Педсовет "Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе"
методическая разработка
Выступление конкурсанта Недели педагогического мастерства - 2023 на испытании ПЕДСОВЕТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Педагогический совет»
«Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе».
Добрый день, дорогие коллеги!
- Все мы знаем, что с 1 сентября 2022 года каждая школа начала обучение школьников по обновленным ФГОС. Одной из задач которого является повышение роли родителей в процессе образования детей.
Слайд 2
Я считаю, что именно эта тема на сегодняшний день самая актуальная, особенно для сельской местности, так как слабо развита инфраструктура, низкий образовательный уровень большинства родителей, и как результат отсутствие мотивации обучения у детей.
Слайд 3
В идеале, согласно обновленному ФГОС, родитель полноценный участник образовательного процесса, но, согласитесь, довольно таки сложно добиться этого.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Я считаю, что только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Слайд 4
В своей воспитательной программе я выделила три основных направления для плодотворного сотрудничества с родителями:
- психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Слайд 5
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей включает организацию следующих форм работы с семьёй:
- родительские лектории;
- индивидуальные или тематические консультации;
- родительские собрания.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организуется с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей класса в работе Совета школы, общешкольного и классного родительского комитета.
Результативность работы проявляется в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Но тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется.
Причин этому немало, среди них:
- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим; (классный руководитель не звонит, значит в школе делать не чего)
- безразличное отношение к своему ребёнку; (он сам справиться)
- чрезмерная занятость родителей; (мне некогда проверять твои уроки, сделай сам)
- нежелание идти на контакт - (боязнь выявить проблемы)
- агрессивное восприятие информации; (мой ребёнок самый, самый, он не мог…)
- следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства; (вот когда мы учились, такого не было)
- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней; (мы сами справимся)
Дискуссия
- Я предлагаю разделиться на 2 группы.
Для первой группы нужны мастера перевоплощения, присаживайтесь сюда, это будет группа «Родители»! Вы должны забыть что работаете в школе и имеете пед образование и включаете только родительские качества!
Вторая группа «Педагоги», вы смотрите на проблемы с педагогической точки зрения.
-Постараться определить, какие различия во взглядах педагогов и родителей на задачи воспитания и обучения ребенка, и найти пути решения этой проблемы (на столах лежат карточки с заданиями).
Слад 6
- Задание “Наши общие задачи”.
Ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и школе?”
Выделите не менее 5 вариантов ответов, наиболее значимых, по вашему мнению, или добавьте свои варианты (время выполнения 1 минута).
Соблюдение режима дня.
Рациональное и калорийное питание.
Полноценный сон.
Достаточное пребывание на свежем воздухе.
Благоприятная психологическая атмосфера.
Наличие спортивных площадок, физкультурного оборудования. Закаливающие процедуры.
Проблемы семьи и школы.
Эффективные способы наказания и поощрения.
Регулярное выполнение домашних заданий.
Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.
Использование активных форм проведения досуга.
Обобщение опыта семейного воспитания.
Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Нравственное воспитание.
Эстетическое развитие.
Профориентационное воспитание
Озвучивание результатов работы.
-Мы видим, что подход к воспитанию детей у педагогов и родителей не всегда совпадает.
Слад 7
2. Задание «Хороший педагог/родитель – это….».
- Выделите какими качествами должен обладать хороший педагог и хороший родитель. Педагоги пишут о родителях, родители - о педагогах (время выполнения 1 минута)
Хорошему педагогу присуще:
Дух соперничества | Любознательность | ||
Чувство товарищества | Открытость | ||
Способность к творчеству | Озабоченность материальным успехом | ||
Способность критически мыслить | Наличие собственных убеждений | ||
Порядочность | Уравновешенность | ||
Честность | Интеллектуальная развитость | ||
Независимость | Чувство юмора | ||
Доброта | Эмоциональность | ||
Организованность | Искренность | ||
Послушание | Воспитанность | ||
Предприимчивость | Целеустремленность |
Хорошему родителю присуще:
Дух соперничества | Любознательность | ||
Чувство товарищества | Открытость | ||
Способность к творчеству | Озабоченность материальным успехом | ||
Способность критически мыслить | Наличие собственных убеждений | ||
Порядочность | Уравновешенность | ||
Честность | Интеллектуальная развитость | ||
Независимость | Чувство юмора | ||
Доброта | Эмоциональность | ||
Организованность | Искренность | ||
Послушание | Воспитанность | ||
Предприимчивость | Целеустремленность |
Озвучиваем результат работы.
По результатам всего лишь двух заданий, мы видим, что взгляды родителей и педагогов не всегда совпадают, что приводит к некоторым сложностям в отношениях между ними. Поэтому следующее задание, составить памятку «Как наладить сотрудничество».
Слайд 8
3. Памятка «Как наладить сотрудничество»
- В предложенном варианте памятки выделить главные пути взаимодействия и добавить 2-3 пункта (время выполнения 2 минуты)
Найдите возможность встретиться с педагогом /родителем/ в спокойной обстановке.
Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения.
Выслушайте точку зрения другого: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения.
Сформулируйте суть проблемы.
Поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации?
Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный для обеих сторон.
Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения.
Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.
_______________________________________________________________________
Озвучивание результатов работы.
Мы с вами составили памятку «Как наладить сотрудничество»
Не важно, что выделяют главным во взаимодействии педагоги, а что родители. Пути решения проблемы озвучены и если, следовать данным рекомендациям, то результат обязательно будет.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обновленные ФГОС для школ вступили в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (НОО и ООО) Права и обязанности родителей определены: – в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; – главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; –в Законе Российской Федерации «Об образовании» В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Нормативные документы:
психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; - участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Три направления для сотрудничества с родителями:
Сотрудничество с родителями
Задание 1 «Наши общие задачи» Ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и школе?” Выделите не менее 5 вариантов ответов, наиболее значимых, по вашему мнению, или добавьте свои варианты (время выполнения 1 минута).
Задание 2 «Хороший педагог/родитель – это…» Выделите какими качествами должен обладать хороший педагог и хороший родитель. Педагоги пишут о родителях, родители - о педагогах (время 1 минута) Хорошему педагогу/родителю присуще Дух соперничества Любознательность Чувство товарищества Открытость Способность к творчеству Озабоченность материальным успехом Способность критически мыслить Наличие собственных убеждений Порядочность Уравновешенность Честность Интеллектуальная развитость Независимость Чувство юмора Доброта Эмоциональность Организованность Искренность Послушание Воспитанность Предприимчивость Целеустремленность
Задание 3 Памятка «Как наладить сотрудничество» В предложенном варианте памятки выделить главные пути взаимодействия и добавить 2-3 пункта (время выполнения 2 минуты) -Найдите возможность встретиться с педагогом /родителем/ в спокойной обстановке. -Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения. -Выслушайте точку зрения другого: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения. -Сформулируйте суть проблемы. -Поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации? -Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный для обеих сторон. -Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения. -Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе
Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы». Права и обязанности родителей определены:– в ста...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Консультация для родителей: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семьи"
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей....
«Содружество семьи и школы в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения в системе реализации ФГОС»
Доклад о содружестве семьи и школы, формы сотрудничества...
Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности». познакомить родителей младших школьников с понятиями...
Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации образовательного процесса
Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации образовательного процесса в МБОУ СОШ№196...