Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности
статья по теме
В помощь к родительскому собранию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности.
Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся учебно-воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется. Причин этому немало, среди них:
- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
- следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства;
- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;
- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны и могут активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, в управлении школьной жизнью.
Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Р/к осуществляет свою деятельность на основе положения о родительском комитете школы, Уставе учебного заведения. В поле зрения р/к входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или лиц их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана.
Большую роль сыграть в обеспечении успешности учебно-воспитательной деятельности имеют возможность родители-профессионалы, которые помогают организовывать различные кружки, секции, клубы, способствующие всестороннему развитию ребёнка.
Очень хорошо, если родители проявляют активность в проведении разовых внеклассных мероприятий.
Не менее интересными станут классные часы, если в их проведении и подготовке принимают участие мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры.
Неоценимую помощь оказывают современные родители в обеспечении учебно-методических комплектов, соответствующих образовательной программе, оснащению кабинетов, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Это выражается не только в материальном плане, но и практическом, а также физическом.
Перечисленные выше формы сотрудничества далеко не все, но являются наиболее значимыми в достижении решения проблемы взаимоотношений педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательной деятельности.
Отдельно хотелось бы отметить такую форму сотрудничества как диагностика. В нашем учебном заведении действует проект систематической диагностики учащихся и родителей. Её проводят различные специалисты, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс: учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психолого-социальная служба, медработники, администрация.
Приведём несколько обработок диагностических тестов, проведённых учителями начальных классов среди учащихся и родителей.
Тест №1 «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь.
1.Сколько раз тебе повторять?
2.Посоветуй мне, пожалуйста.
3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
4.И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!
5.Каие у тебя замечательные друзья!
6.На кого ж ты похож(а)?
7.Вот я в твоё время!...
8.Ты нам опора и помощник!
9.Ну что за друзья у тебя!
10.О чём ты только думаешь!
11.Какая ты у меня умница!
12.А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13.У всех дети как дети, а ты?!
14.Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
2 балла – за ответы №1,4,6,7,9,10,13 и 1 балл за остальные ответы.
7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком.
Результаты:
«А» «Б» «В»
7-8 баллов 23% 45% 47%
9-10 баллов 46% 47% 43%
11-12 баллов 20% 8% 10%
13-14 баллов 11% - -
А так вот выглядит уровень обученности в эти же классах:
«А» «Б» «В»
% успеваемости 100% 100% 100%
%качества знаний 36% 54% 52%
Абсолютно понятна и ясна картина соответствия. Вывод: успешность обучения тесно связана и во многом зависит от родителей.
В диагностике взаимоотношений можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей, родителей и школы. Не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений и мнений может привести к конфликтным ситуациям.
Для проективного исследования мы использовали такие вопросы:
Для учащихся.
-Школа для меня - это…
-Класс, в котором я учусь,- это…
-Учителя для меня -это люди, которые…
-Мои одноклассники – это…
-Уроки для меня – это…
-Предметы, которые мне нравятся, это…
-Предметы, которые мне не нравятся, это…
Для родителей.
-Школа, в которой учится мой ребёнок, это…
-Класс, в котором учится мой ребёнок, это…
-Одноклассники моего ребёнка- это…
-Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это…
-Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это…
-Учебные предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это…
% совпадения ответов:
«А» «Б» «В»
62% 87% 82%
Ещё раз повторимся, возвращаясь к уровню обученности в этих классах, что успешность обучения зависит от благоприятного климата взаимоотношений между родителями и детьми.
Уважаемые родители, воспринимайте любе обращение классного руководителя или учителя-предметника к вам не как праздное любопытство, а как один из способов успешного осуществления взаимоотношений школы, семьи и ребёнка.
Только совместные усилия педагогов и родителей позволяют добиться успехов в образовании детей. Поэтому, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....
Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.
Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах....
Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».
Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта»....
взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета орксэ
Предмет ОРКСЭ играет важную роль в расширении образовательного куругозора, в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина....
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса .
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/zdorovesb._tehnologii.docx...
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности ребенка с овз
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненно...
Выступление на педсовете. «Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"»
В данном материале рассмотрены проблемы, возникающие при общении с родителями детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения....