Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
статья

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_kulture_rodnogo_kraya.docx22.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к культуре родного края

у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а святая Русь.

Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Счастье заменяется суррогатами внешнего благополучия, зависимостью от одобряемых стандартных ценностей. Политические, социально-экономические проблемы, резкий отказ от старого незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности, так как народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

Музыкальный фольклор – замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной традиции были не только самореализацией своих способностей, но и умением войти в социум. Это способствует развитию нравственных качеств (например, взаимодействие мальчика и девочки, их ролевые функции, которые в дальнейшем реализуются в их взрослой семейной жизни). В фольклорных произведениях есть национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно сказать, что школьникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Наша задача, педагогов и родителей, - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы нашего педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Поэтому данная работа включает целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, школе, городу.
  • Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  • Воспитание уважения к труду людей.
  • Развитие интереса к русской народной культуре, ее традициям и промыслам.
  • Расширение представлений о России, ее столице.
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям.

Эти задачи решаются во всех видах деятельности: на уроках, во внеклассных занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в школе и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств, где особую группу составляют нравственные чувства.

«Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Важным средством нравственно-эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыка и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которая передается из поколения в поколение. Через народное искусство школьник познает традиции, обычаи, особенности своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ним удовольствие и эмоциональный заряд. В работе с детьми мы с воспитателями стараемся добиваться, чтобы они были не только внимательными слушателями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, как на уроках, и праздниках.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения, видеть красоту, создавать и беречь ее, проявлять творческую активность, мы решаем задачи нравственно-патриотического воспитания: уважение к своему народу, к труду народных мастеров, любовь к своему краю, Родине.

Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает эмоциональную чуткость, сопереживание, создает настроение радости, подъема. Народная музыка ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение и в итоге обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.  

Особую роль в приобщении школьников к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера.

Календарные праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников мы красочно оформляем музыкальный зал в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, плетеные корзины, вышитые полотенца, занавески, тканевые дорожки и т.п. Для каждого праздника детям и взрослым подбираем соответствующие костюмы. Радостная атмосфера праздника создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей. Вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формирует культурные интересы и потребности.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду мы считаем проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью – «День матери», «Моя Россия», «Осень – волшебница»; зимой – «Новогодние приключения», «Рождество», «Защитники Отечества», «Матушка-Зима», «Масленица»; весной – «Весенняя капель»,  «День Земли», «Поклонимся великим тем годам», «Ярмарка», «Хоровод дружбы»; летом, во время работы пришкольного лагеря – «Пусть всегда будет солнце!», «Именины березки», «Летний хоровод».

Перед каждым праздником, с детьми исследуем особенности каждого праздника. Ребята устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.

Чувство Родины начинается с воспитания у ребенка его отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

С детства ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д.Ушинский ввел в педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, школой, микрорайоном, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Таким образом, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию школьников может быть представлена следующим образом:

Семья - Детский сад – Школа - Родная улица, район - Родной город - Страна, ее столица, символика - Права и обязанности – Конституция

Успех нравственно-патриотического воспитания детей зависит не только от педагогов, но и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Помня о том, что хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы, мы вместе с ними организуем выставки, экскурсии, посиделки, праздники. Родители приходят в школу не только для того, чтобы увидеть народный праздник, но и чтобы деятельно участвовать в нем.

Не следует полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда – с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках.

Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подводим их к пониманию, что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, и т.д.); соблюдают традиции.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому педагоги в нашей школе поддерживают и направляют интерес ребенка к людям других национальностей, на уроках рассказывают о территории, где живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда, особенности культуры. В конце учебного года, весной мы проводим отчетный концерт в виде большого театрализованного представления «Калейдоскоп дружбы», в котором дети исполняют песни, танцы разных народов, играют в национальные народные игры.

Дети уже с младших классов знают, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками.

Итак, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В заключении хотелось бы отметить, что современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного и младшего школьного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для школьного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям. Поэтому все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у детей младшего школьного возраста такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма тру

Литература:

  1. Воспитание детей на традициях народной культуры /авт.-сост. В.П. Ватамаи Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Детство-Пресс, 1998
  3. Шорыгина Т.А. Родные сказки: нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".

В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...

Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».

В  опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...

Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных произведений"

Обобщение опыта учителя МОБУ «Восточненская СОШ» Гончаровой Н. М.по теме «Духовно - нравственное  воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных ...