Воспитательная система класса.
статья на тему
Нам доверено действительно ни много, ни мало – будущее нашей страны – дети. Поэтому построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. В данной работе представлена воспитательная система класса, главной целью которой является - развитие личности ученика как индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_harchenko_n._v.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса:
« Вместе мы – сила».
Учитель начальных классов
МБОУ гимназия №5 г. Воронежа
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Маленький человек приходит в школу не только учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда.
«Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. «Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя».
Думаю, что эти слова для каждого учителя.
В основе воспитательной работы лежит методика коллективных творческих дел, близкая мне по духу. Воспитательная система реализуется через технологию самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл воспитательной системы - обучение детей основам демократических отношений в обществе, обучение их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
В классном коллективе нужна воспитательная система, которая обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребёнка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Я составила свою систему воспитательной работы «Вместе мы – сила». Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Цели и задачи воспитательной системы
Цель воспитательной системы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося, формирование основ патриотизма.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- Создание в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.
- Создание условий для формирования в классе духовно и нравственно богатой благоприятной среды развития.
- Оказание помощи детям в освоении нравственно – патриотических ценностей.
- Формирование самостоятельности учащихся и их потребности в самообразовании.
Средства.
- Создание проблемных ситуаций.
- Различные виды деятельности: игровая, учебная, творческая.
- Совместная деятельность семьи и класса.
- Совокупность различных источников информации, используемых в исследовательской деятельности.
Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной системе, можно сформулировать следующим образом:
– содержание системы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
– система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо, патриотов своей Родины.
В основу воспитательной системы были положены следующие принципы и подходы:
– принцип природосообразности - надо принимать ребенка таким, каков он есть;
– принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную внеурочную деятельность;
– принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
– деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
– личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Предполагаемым результатом данной воспитательной системы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
- Чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность, тем меньше шансов пробудить у них активность.
- Надо понимать не только каждого ребенка, но и детское сообщество в целом. Надо правильно прогнозировать развитие отношений между детьми и взрослых с детьми.
- Необходимо постоянно изучать интересы детей, что позволит сплотить ребят и развить их социальную активность.
- Требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом, учитель сам должен показывать пример обязательности выполнения своих обещаний.
- Необходимо уважать организаторский труд детей, эмоционально поддерживать их усилия в решении организаторских задач.
- Никогда не занимать позицию постороннего в делах, придуманных детьми. ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, А НЕ РЯДОМ С НИМИ!
ВЕРЬТЕ В ДЕТЕЙ, В ИХ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ!
Содержание воспитательной системы
«Вместе мы – сила».
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 5 основных направлений:
Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)
Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.
Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
«МОЙ МИР ЗНАНИЙ» (учебно-познавательное)
Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
«Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье (« Я надежда и помощник») и в обществе (« Я гражданин, я ученик»)
«Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание)
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, знакомство с героическим прошлым Волосовского района, с историей возникновения населенных пунктов района, углубление знаний о коренных жителях нашего района, их занятиях, ремеслах.
Реализация данной воспитательной системы предполагает:
1. Практическую и исследовательскую деятельность.
2. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.
3. Неразрывную связь с родителями, учителями, учащимися.
4. Формирование коммуникативной, гражданской и социальной активности.
В нашем классе учащиеся, родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учимся – вместе, работаем – вместе, отдыхаем – вместе. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.
Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами добрых дел в классе, но и моими полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения детей и их родителей к школе, желание ребенка учиться, быть активным участником школьных дел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...