Рабочая программа курса "Семьеведение"
рабочая программа (3 класс) на тему

       Наличие такого курса  в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_semevedenie.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Татановская СОШ»

                                                         

Программа

«Семьеведение»

Программа рассчитана

на возраст  -3класс

Срок реализации 1 год.

        

                                        

Составитель: Заболотникова Т.В. учитель начальных классов

 

Пояснительная записка.

Актуальность программы определена тем, что изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

       Наличие такого курса  в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.

Цель и задачи программы

Цель: расширение  представления учащихся о семье, о людях разных поколений,

       выявление семейных ценностей на основе  жизненных наблюдений.

Задачи:

1.Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

 2. Формировать у учащихся нравственные качества личности, ценностное отношение к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;  любовь.

   3. Сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

    4.Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения;

5.Прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
               
Программа «Семьеведение» предназначена для детей 9-10 лет и рассчитана на 1 год обучения-17 часов

Периодичность проведения занятий – 1 раз в 2  недели.

Формы организации учебно- воспитательного процесса:

Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов, диалогов, ролевых игр, анкетирования, тестирования.

Планируемые результаты освоения программы обучающимися .

В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:

- знать понятие «семья», семейные ценности;

- знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для   каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

- правильно общаться с родственниками;

- уметь планировать обязанности, досуг,

- знать комплекс утренней гимнастики и применять в жизни;

      -создавать уют в своей комнате;

-  проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность, взаимопонимание.

          У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • развитие      нравственных качеств ;
  •   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • развитие чувства уважения, взаимопонимания; любви.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами         обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою         точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть         рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                            3 класс

                                       Я изучаю свою семью.

Наименование  темы

Всего

часов

Из них

теория

практика

1.

Родственное пространство семьи:  кто кому кто.

1 ч

1

2.

Моя семья. Генеалогическое древо семьи.

1

0,5

0,5

3.

Семья и семейные ценности.

1

1

4.

Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование.

1

0,5

0,5

5.

Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи. Практическая работа.

1

1

6.

Физическая культура в семье

1

1

7.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

1

1

8.

Дом и уют

1

1

9

Как создать уют в своей комнате.

1

1

10

Семейный бюджет

1

1

11

Экономия и бережливость.

1

1

12

Семейные праздники

1

0,5

0,5

13

Дни рождения в нашей семье.

1

0,5

0,5

14

Семейные будни

1

1

15

«Интересный случай из истории моей семьи» - сочинение.

1

1

16

Семейные реликвии.

1

1

17

История моей семьи. Обобщающий урок. Защита проекта.

1

1

17ч.

11ч.

Содержание программы.

Тема1. Родственное пространство семьи:  кто кому кто. (1 час)

Теория (1ч):

   Происхождение слова «семья» Выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.); Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Тема 2.Моя семья. Генеалогическое древо семьи.

Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; обучение составлению родословного древа.

Тема3. Семья и семейные ценности.

Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

Тема4.Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование.

Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека.

Тема5.Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи.

 Практическая работа.

Тема 6.Физическая культура в семье.

Понятия «физическая культура» и «физическое воспитание». Формы физического воспитания в семье. Основные причины заболевания. Комплекс любимых занятий в семье.  Отбор упражнений и самостоятельное составление комплекса занятий для своей семьи. Правильная физическая активность как основа сохранения и поддержания здоровья и развития.

Тема 7.Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

   Раскрыть понятие «Утренняя гимнастика».  Нагрузка утренней гимнастики для начинающего. Примерные комплексы для утренней гимнастики.  Разминка в комплексе утренней гимнастики. Самостоятельное составление комплекса утренней гимнастики.

Тема 8.Дом и уют.

  Раскрыть понятие «уют».  Уход и забота о вещах в доме.

Тема 9.Как создать уют в своей комнате.

   С чего начать обустройство комнаты? Как правильно расположить игрушки, поставить мебель?

Тема 10.Семейный бюджет.

 Понятие «семейный бюджет» и его структура. Планирование  и учет семейного бюджета на день, неделю, месяц. Дефицит семейного бюджета. Семейные доходы и их виды.

Тема 11.Экономия и бережливость.

  Понятия «экономия», « бережливость». Экономия и бережливость в нашей жизни и в жизни семьи.

Тема 12.Семейные праздники.

   История возникновения праздников. Проведение традиции семейных праздников. Памятные даты.

Тема 13.Дни рождения в нашей семье.

  Дни рождения всех членов семьи. Поздравления  для папы, мамы , брата (сестры).

Тема 14.Семейные будни.

 Отношения между членами семьи. Смешные и веселые приключения в течении дня. Семейный ужин. Разнообразие занятий в будни.

Тема 15. «Интересный случай из истории моей семьи» - сочинение.

 Тема 16.Семейные реликвии.

Понятие «реликвии»- памятные вещи: фотографии, письма, шкатулки, знаки отличия  и награды, портреты членов семьи и их предков. Создание семейной реликвии.

Тема 17.История моей семьи. Обобщающий урок.

 Происхождение и создание моей семьи. Составить родословную по материнской и отцовской линии.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

 Кол-во

 часов

 Дата

 

Примечание

По плану

Фактическ

1

Родственное пространство семьи:  кто кому кто.

1

2

Моя семья. Генеалогическое древо семьи.

1

3

Семья и семейные ценности.

1

4

Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование.

1

5

Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи. Практическая работа.

1

6

Физическая культура в семье

1

7

Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

1

8

Дом и уют

1

9

Как создать уют в своей комнате.

1

10

Семейный бюджет

1

11

Экономия и бережливость.

1

12

Семейные праздники

1

13

Дни рождения в нашей семье.

1

14

Семейные будни

1

15

«Интересный случай из истории моей семьи» - сочинение

1

16

Семейные реликвии.

1

17

История моей семьи. Обобщающий урок.

1


Список литературы .

  1. Положение о Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ, проектов и методических материалов "Растим патриотов России".
  2. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.
  3.  Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (I-IVклассы) / Под ред. И.С. Артюховой. М.: ВАКО, 2005
  4. Педсовет (Газета.) .
  5. Родительские собрания: 3 класс

 

Интернет-ресурсы

  1. www.semya2008.ru 
  2. www.fw.ru 
  3. www.usmanovo.ru
  4. www.wiki-sibiriada.ru
  5. www.howpedia.ru
  6. www.howpedia.ru
  7. www.ped-kopilki.ru
  8. www.sun-hands.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...