципами организации содержания кружка являются следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание кружка помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
*проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
*упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
*задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
*упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
*вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
· развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
· своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
· воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
· вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.
Для успешного проведения занятий кружка используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать русский язык.
Содержание программы
1-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.
№п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Результат | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
1. | Для чего нужна речь? | Раскрыть перед учениками основные функции речи | 1 | Узнали, для чего нужна речь | |||
2. | Волшебница речь | Обратить внимание на воздействие художественной речи на чувства, мысли, воображения людей | 1 | Получили представления о художественной речи | |||
3. | Устная речь | Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи, основные правила в школе, на уроке, на занятии кружка | 1 | Узнали о главных требованиях речи | |||
4. | Устная речь или письменная | Дать представления об особенностях устной речи и об её отличиях от письменной | 1 | Узнали об особенностях устной и письменной речи | |||
Продолжение таблицы | |||||||
№п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Результат | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
5. | Не говорим и не пишем | Учить отличать устную речь от озвученной письменной, устную и письменную от внутренней речи | 1 | Научились отличать устную речь от письменной | |||
6. | Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро. | Учить определять темп устного высказывания, громкость речи, оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной ситуации общения. | 1 | Научились определять соответствие темпа и громкости речи. | |||
7. | Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой. | Познакомить с фольклорным жанром – скороговоркой. Упражняться в произношении скороговорок. | 1 | Познакомились со скороговоркой. | |||
8. | Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять. | Учить сочинять считалки. | 1 | Научились сочинять считалки. | |||
9. | Помощники устного слова. | Познакомить с возможностью использования в речи мимики и жестов. | 1 | Познакомились с использованием мимики и жестов. | |||
10 | Тихо и громко. | Познакомить учеников с громкостью речи, с тем, в каких случаях надо говорить тихо, громко и нормально. | 1 | Научились говорить громко, тихо и нормально. | |||
11 | Загадаю я загадку. | Дать первоначальное представление о жанре и видах загадки. | 1 | Познакомились с жанром загадка. | |||
Продолжение таблицы | |||||||
№п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Результат | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
12 | Работа с пословицами. | Познакомить учеников с фольклорным жанром – «пословица». Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас | 1 | Познакомились с жанром пословица | |||
13 | Сказки. | Познакомить учащихся с литературным жанром – сказка. Показать. Как можно изменять сюжеты известных сказок, придумывать свои сказки. | 1 | Познакомились с жанром сказка. | |||
14 | Сколько слов вы знаете? | Вызвать интерес к слову. Проверить знание и понимание учениками слов. Обогатить словарный запас. | 1 | Обогатили словарный запас. | |||
15 | Чудесные превращения слов. | Учить играть со словом. Предупредить некоторые ошибки младших школьников. | 1 | Научились играть со словом. | |||
16 | Тематические группы слов. | Познакомить с различными тематическими группами слов. | 1 | Познакомились с тематическими группами слов. | |||
17 | Знакомые незнакомцы. | Научить замечать непонятные слова, пробудить стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением. | 1 | Научились употреблять слова в соответствии с их значением. | |||
Продолжение таблицы | |||||||
№п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Результат | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
18 | Об одном и том же по-разному. | Познакомить со стилистическим многообразием речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная. | 1 | Познакомились со стилистическим многообразием речи. | |||
19 | Вы и ваш собеседник. | Показать ученикам, как меняется наша речь в зависимости от адресата. | 1 | Научились вести беседу, дискуссию. | |||
20 | Весело и грустно. | Познакомить с тоном высказывания – одним из главных интонационных средств выразительности | 1 | Познакомились с тоном высказывания. | |||
21 | Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко. | Закрепить умения подробно и кратко пересказывать текст. | 1 | Закрепили умения пересказывать текст. | |||
22 | Словосочетание и предложение. | Познакомить со словосочетанием и предложением. | 1 | Познакомились со словосочетанием и предложением. | |||
23 | Текст. Что это такое? | Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. | 1 | Познакомились с понятием текст. | |||
24 | О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова. | Дать представление о том, что такое «опорные слова». Потренировать учащихся в определении основной мысли высказывания | 1 | Познакомились с понятием текст. | |||
Продолжение таблицы | |||||||
№п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Результат | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
25 | Какие бывают тексты. | Дать понятие о трех типах текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | Узнали, какие бывают тексты. | |||
26 | Как строится текст. | Дать понятие о структуре текста. | 1 | Узнали, как строится текст. | |||
27 | Что такое план? | Дать понятие о том, что план отражает содержание, помогает вспомнить то основное, о чем говорится в тексте. | 1 | Узнали что такое план. | |||
28 | Сочинение стихов по заданной рифме. | Познакомить с понятием «рифма». Учить сочинять стихи по заданной рифме. | 1 | Познакомились с понятием «рифма» | |||
29 | Объясняем и доказываем. | Познакомить учеников с рассуждением. | 1 | Познакомились с рассуждением. | |||
30 | Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание. | Познакомить учащихся с описанием. Научить находить признаки предмета. Развивать умение сравнивать. | 1 | Познакомились с описанием предмета. | |||
Продолжение таблицы см. | |||||||
Продолжение таблицы | |||||||
№п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Результат | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
31 | Невыдуманный рассказ. | Познакомить учеников с элементарными сведениями о том, как строится рассказ. | 1 | Узнали, как строится рассказ. | |||
32 | Составление рассказов по серии картинок. | Учить сочинять рассказы по серии картинок. | 1 | Научились составлять рассказы по серии картинок. | |||
33 | Подведение итогов. | Подвести итоги работы за год. | 1 | Подвели итоги работы за год. | |||
Всего | 33 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Для чего нужна речь.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Какие бывают тексты.
Как строится текст.
Что такое план.
Обучающиеся должны уметь:
Различать устную и письменную речь.
Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.
Распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится.
Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.
Составлять рассказы по серии картинок.
Сочинять рифмованные строки, стихотворения.
Отгадывать загадки.
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по ВР Директор МБОУ СОШ №3 г.Кызыла
_____________2011г. _______________2011 г.
__________/____________/ ______________/ Муравьёва Л.А./
Рабочая программа
кружка
«ЮНЫЙ ТЕХНИК»
Составил программу учитель технологии
Кондратьев Николай Михайлович
г. Кызыл
2011-2012 учебный год
Актуальность программы
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Осуществление политехнического обучения по данной программе дает возможность учащимся по окончании курса обучения по настоящей программе определиться с выбором занятий в специализированных кружках - авиамодельном, судомодельном, радиотехническом и т.д.
Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей.
В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.
Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Цель программы
Создание условий развития личности, способной к техническому творчеству;
Задачи программы
Обучающие:
подготовка к занятиям специальным моделированием /судо -, авто -, авиамоделирование, радиотехника и т.д. /; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам разметки; обучение приемам установления причинной зависимости; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие:
развитие у детей технического мышления; развитие образного мышления; создание условий к саморазвитию учащихся.
Воспитательные: воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля. воспитание у обучающихся чувства гражданственности,
Характеристика ожидаемых результатов
В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь ребенка от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только " вовне" на создание новых идей, разработок, но и " вовнутрь", на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей разума и воли.
При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке 1-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат основные знания и умения:
умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок, умение планировать порядок рабочих операций, умение производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления, умение постоянно контролировать свою работу, умение изготавливать несложные модели, умение пользоваться простейшими инструментами, владение навыками работы с бумагой и картоном, владение навыками работы с природным материалом, знания основных понятий из черчения, знание основных геометрических фигур, знание основных терминов из технического моделирования, знание отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;
и дополнительные знания и умения:
знание закономерностей построения развертки технических объектов; владение приемами самостоятельного построения развертки поделок для их изготовления.
В результате обучения в кружке 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат основные знания и умения:
знание свойств древесины, пенопласта, знание основных понятий композиции, знание основных понятий и терминов аэро- и гидродинамики, знание правил дорожного движения, знание инструмента для обработки древесины, владение приемами обработки / механической и термической/ пенопласта, владение приемами обработки древесины, владение технологией постройки летающих и плавающих моделей;
и дополнительных знаний и умений:
знание классификации спортивных моделей,
владение технологией построения моделей в соответствии со спортивной классификацией.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в выставках и конкурсах.
Педагогическое обеспечение программы
Содержание, методы и приемы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания, их ум не подавляется внешним воздействием;
программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными.
Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.
Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического творчества. Занимаясь их изготовлением, учащиеся имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке.
Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагается сотрудничество с техническими кружками различной направленности в создании механической или радиофицированной игрушки, к примеру.
На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках технического и декоративно- прикладного творчества. Для расширения кругозора используется сотрудничество с учреждениями образования и культуры.
Организация деятельности кружка
Программа работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий. Главное на занятиях - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.
Возраст воспитанников в группе первого года обучения 6-9 лет, количество детей составляет 12 -15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Кружок работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 72 занятия за учебный год.
Возраст воспитанников в группе второго года обучения- 9-11 лет, количество детей составляет - 10-12 человек. Кружок работает 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов, 72 занятия в год).
Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством не более указанного.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теор | практ | ВСЕГО | |||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | - | 2 | 72 |
2 | ОРИГАМИ | 6 | 30 | 36 | 18 |
3 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА: | 10 | 60 | 70 | 35 |
| - Первоначальная графическая подготовка | 2 | 10 | 12 | 6 |
| - Изготовление макетов и моделей из плоских деталей | 4 | 18 | 22 | 11 |
| - Изготовление объемных макетов и моделей | 6 | 30 | 36 | 18 |
4 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ | 6 | 28 | 34 | 17 |
5 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | - | 2 | 1 |
| ИТОГО : | 26 | 118 | 144 | 72 |
Учебно- тематический план группы второго года обучения
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теор | практ | ВСЕГО | |||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 3 | - | 3 | 1 |
2 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА | 15 | 187 | 102 | 34 |
2.1 | Графическая подготовка | 3 | 15 | 18 | 6 |
2.2 | Разработка и изготовление объемных макетов и моделей | 12 | 72 | 84 | 28 |
3 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ | 6 | 30 | 36 | 12 |
4 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ИЗ ФАНЕРЫ И ДРЕВЕСИНЫ | 12 | 60 | 72 | 24 |
5 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ | 3 | - | 3 | 1 |
| ИТОГО : | 39 | 177 | 216 | 72 |
Министерство образования и науки РТ
МБОУ СОШ №3
Календарно-тематический план
факультативного занятия
« Бумажная симфония»
1 класс.
Учитель технологии: Кара-Сал Ч. Д.
Кызыл 2011.
Пояснительная записка
Развернутый тематический план факультативного занятия «Бумажная симфония» для детей младшего школьного возраста, рассчитан 1 раз в неделю, всего 32 часов. При разработке плана использована литература:
1. Васина В. С., «Бумажная симфония», «АЙРИС-пресс», Москва 2010;
2. Учебное издание Программы общеобразовательных учреждений
«ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 1-4, 5-11 классы» «Просвещение», Москва 2008.
3. Поурочные планы «Технология 1 класс» «Учитель-Аст», Волгоград 2005.
4. Сержантова Т.Б., «ОРИГАМИ для всей семьи» «АЙРИС-пресс», Москва 2010.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности. Это определило цель обучения на данном факультативе:
-освоение знаний по созданию продуктов труда;
-развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
-получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной жизни.
Бумага является одним из лучших материалов для детского творчества. Это безвредный, доступный, приятный материал дает возможность:
-научить детей работать разными техниками бумажной пластики-оригами, аппликация, торцевание, квиллинг и т. д.;
-развивать творческие способности детей, эстетический вкус, память, мелкую моторику, пространственное соображение ;
-воспитать аккуратность, усидчивость, трудолюбию. Бумажная пластика это увлекательное занятие для детей, которая даёт широкий простор для проявления детской фантазии.
Занятия в данном кружке даёт детям возможность изготовить подарки, открытки, игрушки, сувениры, картинки, объемные композиции своими руками.
Реализация данного календарно-тематического плана обеспечивает освоение знаний по созданию продуктов труда, развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, а так же развитие мелкой моторики, памяти, речи; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности.
№ | Тема | Цели и задачи | Содержание | Оборудование | Дата |
1 | Вводное занятие | -Знакомство -Организационные вопросы -вызвать положительную мотивацию у детей о предстоящей творческой работе ; | - Знакомство с внутренним распорядком кабинета, знакомство с целями и задачами предстоящей работы в данном кружке. | Творческие работы детей, фотографии | |
2 | Материалы и инструменты. Правила техники безопасности | - Познакомить с материалами и инструментами, их значение; - познакомить с историей и значением бумаги - расширить познавательный интерес | Знакомство с материалами и инструментами для творчества из бумаги. Правила техники безопасности и санитарной гигиены | Цветные бумаги, картоны, ножницы, клей, карандаш, линейка, циркуль | |
3,4 | Рисование рванными бумажками: «Осенний лес» «Снег идет»
| - Научить работать клеем, рисовать из рванной бумаги; - развить мелкую моторику, воображение; - воспитать аккуратность. | - Научить создавать композиции из рванной бумаги; - дать задание, придумать картинки на основе рванной бумаги | Цветная бумага, клей | |
5,6 | Аппликация из бумажных лент: « Солнце» «Ромашка» | - Познакомить с техникой аппликации, -Научить работать с ножницами; - познакомить приемами работы при выполнении аппликации; - воспитать трудолюбию; - развить творческие способности. | -Вырезание ровных полос бумаг - Приемы работы при выполнении аппликации, - подбор цветов. | Цветные бумаги, ножницы, клей. | |
7, 8 | Объемные композиции «Листочки» «Лепестки» | Научить формировать разные формы листьев, лепестков и моделировать из них композиции; - развить творческие способности, эстетический вкус, воображение. | Научить формировать разные формы листьев, лепестков и моделировать из них композиции; | Цветные бумаги, ножницы, клей. | |
9, 10 | Закручивание тонких полос бумаги. | - Научить накручивать полоски бумаги, моделировать из нее разные поделки; - развить творческие способности, мелкую моторику. | Приемы накручивания полос бумаги и способы моделирования из них желаемой формы . | Бумага, ножницы, | |
11, 12 | Нарезка и распушение мягкой бумаги «Цыпленок» «Барашек» | - Научить приемам формования пушистых шариков - развить эстетический вкус, творческие способности. | Приемы формования пушистых шариков, использование их для творческих работ | Бумага, ножницы | |
13,14 | Техника оригами Конкурусы «Чей самолет красивее?» «чей самолет лучше летит?» | - Познакомить с техникой оригами, -развить мелкую моторику, Память, пространсвенное воображение - воспитать аккуратность. | История и значение техники оригами , Условные обозначения, азбука оригами | Бумага, ножницы | |
15, 16, | «Лисичка» Мордочка Туловише. | - научить лепке витых элементов; - воспитать аккуратность, трудолюбие; - развитие эстетического вкуса, творческих способностей. | Раскатывание длинных колбасок, моделиро-вание из них витого венка, украшений. | Бумага, ножницы, клей | |
17 18 | «Шенок» Мордочка Туловише | - Научить изготовить «шенка» в технике оригами - воспитать аккуратность, трудолюбию; -развить эстетический вкус. | Приемы изготовления Поделки «Шенок» | Бумага, ножницы, клей | |
19, 20 | Подготовка к праздникам 1-го мая, 9-го мая, «Голубь» «День победы» | Научить изготавливать открытки, символы, поделки к предстоящим праздникам ; воспитать аккуратность; развить творчество, предприимчивость | Выполнение творческих работ по заданию | Бумага, ножницы, клей, ракушки, камушки | |
21, 22, 23 | Поделка «Рубашка» «Галстук»- Окончательная отделка. | Развитие творческих способностей, эстетического вкуса Научить изготавливать открытку | Выполнение творческого задания | Бумага, ножницы, клей, ракушки, камушки | |
24, 25, 26 27, 28 | «Рыбка» «Водоросли» Окончательная отделка панно «Аквариум» Оформление и подготовка выставки творческих работ | Научить изготовить «рыбку», «водоросли» вехнике оригами и квиллинга, _развитьтворческие способности, воспитать трудолюбию и аккуратности. Воспитать коллективному труду, развить эстетический вкус. | Изготовление из бумаги рыбки, Водрослей Окончательная отделка панно «аАвариум» Оформление и подготовка выставки творческих работ детей | Бумага, Клей, ножницы, Ракушки, камушки Творческие работы детей, раскладушки, стенты |
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по ВР Директор МБОУ СОШ №3 г.Кызыла
_____________2011г. _______________2011 г.
__________/____________/ ______________/ Муравьёва Л.А./
Рабочая программа
кружка
«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Составил программу учитель технологии
Виденкина Надежда Константиновна
Кызыл, 2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство изготовления украшений из бисера уходит корнями в далекое прошлое. Слово «бисер» произошло от арабского «бусра» и означает поддельный жемчуг, стеклярус.
Первыми освоили стеклоделие, а вместе с ним и технологию изготовления крупных бусин из непрозрачного стекла древние египтяне. Египетские бусины, собственно, и стали предшественниками бисера. Будучи слишком дорогими, они применялись для украшения одежды фараонов и их приближенных.
Со временем технология изготовления стеклянных бусин совершенствовалась. Бусины становились все мельче и мельче и превратились в бисер.
Интерес к бисеру с незапамятных времен проявляли в России. Первые сведения о его использовании в народном костюме относятся к IX веку. Из бисера делали пояса, серьги, подвески. Все эти украшения, очень декоративные и яркие, придавали праздничность одежде и подчеркивали неповторимость каждого костюма.
Сегодня древнее искусство низание бисера вновь становится популярным в нашей стране. Несмотря на то, что современная одежда сильно отличается от той, что носили наши предки, многие россиянки, продолжая традиции прабабушек, бабушек и мам, занимаются этим видом прикладного искусства, создавая интересные, нетрадиционные, современные изделия.
На периодически устраиваемых выставках бисерного рукоделия можно увидеть низанные, тканые и даже вязаные изделия из бисера. Зачастую они выполнены с таким тонким вкусом, что идеи этих работ берут на вооружение знаменитые кутюрье, обогащая ими свои коллекции в стиле «высокой моды».
Цель программы: - формирование художественно - эстетических и творческих способностей воспитанников.
Задачи программы: - развитие художественно- эстетического вкуса детей;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание у детей интереса и любви к народному искусству;
- развитие зрительной памяти, пространственных представлений,
творческого воображения.
Содержание программы
Программа кружка предусматривает внеурочные занятия с детьми 1 – 4 классов и рассчитана на три года обучения, из расчета 1 час в неделю. Программа является примерной и носит вариативный характер в зависимости от конкретных условий, в которых занимаются школьники. Занятия в кружке призваны способствовать решению комплекса задач по нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, т. к. это связано с возрастными и психологическими особенностями детей. Важно индивидуализировать занятия с учетом двигательных навыков и художественно творческих способностей.
Образовательные результаты
В конце обучения по программе дети должны знать: - правила техники безопасности;
- правила составления композиций из бисера;
- технику изготовления изделий.
дети должны уметь: - составлять цветовые композиции;
- доводить начатое дело до конца и видеть результаты своей работы;
- использовать различные виды бисерного плетения при выполнении изделий.
Тематическое планирование
1 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол – во часов | Всего | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Материалы и инструменты | 1 | - | 1 |
3 | Хранение и восстановление изделий | 1 | - | 1 |
4 | Низание | 1 | 3 | 4 |
5 | Параллельное низание | 1 | 3 | 4 |
6 | Низание крестиком | 1 | 3 | 4 |
7 | Низание сеток | 1 | 4 | 5 |
8 | Фантазийное низание | 1 | 3 | 4 |
9 | Мозаика | 1 | 4 | 5 |
10 | Вышивка | 1 | 4 | 5 |
11 | Плетение | 1 | 4 | 5 |
Всего: 39 часа в год.
- Вводное занятие – 1 час.
Теория: Знакомство с историей бисера
- Материалы и инструменты – 1 час.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Правила техники безопасности.
- Хранение и восстановление изделий – 1 час.
Теория: Знакомство с правилами хранения изделий и способами их восстановления.
- Низание – 4 часа.
Теория: Знакомство с техникой низания бисера.
Практика: Низание простейших цепочек и подвесок.
- Параллельное низание – 4 часа.
Теория: Знакомство с техникой параллельного низания бисера.
Практика: Изготовление браслетов, брошей, панно.
- Низание крестиком – 4 часа.
Теория: Знакомство с техникой низания бисера крестиком.
Практика: Изготовление браслетов – фенечек.
- Низание сеток – 5 часов.
Теория: Знакомство с техникой низания сеток.
Практика: Низание ажурных сеток, изготовление пасхального яичка, низание кружевных воротничков.
- Фантазийное низание – 4 часа.
Теория: Знакомство с различными материалами, использование в практической деятельности.
Практика: Самостоятельная работа детей.
- Мозаика – 5 часов.
Теория: Знакомство с техникой мозаика.
Практика: Изготовление браслетов, поясов, ожерелий.
- Вышивка – 5 часа.
Теория: Знакомство с техникой нашивания бисера на ткань.
Практика: Выявление свойств материала. Вышивание кошельков и брошей.
- Плетение – 5 часа.
Теория: Знакомство с техникой плетения фриволита.
Практика: Плетение браслетов, кулонов, поясов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве
В данной статье рассматриваются принципы педагогического сотрудничества, основные идеи всех вариантов, преимущества использования технологии сотрудничества....
Подвижные игры как вариант организации внеурочной деятельности
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Конспект урока по математике на тему: «Квадрат», ФГОС, вариант II, 2 класс
Задачи: Общеобразовательные:· Дальнейшее формирование познавательной мотивации на (основе создания проблемной ситуации при повторении и закреплении знаний о геометрической фигуре &nd...
Рабочие программы . АООП, ФГОС, вариант II.
Программа содействует общему развитию детей с ОВЗ. Готовит их к самостоятельности в быту. Формирует базовые учебные действия. Формирует представления об окружающем мире.Дети на занятиях ст...
Социально-бытовая ориентировка. ФГОС, вариант II.
Программа по социально-бытовой ориентировке (окружающему социальному миру) для нулевого (подготовительного) класса. АООП, ФГОС, вариант II....
рабочая программа логопеда ФГОС вариант 1 , легкая умственная отсталость 1 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
рабочая программа логопеда ФГОС вариант 2 , ТМНР 1 класс
Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...