РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников»
рабочая программа (1 класс) на тему
Цель:
диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.
Задачи:
- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, восприятия);
- развитие памяти, внимания и восприятия;
- формирование культуры общения и поведения в малой группе, социуме.
Актуальность. Интенсификация начального образования на современном этапе вызывает необходимость повышения качества подготовки младших школьников к последующему этапу обучения в школе. Современная начальная школа требует от первоклассников большей работоспособности, усидчивости и терпеливости, чем это было необходимо раньше. Одним из ведущих показателей активного состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики – память, внимание, восприятие. Непосредственное экспериментальное сопоставление уровня развития памяти, внимания и восприятия и результатов школьного обучения указывает на определенное соответствие между школьными успехами и уровнем умственной работоспособности. Ученые делают вывод о том, что память, внимание и восприятие в младшем школьном возрасте в значительной степени определяют успешность обучения.
Отличительные особенности программы.
Основная теоретическая идея программы – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия) детей младшего школьного возраста.
В данном курсе занятий младшим школьникам сообщается информация о различных приемах развития памяти, внимания, восприятия. И учитель проводит работу, направленную на овладение теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.
Поэтому программа разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 35 минут в течение учебного года. Программа предусматривает 33 занятия (33 учебные недели).
Программа включает в себя следующие этапы:
1) Выявить уровень развития памяти, внимания и восприятия при помощи диагностических методик;
2) Проведение психологических занятий, с использованием развивающих упражнений, направленных на развитие памяти, внимания и восприятия;
3) Проведение контрольной диагностики на выявление уровня развития психических процессов;
4) Разработка рекомендаций для родителей, учащихся по итогам контрольной диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_psihologii_dlya_kruzhka.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Тимирязевская СОШ»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УР Директор МОУ «Тимирязевская СОШ»
________/ Наянзова С.В. _________/ Рождественская М.Г.
« »___________ 2014 г. « » ___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Диагностика и развитие
памяти, внимания и восприятия
младших школьников»
Программа разработана для детей 7-8 лет
Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год.
Автор программы: Валиуллина М.А. – учитель начальных классов
п. Тимирязевский, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.
Задачи:
- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, восприятия);
- развитие памяти, внимания и восприятия;
- формирование культуры общения и поведения в малой группе, социуме.
Актуальность. Интенсификация начального образования на современном этапе вызывает необходимость повышения качества подготовки младших школьников к последующему этапу обучения в школе. Современная начальная школа требует от первоклассников большей работоспособности, усидчивости и терпеливости, чем это было необходимо раньше. Одним из ведущих показателей активного состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики – память, внимание, восприятие. Непосредственное экспериментальное сопоставление уровня развития памяти, внимания и восприятия и результатов школьного обучения указывает на определенное соответствие между школьными успехами и уровнем умственной работоспособности. Ученые делают вывод о том, что память, внимание и восприятие в младшем школьном возрасте в значительной степени определяют успешность обучения.
Отличительные особенности программы.
Основная теоретическая идея программы – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия) детей младшего школьного возраста.
Основные ключевые понятия:
- Мнемический прием, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: а) формирование самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, т. е. средства запоминания.
-Умственная работоспособность - это функциональное психофизиологическое состояние, обеспечивающее выполнение определенного объема умственной деятельности за единицу времени.
-Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого - физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма (Ц. Флорес)
-Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида (Е.И. Рогов).
-Восприятием называют психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств (Г. Гельмгольц).
-Диагностика – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения.
-Психодиагностика – специальная деятельность, изучающая и применяющая пути и способы выявления существенных показателей диагностируемой системы.
-Обучение — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
-Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.
-Сензитивные периоды, т.е. периоды, когда организм наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, т.е. наиболее восприимчив для развития тех или иных психических функций: развитие речи – 1-3 года; восприятие порядка – 2 – 2,5 года; развитие движений и действий – 1 – 4 года и т.д.
-Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, которому благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету старших, повышенная восприимчивость и подражательность. Деятельностью МШ являются игра, общение, труд, однако ведущее место занимает учебная деятельность.
-Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися.
-Возрастные особенности – качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.
В данном курсе занятий младшим школьникам сообщается информация о различных приемах развития памяти, внимания, восприятия. И учитель проводит работу, направленную на овладение теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.
Поэтому программа разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 35 минут в течение учебного года. Программа предусматривает 33 занятия (33 учебные недели).
Программа включает в себя следующие этапы:
- Выявить уровень развития памяти, внимания и восприятия при помощи диагностических методик;
- Проведение психологических занятий, с использованием развивающих упражнений, направленных на развитие памяти, внимания и восприятия;
- Проведение контрольной диагностики на выявление уровня развития психических процессов;
- Разработка рекомендаций для родителей, учащихся по итогам контрольной диагностики.
Особенности психических процессов (памяти, внимания и восприятия) в младшем школьном возрасте.
Особенности памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
Особенности внимания младших школьников
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин. Внимание является одним из моментов ориентировочно - исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, различают непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное внимание.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, ко вторичным - колебание и переключение внимания.
Внимание младших школьников связано со следующими особенносями:
- Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное;
- Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения;
- Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания слабее;
- Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы (слушание и чтение);
- У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связанно с возрастной слабостью процесса торможения;
Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.
Работа по развитию внимания должна вестись по двум направлениям:
- Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Принципы развития внимания:
- деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
- психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
- сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
- индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
- последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
- поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности;
- цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами.
Особенности восприятия младших школьников.
По преобладающей роли той, или иной модальности в восприятии выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяется восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства, которые считаются особо сложными формами восприятия.
В качестве ведущих свойств восприятия выделяют следующие: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность.
Выделяют следующие особенности восприятия младших школьников:
- Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных;
- У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета;
- У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур;
- В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки.
Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Уровни результатов работы по программе
- Первый уровень результатов связан с выявление уровня развития памяти, внимания и восприятия детей младшего школьного возраста. Дети узнают какому уровню развития соответствует развитие их психических процессов – высокому, среднему, или низкому.
- Второй уровень результатов способствует непосредственному развитию данных психических процессов. Связан с проведением психологических занятий, направленных на развитие памяти, внимания и восприятия.
- Третий уровень результатов - проведение итоговой диагностики, по итогам которой будет выявлена динамика развития памяти, внимания и восприятия детей
- Четвертый уровень результатов – разработка рекомендаций для родителей и учащихся на основе итоговой диагностики.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Результаты обучения детей будут объявлены индивидуально родителям, а также для родителей и учащихся будут разработаны индивидуальные рекомендации.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Корректировка | Тема занятия | Тема раздела |
1. | Диагностика уровня развития внимания | Развитие внимания | ||
2. | Учусь быть внимательным | Развитие внимания | ||
3. | Учусь быть внимательным (продолжение) | Развитие внимания | ||
4. | Составляю картинку | Развитие внимания | ||
5. | Исправляю ошибки | Развитие внимания | ||
6. | Ищу отличия | Развитие внимания | ||
7. | Ищу одинаковые предметы | Развитие внимания | ||
8. | Незаконченный рисунок | Развитие внимания | ||
9. | Где право, где лево? | Развитие внимания | ||
10. | Итоговый урок по теме «Внимание» | Развитие внимания | ||
11. | Диагностика уровня развития памяти | Развитие памяти | ||
12. | Знакомься: твоя память | Развитие памяти | ||
13. | Учусь запоминать | Развитие памяти | ||
14. | Учусь запоминать (продолжение) | Развитие памяти | ||
15. | Как я слышу | Развитие памяти | ||
16. | Движение и память | Развитие памяти | ||
17. | Как мне легче запоминать: составляем истории | Развитие памяти | ||
18. | Как мне легче запоминать: ищем новые способы | Развитие памяти | ||
19. | Ну- ка запомни | Развитие памяти | ||
20. | Итоговый урок по теме «Память» | Развитие памяти | ||
21. | Диагностика уровня развития восприятия | Развитие восприятия | ||
22. | Знакомься: твое восприятие | Развитие восприятия | ||
23. | Что я вижу | Развитие восприятия | ||
24. | Что я слышу | Развитие восприятия | ||
25. | Угадай - ка (осязательное восприятие) | Развитие восприятия | ||
26. | Учусь воспринимать время | Развитие восприятия | ||
27. | Воспринимаю движения | Развитие восприятия | ||
28. | Учусь воспринимать пространство | Развитие восприятия | ||
29. | Итоговый урок по теме «Восприятие» | Развитие восприятия | ||
Резерв – 30-33. |
Содержание программы
Наименование раздела | Количество часов |
Развитие внимания | 10 |
Развитие памяти | 10 |
Развитие восприятия | 9 |
Резерв | 4 |
Всего | 33 |
Развитие внимания.
Диагностика уровня развития внимания. Знакомство с основными специальными упражнениями, тренирующими основные свойства внимания. Использование упражнений на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольного запоминания. Развитие распределения внимания. Развитие объема внимания. Контрольная диагностика уровня развития внимания.
Развитие памяти
Диагностика уровня развития памяти. Знакомство с основными мнемическими приемами запоминания: группировкой, классификацией, установлением аналогий, мнемотехническими приемами, достраиванием запоминаемого материала, ассоциациями. Развитие слуховой памяти. Развитие двигательной памяти. Развитие долговременной и кратковременной памяти. Развитие механической и осмысленной памяти. Контрольная диагностика уровня развития памяти.
Развитие восприятия.
Диагностика уровня восприятия. Знакомство с одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности – сравнением. Развитие умения наблюдать. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Развитие осязательного восприятия. Развитие восприятия времени, движения, пространства. Контрольная диагностика уровня развития восприятия.
Разработка рекомендаций для родителей и учащихся по развитию памяти, внимания, восприятия.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Кадровое – Валиуллина М.А. Мария Александровна – образование – высшее; специальность – учитель начальных классов и педагог – психолог.
Материально – техническое – аудиторная доска с магнитной поверхностью, ноутбук, медиа – проектор.
Информационно- методическое обеспечение:
1) Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей/ М.К. Акимова. – СПб.: Питер, 2006. - 840 с.
2) Александров, Ю.А. Психодиагностика/ Ю.А. Александров. – СПб.: Питер, 2007. – 486 с.
3) Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология/ Д.Р. Андерсон. – СПб.: Питер, 2002. – 492 с.
4) Аткинсон, В.У. Воспитание памяти/ В.У. Аткинсон. - Минск: Белорусская энциклопедия, 2005.- 158 с.
5) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.
6) Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - М.: Психология, 1999. – 304 с.
7) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания/ Р.Р. Гейссельхарт. – М.: МГУ, 2007. – 125 с.
8) Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2005. - 857 с.
9) Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:ЧеРо, 2000. - 814 с.
10) Дормашев, Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 2001. – 347 с.
11) Дружинин, В.Н. Когнитивная психология/ В.Н. Дружинин. – М.:
Пер Се, 2002. – 479 с.
12) Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника/ О.Ю. Ермолаев. – М.: Знание, 2000. – 80 с.
13) Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 6-8 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.
14) Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/
О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 376 с.
15) Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические произведения/ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1983. – 214 с.
16) Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника/
А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
17) Найн, А.Я. Психолого – педагогические тесты/ А.Я. Найн. – Челябинск.: ЧГПУ, 2003. – 120 с.
18) Немов, Р.С. Общая психология/ Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2006. –
304 с.
19) Нуркова, В.В. Психология/ В.В. Нуркова. – М.: Юрайт, 2004. – 484 с.
20) Рогов, Е.И. Общая психология/ Е.И. Рогов. – М.: Ростов, 2008. – 557 с.
21) Рогов, Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение/ Е.И. Рогов. - М.: Март, 2006. – 219 с.
22) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
23) Смирнов, А.А. Развитие логической памяти у детей/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
24) Солсо, Р.Л. Когнитивная психология/ Р.Л. Солсо. – СПб.: Питер, 2006. – 588 с.
25) Тихомиров, О.К. Психология:/ О.К. Тихомиров. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.
26) Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей/
Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль.: Гринго, 2001. – 240 с.
27) Ускова Г.А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с.
28) Флорес, Ц. Психология памяти и внимания/ Ц. Флорес. – М.: Психология, 2002. – 203 с.
29) Хэнкок, Д. Самоучитель по развитию памяти/ Д. Хэкок. - М.: Наука, 2002. – 319 с.
30) Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей/ Л.В. Черемошкина. – М.: Психология, 2005. - 96 с.
31) Чуприкова, Н.И. Психология высших когнитивных процессов/
Н.И. Чуприкова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 303 с.
32) http//:www.azps.ru
33) http//: www.adalin.mospsy.ru
34) http//:www.psihologu.info
Список литературы:
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1) Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей/ М.К. Акимова. – СПб.: Питер, 2006. - 840 с.
2) Александров, Ю.А. Психодиагностика/ Ю.А. Александров. – СПб.: Питер, 2007. – 486 с.
3) Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология/ Д.Р. Андерсон. – СПб.: Питер, 2002. – 492 с.
4) Аткинсон, В.У. Воспитание памяти/ В.У. Аткинсон. - Минск: Белорусская энциклопедия, 2005.- 158 с.
5) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.
6) Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - М.: Психология, 1999. – 304 с.
7) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания/ Р.Р. Гейссельхарт. – М.: МГУ, 2007. – 125 с.
8) Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2005. - 857 с.
9) Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:ЧеРо, 2000. - 814 с.
10) Дормашев, Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 2001. – 347 с.
11) Дружинин, В.Н. Когнитивная психология/ В.Н. Дружинин. – М.:
Пер Се, 2002. – 479 с.
12) Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника/ О.Ю. Ермолаев. – М.: Знание, 2000. – 80 с.
13) Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 6-8 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.
14) Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/
О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 376 с.
15) Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические произведения/ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1983. – 214 с.
16) Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника/
А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
17) Найн, А.Я. Психолого – педагогические тесты/ А.Я. Найн. – Челябинск.: ЧГПУ, 2003. – 120 с.
18) Немов, Р.С. Общая психология/ Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2006. –
304 с.
19) Нуркова, В.В. Психология/ В.В. Нуркова. – М.: Юрайт, 2004. – 484 с.
20) Рогов, Е.И. Общая психология/ Е.И. Рогов. – М.: Ростов, 2008. – 557 с.
21) Рогов, Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение/ Е.И. Рогов. - М.: Март, 2006. – 219 с.
22) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
23) Смирнов, А.А. Развитие логической памяти у детей/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
24) Солсо, Р.Л. Когнитивная психология/ Р.Л. Солсо. – СПб.: Питер, 2006. – 588 с.
25) Тихомиров, О.К. Психология:/ О.К. Тихомиров. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.
26) Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей/
Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль.: Гринго, 2001. – 240 с.
27) Ускова Г.А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с.
28) Флорес, Ц. Психология памяти и внимания/ Ц. Флорес. – М.: Психология, 2002. – 203 с.
29) Хэнкок, Д. Самоучитель по развитию памяти/ Д. Хэкок. - М.: Наука, 2002. – 319 с.
30) Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей/ Л.В. Черемошкина. – М.: Психология, 2005. - 96 с.
31) Чуприкова, Н.И. Психология высших когнитивных процессов/
Н.И. Чуприкова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 303 с.
32) http//:www.azps.ru
33) http//: www.adalin.mospsy.ru
34) http//:www.psihologu.info
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1) Вергелес, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться/ Г.И. Вергелес. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т, 2000. – 158 с.
2) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.
3) Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - М.: Психология, 1999. – 304 с.
4) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания/ Р.Р. Гейссельхарт. – М.: МГУ, 2007. – 125 с.
5)Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 6-8 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.
6) Найн, А.Я. Психолого – педагогические тесты/ А.Я. Найн. – Челябинск.: ЧГПУ, 2003. – 120 с.
7) Рогов, Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение/ Е.И. Рогов. - М.: Март, 2006. – 219 с.
8) Смирнов, А.А. Развитие логической памяти у детей/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
9) Хэнкок, Д. Самоучитель по развитию памяти/ Д. Хэкок. - М.: Наука, 2002. – 319 с.
10) Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей/ Л.В. Черемошкина. – М.: Психология, 2005. - 96 с.
11) http//:www.azps.ru
12) http//: www.adalin.mospsy.ru
13) http//:www.psihologu.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Я-исследователь"
Данный материал содержит пояснительную записку к программе "Я-исследователь", созданной на основе методики А.И.Савенкова, учебно-тематический план для каждого класса 1-4, УУД, ожидаемые результа...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий....
«Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по моделированию и конструированию»
Программа для внеурочной деятельности по моделированию и конструированию....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я -школьник"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1 класс "Я - школьник"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...