Рабочая программа курса "Семьеведение"
рабочая программа (3 класс) на тему
Наличие такого курса в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_semevedenie.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Татановская СОШ»
Программа
«Семьеведение»
Программа рассчитана
на возраст -3класс
Срок реализации 1 год.
Составитель: Заболотникова Т.В. учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Наличие такого курса в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.
Цель и задачи программы
Цель: расширение представления учащихся о семье, о людях разных поколений,
выявление семейных ценностей на основе жизненных наблюдений.
Задачи:
1.Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Формировать у учащихся нравственные качества личности, ценностное отношение к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания; любовь.
3. Сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
4.Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения;
5.Прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
Программа «Семьеведение» предназначена для детей 9-10 лет и рассчитана на 1 год обучения-17 часов
Периодичность проведения занятий – 1 раз в 2 недели.
Формы организации учебно- воспитательного процесса:
Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов, диалогов, ролевых игр, анкетирования, тестирования.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися .
В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:
- знать понятие «семья», семейные ценности;
- знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
- правильно общаться с родственниками;
- уметь планировать обязанности, досуг,
- знать комплекс утренней гимнастики и применять в жизни;
-создавать уют в своей комнате;
- проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность, взаимопонимание.
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- развитие нравственных качеств ;
- внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие чувства уважения, взаимопонимания; любви.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
Я изучаю свою семью.
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Родственное пространство семьи: кто кому кто. | 1 ч | 1 | |
2. | Моя семья. Генеалогическое древо семьи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Семья и семейные ценности. | 1 | 1 | |
4. | Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи. Практическая работа. | 1 | 1 | |
6. | 1 | 1 | ||
7. | Комплекс упражнений для утренней гимнастики. | 1 | 1 | |
8. | Дом и уют | 1 | 1 | |
9 | Как создать уют в своей комнате. | 1 | 1 | |
10 | Семейный бюджет | 1 | 1 | |
11 | Экономия и бережливость. | 1 | 1 | |
12 | Семейные праздники | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Дни рождения в нашей семье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Семейные будни | 1 | 1 | |
15 | «Интересный случай из истории моей семьи» - сочинение. | 1 | 1 | |
16 | Семейные реликвии. | 1 | 1 | |
17 | История моей семьи. Обобщающий урок. Защита проекта. | 1 | 1 | |
17ч. | 11ч. | 6ч |
Содержание программы.
Тема1. Родственное пространство семьи: кто кому кто. (1 час)
Теория (1ч):
Происхождение слова «семья» Выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.); Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 2.Моя семья. Генеалогическое древо семьи.
Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; обучение составлению родословного древа.
Тема3. Семья и семейные ценности.
Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
Тема4.Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование.
Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека.
Тема5.Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи.
Практическая работа.
Тема 6.Физическая культура в семье.
Понятия «физическая культура» и «физическое воспитание». Формы физического воспитания в семье. Основные причины заболевания. Комплекс любимых занятий в семье. Отбор упражнений и самостоятельное составление комплекса занятий для своей семьи. Правильная физическая активность как основа сохранения и поддержания здоровья и развития.
Тема 7.Комплекс упражнений для утренней гимнастики.
Раскрыть понятие «Утренняя гимнастика». Нагрузка утренней гимнастики для начинающего. Примерные комплексы для утренней гимнастики. Разминка в комплексе утренней гимнастики. Самостоятельное составление комплекса утренней гимнастики.
Тема 8.Дом и уют.
Раскрыть понятие «уют». Уход и забота о вещах в доме.
Тема 9.Как создать уют в своей комнате.
С чего начать обустройство комнаты? Как правильно расположить игрушки, поставить мебель?
Тема 10.Семейный бюджет.
Понятие «семейный бюджет» и его структура. Планирование и учет семейного бюджета на день, неделю, месяц. Дефицит семейного бюджета. Семейные доходы и их виды.
Тема 11.Экономия и бережливость.
Понятия «экономия», « бережливость». Экономия и бережливость в нашей жизни и в жизни семьи.
Тема 12.Семейные праздники.
История возникновения праздников. Проведение традиции семейных праздников. Памятные даты.
Тема 13.Дни рождения в нашей семье.
Дни рождения всех членов семьи. Поздравления для папы, мамы , брата (сестры).
Тема 14.Семейные будни.
Отношения между членами семьи. Смешные и веселые приключения в течении дня. Семейный ужин. Разнообразие занятий в будни.
Тема 15. «Интересный случай из истории моей семьи» - сочинение.
Тема 16.Семейные реликвии.
Понятие «реликвии»- памятные вещи: фотографии, письма, шкатулки, знаки отличия и награды, портреты членов семьи и их предков. Создание семейной реликвии.
Тема 17.История моей семьи. Обобщающий урок.
Происхождение и создание моей семьи. Составить родословную по материнской и отцовской линии.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата
| Примечание | |
По плану | Фактическ | ||||
1 | Родственное пространство семьи: кто кому кто. | 1 | |||
2 | Моя семья. Генеалогическое древо семьи. | 1 | |||
3 | Семья и семейные ценности. | 1 | |||
4 | Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование. | 1 | |||
5 | Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи. Практическая работа. | 1 | |||
6 | Физическая культура в семье | 1 | |||
7 | Комплекс упражнений для утренней гимнастики. | 1 | |||
8 | Дом и уют | 1 | |||
9 | Как создать уют в своей комнате. | 1 | |||
10 | Семейный бюджет | 1 | |||
11 | Экономия и бережливость. | 1 | |||
12 | Семейные праздники | 1 | |||
13 | Дни рождения в нашей семье. | 1 | |||
14 | Семейные будни | 1 | |||
15 | «Интересный случай из истории моей семьи» - сочинение | 1 | |||
16 | Семейные реликвии. | 1 | |||
17 | История моей семьи. Обобщающий урок. | 1 |
Список литературы .
- Положение о Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ, проектов и методических материалов "Растим патриотов России".
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (I-IVклассы) / Под ред. И.С. Артюховой. М.: ВАКО, 2005
- Педсовет (Газета.) .
- Родительские собрания: 3 класс
Интернет-ресурсы
- www.semya2008.ru
- www.fw.ru
- www.usmanovo.ru
- www.wiki-sibiriada.ru
- www.howpedia.ru
- www.howpedia.ru
- www.ped-kopilki.ru
- www.sun-hands.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...