Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.
статья на тему
Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с традициями народной культуры. В течение многих лет работаю по авторской программе Амосовой Ольги Борисовны «Народная культура», цель которой - формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности в контексте освоения истории русского народа, его обычаев, праздников, музыкального и устного народного творчества. Опыт работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры" представлен на городской научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание в современной школе" в декабре 2014 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.
Захарова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Якиманско – Слободская СОШ»
В школе я работаю более 25 лет. Все эти годы я была учителем начальных классов и классным руководителем детей начального звена обучения. Общаясь с коллективом детей, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования. «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования, согласно которой основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с традициями народной культуры. В течение многих лет работаю по авторской программе Амосовой Ольги Борисовны «Народная культура», цель которой - формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности в контексте освоения истории русского народа, его обычаев, праздников, музыкального и устного народного творчества. Этот выбор сделан неслучайно:
- Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
- Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: сказках, песнях, загадках, играх, потешках, небылицах.
- Народная культура прививает детям нравственные ценности русского народа: любовь к природе и родному краю, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, уважение к старшим.
- Изучение народной культуры способствует всестороннему развитию личности ребёнка, формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи ребёнка с семьёй, нельзя достичь желаемого результата. Поэтому, начиная с первого класса, провожу все мероприятия совместно с родителями.
В ходе реализации программы я активно сотрудничаю с Муромским историко – художественным музеем. Именно здесь формируется культура отношения человека с окружающим миром. Краеведческий материал учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, гордиться им, то есть приобщает к духовным ценностям, народным традициям всех поколений. В ходе экскурсий по родному краю посещаем Муромские храмы, знакомимся с муромскими святыми: Ильей Муромцем, Петром и Февронией Муромскими, Иулианой Лазаревской. Ученики моих классов – частые гости мероприятий воскресной школы при Свято - Воскресенском монастыре, таких как Рождественские праздники, Пасхальные конкурсы. Незабываемыми в памяти детей и родителей остались Пасхальные встречи на звонницах Воскресенского и Благовещенского монастырей, колокольные звоны, трапеза с монастырскими щами, пасхальным яйцом и куличом.
Цикл классных часов проходит в школьном музее, где дети знакомятся с историей школы и села. Экскурсии, проводимые в школьном музее, вызывают у учащихся большой эмоциональный отклик, воспитывают любовь к родному краю, пробуждают интерес к исследовательской деятельности, развивают воображение и творческую фантазию. Младшие школьники используют музейные материалы в дальнейшем при разработке проектов, таких как: «С юбилеем, любимая школа!», «Мой прадедушка-защитник Родины», «Мы ими гордимся». Работа над проектом на тему: «Родословная – летопись моей семьи» с представителями старших поколений по восстановлению родословной способствовала укреплению внутрисемейных связей, более глубокому осмыслению ценности семьи. Они узнали о семейных традициях, создали генеалогическое древо, узнали историю возникновения своей фамилии.
Важную роль в духовно- нравственном воспитании школьников играют фольклорные праздники. Они, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине. Традиционным в моём классе стало проведение таких праздников как: «Масленица», «Осенины», «Именины», «Зимние посиделки». На праздниках родители с удовольствием участвуют в играх, хороводах, поют песни, помогают в подготовке костюмов. Особо полюбился моим детям фольклорный праздник «Идёт Красавица - Весна, отворяй ворота!». Дети выступали в роли закликающих, они водили хороводы, пели пестушки и их одаривали куличами - печеньем в виде птичек. Этот праздник дети ждали с нетерпением, вместе с родителями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Своими впечатлениями о праздниках они неоднократно делились на страницах газеты «Вести Слободы», которая выпускается в школе, выражали слова благодарности учителям. Такая совместная деятельность учителя, учащихся и родителей благоприятно воздействует на создание творческого микроклимата в классном коллективе и в семье, когда дети и родители демонстрируют взаимопонимание, взаимоподдержку, а главное видят результат совместной творческой работы. Совместное творчество учащихся и родителей успешно представляется на конкурсах и праздниках, связанных с народной культурой, проводимых управлением образования и Православной гимназией преподобного Илии Муромца.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению
О духовно - нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению....
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...