Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».
проект (4 класс) на тему
Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта:
По количеству участников: не ограничено
Возрастная категория: родители учащихся 1-4 классов По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь 2011 – май 2015
Участники проекта: учителя, психологи, родители
1. Обоснование необходимости проекта.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Одной из важных проблем, стоящей перед педагогами многих школьных учреждений, является взаимодействие педагогов с семьёй школьника.
Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.
Основной целью взаимодействия школы и семьи является гуманизация отношений между детьми, родителями и учителями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.
Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.
В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.
Поэтому перед нами, педагогами МАОУ «Ныробская СОШ», встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс. Представляю свой проект общения и взаимодействия с родителями учащихся начальных классов.
2. Цель и задачи Проекта.
Целью данного проекта является создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.
2. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
З. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
Гипотеза: взаимодействие педагогов с родителями в образовательном процессе будет эффективно, если:
- указанные в проекте задачи будут решаться через совместную деятельность школы, родителей и детей,
- творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления;
- включение родителей и деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
- выбор форм и методов взаимодействия педагогов и родителей;
- будут созданы условия для совместной деятельности обучающихся и их родителей по разработке и реализации воспитательных и социально-значимых проектов и программ.
Новизна проекта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и родителей, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает создание модели взаимодействия педагогов с родителями.
3. Участники Проекта: учителя, психолог, соц. педагог,школьный библиотекарь, родители.
4. Описание Проекта. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
4.1. Теоретическое обоснование проекта.
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть детей младшего школьного возраста удаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума.
Федеральный государственный стандарт второго поколения подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания и обучения ребенка.
Школа во все времена стремилась усилить свое влияниe на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном мире школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Педагогическому коллективу важно установить партнерские отношения с семьями своих учеников, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми, педагогами.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Поэтому был разработан проект программы работы с семьей.
4.2. Практическое обоснование проекта. Этапы и механизмы реализации проекта.
I. Аналитико-прогностический (сентябрь - октябрь 2011г.)
- Проведение диагностических исследований
- Подбор программно-методического обеспечения
- Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)
- Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения
- Создание предметно-развивающей среды
Методы и приемы: проектирование, планирование, анализ, сравнение, прогнозирование, анкетирование.
II. Основной (формирующий). (ноябрь 2011г. - март 2015г.)
1.Организация родительских собраний — собрания не должны сводиться к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
- Родительские лектории.
- Тематические конференции.
- Индивидуальная работа.
- Круглый стол
- прздники
2. Сотрудничество с родителями.
- организация совместных мероприятий,
- организация совместных поездок, праздников, походов.
3. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация.
4.Составление социальных карт.
- Организация диагностической работы по изучению семей.
5.Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;
- помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (попечительский совет, родительский комитет).
В школе работают классные родительский комитет, управляющий совет школы, с их помощью решаются многие задачи.
Индивидуальная работа с родителями.
- «День открытых дверей для родителей»:
- индивидуальные и групповые консультации по педагогическим вопросам;
- индивидуальные консультации работников социально – психологической службы;
- консультации по правовым вопросам инспектора КДН (по мере необходимости).
- Индивидуальные посещения классными руководителями, соц. педагогом семей учащихся.
III. Заключительный (январь-апрель 2015 г.).
Изучение, экспертная оценка (в том числе- внешняя), обработка фактического материала и его оформление, изучение материальных продуктов, обобщение опыта, анализ достигнутых результатов, полученных на предыдущих этапах.
Методы и приемы: диагностирование, анализ, сравнение, обобщение,
прогнозирование.
Наиболее эффективные формы работы с родителями:
• Организация родительских собраний – собрания не должны сводиться к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей пассивна и не научена занимать не только активную, но и вообще какую-либо выразительную позицию на родительских собраниях. Плохую помощь оказывает учителю отсутствие профессионального любопытства. Можно говорить об эмпирической формуле «чем больше я знаю о ребёнке и его семье, тем более я могу быть ему полезен». Однако в условиях демократии меняется характер взаимоотношений с учеником и его семьёй. Мы можем рассчитывать только на ту информацию, которую нам готовы дать, поскольку вмешательство в чужую жизнь, использование частной информации во вред семье и ребёнку в условиях демократии не допустимы. Как мотивировать родителей, чтобы родительское собрание вошло в их жизнь как нужная и приятная необходимость? н. Чем и как родитель мог бы быть полезен школе и как добиться, чтобы он захотел быть полезным, как вывести родителя на родительских собраниях из пассивной позиции? Этим целям могут служить анкетирования, родительские доклады и сообщения, собрание-праздник со столом, самодеятельностью и т. д.
Формы проведения родительских собраний
- Письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
- Родительское собрание вместе с учащимися.
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание во время похода у костра.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда-либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
- Родительское собрание мужчин.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего про ведения индивидуальных консультаций.
- Родительское собрание-спектакль, в котором выступают дети.
- Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
- Родительский лекторий. Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики участвуют родители.
- Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры.
- Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей, юристов и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
5. Рабочий план Проекта.
Месяц | Мероприятие | Ответственный |
Сентябрь | День знаний. Знакомство | Кл.рук - ли |
Сентябрь | Мои родители - мои друзья (игровая программа с участием родителей (в походе) | |
Октябрь | Акция «Спешите делать добро» | Учителя,родители, учащиеся |
Октябрь | Акция ко Дню пожилых людей ( концерт «Дорогие мои старики») | Учителя, родители, учащиеся |
Октябрь | Любимые сказки (КВН по сказкам). Мой учитель | Библиотекарь |
Ноябрь | Классные часы «Загляните в мамины глаза» ко Дню матери. Акция «Сердце матери» | Кл. рук-ли |
Ноябрь | Создание географической карты моей родни. | Кл. рук-ли |
Декабрь | Домашний музей (выставка) «Семейные увлечения », подготовка к Новому году | Кл. рук-ли |
Декабрь | Общешкольное род.собрание «Здоровье ребенка в наших руках» | Мед. работник |
Декабрь | Новогодний карнавал | Учителя, родители, учащиеся |
Январь | Мой семейный альбом (выставка). Рождество. Акция «Твори добро» | Кл.рук-ли |
Февраль | «Папа, мама, я – спортивная семья». Мой защитник | Кл.рук-ли |
Февраль | «Отцы и дети» (конкурсно-игровая программа). Проекты | Кл.рук-ли, родители |
Март | Конкурсная программа «Мы с мамулечкой вдвоем замечательно живем!» | Кл.рук-ли |
Март | Концерт к дню 8 марта. | Кл. рук-ли |
Апрель | Общешкольный праздник «Сильные, смелые, умелые». Пасха | Кл.рук-ли, родители |
Май | Общешкольный праздник «Последний звонок». 9 Мая | Кл.рук-ли |
Май | Поездка в бассейн г.Соликамска. | Кл. рук-ли, родители |
май | Заключительный концерт «Вместе лучше» | Кл.рук-ли, учащиеся |
май | Отзывы «Наш проект» | Администрация школы |
6. Ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта предполагается:
- активизация роли семьи в воспитательно-образовательном процессе (критерий соц. значимости);
- оказание родителями помощи в решении организационных и иных вопросов воспитательного процесса;
- снижение количества неблагополучных семей (критерий востребованности общества);
- новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности класса, создание новых классных и семейных традиций;
- благодаря новым семейным приоритетам, сформированным в ходе реализации проекта, учащиеся более ответственно будут относиться к своей семье, друзьям и всем взрослым.
7. Оценка эффективности реализации Проекта.
Критерии результативности реализации проекта.
Критерий | Показатели | Способы оценки |
Социальная значимость | -динамика роста дел -востребованность услуг -рост обращений, положительных оценок | Наблюдение, анализ, опросники |
Социальное развитие | -динамика уровня развития -организационные навыки | Тесты, анкетирование, опросники, наблюдения, анализ степени участия |
Педагогическая эффективность | -качество методического сопровождения -мотивация педагогов | Анкетирование,опросники, наблюдение, анализ |
Показатели эффективности проекта
- отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями, между родителями и школой;
- повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
- активное участие родителей в жизни школы;
- устойчивость в поведении детей.
Положительным результатом сотрудничества для учителей становится:
- повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
- улучшение межличностных взаимоотношений с родителями;
повышение авторитета в глазах детей, родителей;
- повышение удовлетворенности своей работой.
Для родителей положительным результатом становится:
- повышение самооценки и самоодобрения;
- лучшее знание школьных программ;
• уверенность в том, что при обучении учитывается мнение родителей и их пожелания;·
- ощущение своей значимости в школе;
- повышение их родительской компетентности;
• улучшение общения с ребенком вообще и в школе в частности.
Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:
- в лучшей посещаемости школы;
- улучшении знаний, развитии умений;
- социальном становлении.
Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к педагогам и школе в целом.
Мы, педагоги, в свою очередь, имеем возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.
Таким образом, привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу и объединение усилий школы и семьи обеспечит младшему школьнику эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома.
8. Оценка рисков.
Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта не будет эффективна, если:
- низкий уровень компетентности учителя,
- неверно осуществлен выбор форм и методов
- отсутствие сотворчества учитель-родитель-ученик.
С целью минимизации рисков необходимо систематически повышать квалификацию педагога, проводить качественный и количественный анализ внедряемых форм взаимодействия, регулярно проводить анкетирование родителей с целью изучения особенностей семьи, выявление мнения о воспитательной работе и учебном процессе школы.
На его основе осуществлять выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
9. Дальнейшее развитие проекта.
Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми.
10. Литература.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
- Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987.
- Внутришкольное управление /сос. Т.Е. Заводова. - Мн.: Карсико-Принт, 2005 (Деятельность классного руководителя).
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. Управление).
- Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.
- Дерелеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. (Педагогика. Психология. Управление).
- Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
- Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
- Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007.
- Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
- Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9.
- Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.
- Справочник классного руководителя. Лучшее из практики воспитательной работы.// МЦФЭР,2009-2011гг.
Источники интернет:
- http://festival.1september.ru/ Джебко Ольга Владимировна
- http://sc133.ucoz.ru/index/semja_i_shkola/0-78 Соболева Е.А., Миронова С.Н. и др.
Разработали проект учителя начальных классов МАОУ «Ныробская СОШ имени А,В. Флоренко» Чагина Елена Павловна, тематическое планирование Полякова Жанна Борисовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности
В помощь к родительскому собранию...
Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...
Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»
Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...
План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса 2020-2021 учебный год.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда с учителем, воспитателем, психологом и родителем.Задачи:1. Разработать единые (вариативные) подходы по вз...
Тема инновационного проекта «Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и грани сотрудничества».
Тема инновационного проекта«Модель взаимодействия школы и семьи: перспективы и грани сотрудничества»....
Педсовет "Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе"
Выступление конкурсанта Недели педагогического мастерства - 2023 на испытании ПЕДСОВЕТ....
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...