Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3-4 классов | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 52» г. Курска
Рабочая программа внеурочной деятельности
«АЗБУКА МУДРОСТИ»
Захарова Светлана Павловна
учитель начальных классов
2014 г
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Формированием данных свойств является процесс превращения базовых ценностей, заложенных новыми образовательными стандартами, в личностные ценностные смыслы.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Одними уроками трудно сформировать человеческие ценности, потому что современные учебные программы для начальной школы так насыщены учебным материалом, что на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Нужна длительная кропотливая работа и во внеурочное время. Для этого необходимо создать систему работы, которая поможет реализовать два важных принципа:
- принцип слышания;
- принцип востребованности.
Это значит, пробуждение личных вопросов детей о вечном и помощь в нахождении ответов на эти вопросы в своей совести.
Задача взрослого услышать, какова душевная потребность ребёнка в данный момент, и дать востребованное. Для этого ребенка нужно включить в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этой ценности на практике.
Такой практикой стала программа «Азбука мудрости».
Цель
Создание условий для формирования нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи
- Содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников.
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую родину, российский народ и историю России.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Развивать познавательную активность учащихся.
Актуальность
Актуальность программы можно выразить словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Новизна
Данная программа направлена поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Концепция программы
Принципы
Содержание программы строилось на следующих принципах:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Механизм реализации
Собранный материла носит светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учитывает требования типовых программ, многоуровневость.
Нормативные документы
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
- Конституция Российской Федерации, 1993.
- Федеральный закон «Об образовании», 29.12.2012.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», 1998
- Программа «Дети России», 1996 Решение коллегии Минобразования России «Об опыте работы взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка», 1995.
- Семейный кодекс Российской Федерации, 1996.
- Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»
- Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, 2007.
Технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
- Коммуникационные технологии.
- Технологии развивающего обучения.
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- аудиотехника;
- сканер;
- принтер
- CD-диски со сказками и развивающими играми
Содержание
Программа организовывает работу в классе в течение двух лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся. Пользуясь программой , можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.
Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий.
Программа реализуется в рамках внеучебной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:
- Занятий кружка на базе школы
- Экскурсий
- Авторские разработки:
- Подпрограмма «Праздники детства» 3 класс
- Проект «Герои России земли Курской» ( 4 класс)
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, где педагог и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
Поэтому данная программа является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий (см. таблицу 1)
Таблица 1
Тема | Кол - во часов | Содержание |
3 класс | ||
Подпрограмма «Праздники детства» | ||
1 Как рассказать всему миру о мире | 8 | 1.Проведение занятий о нравственности:
2. Коллективное чтение книг. 3. Классный час «Что такое настоящая дружба?» 4. Написание мини-сочинений – рассуждений. 5. Подготовка проектов |
2.Потому что я человек | 8 | |
3.Кто доброе творит, тому зло не вредит | 10 | |
4.Чтобы стать лучше | 8 | |
4 класс | ||
1.Сказка о сердце | 8 | 1.Проведение уроков:
2. Экскурсии в:
3. Встречи:
4. Исследовательская работа учащихся. 5.Совместный праздник с родителями. 6.Классный час «Герои Земли Курской» |
2. Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек | 8 | |
3.Лишь слову жизнь дана | 10 | |
4. ...Это счастье — радоваться жизни | 8 |
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.
Общий объём — 34 ч, 4 класс — 34 ч
В результате изучения данного курса в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
3. Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
4. Первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
5. Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Регулятивных результатов:
1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных результатов:
1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с поставленными задачами.
3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Коммуникативных результатов:
1. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого.
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Рекомендуемая литература
для учителя:
1. Азбука вежливости. Пособие для учителя/ под.ред. П,Васильева – Гангус. – М.: Просвещение, 2000.
2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997.
3. Бумбах С. Р. – Житомир:тТПЦ «Олеся» МП «БТЗ», 1992.
4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.
5. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
6. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного
становления личности //Начальная школа. 2007. № 11. С. 15-17. (0,2 п.л.).
7.Литертатурное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.(сост. Л.Ф.Климанова и др; под ред. Л.Ф. Климановой); Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 3-е изд – М.: Просвещение, 2014
8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
9. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 3-е изд – М.: Просвещение, 2014.
10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;
11. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях;
12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
13.Чудакова Н. В. – «Праздники для взрослых и детей»
14.Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/
15.Сборник художественных текстов. 1-4класс . Сост .В.Ниорадзе.-М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007.
для обучающихся:
- А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
- Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
- Андерсен Г.Х «Эта басна сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
- Артюхова Н. «Трусиха»
- Атнабаев А. «Край мой»
- Бабич Ш «Присяга народу», «Кураю»
- Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
- Барто А.Л. «Требуется друг», «Серёжа», «Вежливость», «В театре», «Вовка- добрая душа»
- Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин...»
- Богданов Н.А. «След человека»
- Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
- Бунин И.А. «Матери»
- Винокуров Е.М. «Мальчики»
- Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
- Гайдар А.П. «Голубая чаша», «Тимур и его команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Совесть», «Чук и Гек»
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы курса « Азбука мудрости» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
В результате прохождения программного материала к концу обучения 4 класса
обучащиеся должны знать:
- речевые средства и средства информации;
- основные базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», « справедливость», «желание понимать друг друга», « народ», «национальность», «патриотизм», «мудрость», «милосердие»
- источники получения информации;
- виды текстов, жанры текстов;
- алгоритм построения речевого высказывания
обучащиеся должны уметь:
- видеть красоту в поведении, поступках людей;
- любить свою Родину, родных и близких, бережно относится к природе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- понимать точку зрения другого;
- уметь распределять роли, договариваться друг с другом;
- пользоваться дополнительными источниками информации
- оценивать свои и чужие поступки
Содержание программы
3 класс ( 34 часа)
Тема 1. Как рассказать всему миру о мире ( 8ч)
Введение. Мудрый человек. Красота. Вдохновение. Радость. Тайна. Праздник жизни. Благородство. Гордость. Доброта. Сила добра.
Тема 2. Потому что я -человек ( 8 ч)
Милосердие. Цветок милосердия. Свет дружбы. Мой друг. Жертвенность. Кротость. Гимн любви. Школа любви.
Тема 3. Кто доброе творит, тому зло не вредит. ( 10 ч)
Мастерство. Сердце мастера. Голос прекрасного. Мир красоты. Поиск прекрасного. Идеал прекрасного. Служение людям. Судьба. Счастье. Радость труда.
Тема 4. Чтобы стать лучше ( 7 ч)
Секрет трудолюбия. Уважение к людям. Золотое правило уважения. Храбрость. Целеустремлённость. Чистота. Щедрость.
Резервное время ( 1ч)
Содержание программы
4 класс ( 34 часа)
Тема 1. Сказка о сердце ( 8ч)
Введение. Удивительное чудо природы. Портрет Солнца. Свет души. Фея света. Уважение и лицемерие. Благодарность. Сила добра.
Тема 2. Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек ( 8 ч)
О словах разнообразных. Пословицы о языке. Свет дружбы. Мой друг. Жертвенность. Кротость. Хороший человек. Школа любви.
Тема 3. Лишь слову жизнь дана . ( 10 ч)
Милосердие. Мудрость. Любовь к Родине. Мир красоты человека. Поиск прекрасного. Идеал красоты. Служение людям. Судьба. Счастье. Радость труда.
Тема 4. Это счастье — радоваться жизни ( 8 ч)
Любовь и эгоизм. Уважение к родителям. Прощение. Храбрость. Целеустремлённость. Чистота. Щедрость.
Резервное время ( 1ч)
Учебно-тематический план
3 класс ( 34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Как рассказать всему миру о мире (8 ч) | ||||||
1 | Введение. В.Лифшиц «В школу» | Познакомить с программой кружка на новый учебный год | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | ||
2 | Мудрый человек. В.А.Сухомлинский «Цветок солнца» | Определить какими качествами обладает мудрый человек. Сравнить мудрость и ум. Установить, кто является мудрым человеком. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, сравнивают мудрость и ум, анализируют, обобщают | ||
3 | Красота. Вдохновение. Радость. Тайна. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | определить признаки нравственных понятий, прививать любовь к родной природе | 1 | Обсуждают, высказывают своё мнение, выразительно читают стихотворение | ||
4 | Праздник жизни. Как был зарыт томагавк (сказка) | Определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле. | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | ||
5 | Благородство. Подвиг Геракла.( По Ф.Кузьмину) | Познакомить с понятием «благородство». Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | ||
6 | Гордость. В.А.Сухомлинский «Братик родился» | Выяснить - нужна ли человеку гордость; кто может быть гордым; как гордыня влияет на душу и характер человека. | 1 | Ведут беседу, сравнивают «гордость» и «гордыню», обсуждают, высказывают своё мнение | ||
7 | Доброта. В.А.Сухомлинский «Дождик и гром» Бульдог и таксик.( К рассказу в картинке: «Бульдог и малявка» | Обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?» | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | ||
8 | Сила добра. О.Уайльд «Великан- эгоист» | Установить: может ли доброта исцелить человека. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | ||
Потому что я – человек ( 8ч) | ||||||
9 | 1 | Милосердие. Два друга и нищий старик Притча. | Обсуждение проблемы: «Почему чашка воды больше моря?» | 1 | Ведут беседу, подбирают синонимы к слову «милосердие», обсуждают, высказывают своё мнение | |
10 | 2 | Цветок милосердия. Испытание учителя. Притча. | Обсудить:- что такое благотворительность;- стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям;- если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям. | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
11 | 3 | Свет дружбы. О братьях, которые во всём соглашались друг с другом. (сказка) | Определить, какой бывает дружба. Изобразить «Сияющую дружбу». Выбрать «тайного друга». | 1 | Коллективное чтение сказки, беседа. Обсуждают, анализируют, изображают, обобщают | |
12 | 4 | Мой друг. В.Солодухин «Ножичек с костяной ручкой» | Составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти. Найти различие между дружбой и любовью. Обсуждение самого необходимого качества для дружбы. | 1 | Ведут беседу, сравнивают понятия «дружба» и «любовь», обсуждают, высказывают своё мнение, составляют советы | |
13 | 5 | Жертвенность. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек» | Определить значение понятия «жертвенность». Обсудить: - каким должен быть жертвенный человек; - каждый ли способен на жертву; - может ли жертва быть частичной; - должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности; - бывает ли жертва напрасной. | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
14 | 6 | Кротость. В.А.Сухомлинский «Потому что я – человек» С.Баруздин «Бревно» | Описать самого кроткого человека в классе, не называя его имени. | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы, описывают одноклассника | |
15 | 7 | Гимн любви. В.А.Сухомлинский «Самые ласковые руки» | Нарисовать фею любви и написать о ней сказку | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают, рисуют фею. | |
16 | 8 | Школа любви. | Составить проект «Школы любви» и защитить его. | 1 | Работают над проектом | |
Кто доброе творит,тому зло не вредит (10ч) | ||||||
17 | 1 | Мастерство. В.Голявкин «Я пуговицу себе сам пришил» | Перечислить качества и навыки, необходимые искусному мастеру. Рассказать о мастерски сделанной вещи | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | |
18 | 2 | Сердце мастера. С.Маршак «Сказка о старушке» | Решение проблемной ситуации: «Какие украшения и из каких камней можно сделать для себя, своей мамы, бабушки и других своих близких, если бы вы были ювелиром». | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
19 | 3 | Голос прекрасного. В.А.Сухомлинский «Земляника для Наташи» | Назвать, что является самым прекрасным в жизни. Написать, что необходимо для того, чтобы слышать голос Красоты | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | |
20 | 4 | Мир красоты человека Сапожник и богач. Басня. Откупщик и сапожник. Басня. | Установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека; - если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь; - в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное; - может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное. | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | |
21 | 5 | Поиск прекрасного. В.А.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»? Ш Амонашвили «О чём мечтал мальчик» Притча. | Записать в тетрадь всё прекрасное, что нашли. | 1 | Обсуждение проблемы, высказывают своё мнение, поиск прекрасного | |
22 | 6 | Идеал красоты Л.Толстой «Как лучше жить?» | Нарисовать идеал красоты(женской или мужской). | 1 | Творчески работают, обсуждают, доказывают свою точку зрения. | |
23 | 7 | Служение людям. В.А.Сухомлинский «Доброго вам здоровья, дедушка!» | Написать сказку о жизни двух деревьев перед храмом и нарисовать к ней рисунок. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают | |
24 | 8 | Судьба. В.Солоухин «Мститель» Волк и пастухи. Басня. | Обсудить вопросы: - что самое прекрасное в судьбе каждого человека; - можно ли изменить судьбу; - хотели бы поменяться судьбой с кем-либо; - хозяин ли своей судьбы человек; - как характер влияет на судьбу. | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
25 | 9 | Счастье. В.Осеева «Потерянный день» | Определить значение слова «счастье». Изобразить цветок счастья Описать самый счастливый день в жизни. | 1 | Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают свой цветок «счастья», доказывают свой выбор | |
26 | 10 | Радость труда. | Создать проект «Школы трудолюбия» и защитить его. | 1 | Работают над проектом | |
Чтобы стать лучше ( 8ч) | ||||||
27 | 1 | Секрет трудолюбия. В.А.Сухомлинский «Лесной домик» | Открыть секрет трудолюбия. Написать сказку о Фее трудолюбия, летающей по планете с целительным бальзамом трудолюбия и спасающего людей от лени. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают | |
28 | 2 | Уважение к людям Д.Биссет «Дракон Комодо» | Обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали». | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | |
29 | 3 | Золотое правило уважения. Д.Биссет «Волна большая и волна маленькая» | Составить список самых основных правил уважения. Нарисовать дерево уважения. | 1 | Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают своё дерево «уважения», доказывают свой выбор | |
30 | 4 | Храбрость. | Разбор жизненных ситуаций.Написать , что помогает человеку быть храбрым в той или иной ситуации | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
31 | 5 | Целеустремлённость. В.Вдовин «Путешествие капельки» | Провести игру «Цепочка добрых целей». Завести тетрадь»Цель моей жизни». | 1 | Коллективное чтение рассказа, игра,беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | |
32 | 6 | Чистота. В.А.Сухомлинский «Пурпурный цветок» | Написать сочинение на тему: «Почему нужно быть чистым, как родник». | 1 | Работа над сказкой, беседа, составление мини-сочинения, обсуждение | |
33 | 7 | Щедрость. Семь сердец. Восточная сказка | Нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел. | 1 | Коллективное чтение сказки, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают, рисуют свой цветок. | |
34 | 8 | Замыкая круг. | Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию | 1 | Участвуют в обсуждении, соревнуются, делают выводы |
Учебно-тематический план
4класс ( 34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Сказка о сердце (8 ч) | ||||||
1 | Введение. В.Жизнева «Сказочный куст розы» | Познакомить с программой кружка на новый учебный год | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | ||
2 | Удивительное чудо природы А.Блок «Белой ночью месяц красный» Божественность цветов | Определить, какие чудеса происходят в мире природы и человека. Установить, кто является добрым человеком. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, сравнивают анализируют, обобщают | ||
3 | Портрет Солнца К.Бальмонт «Эдельвейс» | определить признаки нравственных понятий, прививать любовь к родной природе | 1 | Обсуждают, высказывают своё мнение, выразительно читают стихотворение | ||
4 | Свет души С.Орбелиани «Черепаха и скорпион» (басня) | Определить, что такое «свет души», «свет жизни», «свет сердца», «свет учения», « свет любви» | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | ||
5 | Фея света Игра «Дары Феи света» Сказка о сердце | Познакомить с понятием «сердечность» «благородство». Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше сердечных и благородных людей. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | ||
6 | Уважение и лицемерие Учитель и ученики (притча) | Выяснить - нужно ли человеку уважение; кто может быть уважаемым человеком; как уважение влияет на душу и характер человека. | 1 | Ведут беседу, сравнивают «уважение» и «лицемерие», обсуждают, высказывают своё мнение | ||
7 | Благодарность Сулхан-Саба Орбелиани «Царь и художник» (басня) | Обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество благодарности?» | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | ||
8 | Сила добра. О.Уайльд «Великан- эгоист» | Установить: может ли доброта исцелить человека. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | ||
Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек ( 8ч) | ||||||
9 | 1 | О словах разнообразных. Сулхан-Саба Орбелиани «Раненый языком» | Обсуждение проблемы: «Язык твой- друг или враг?» | 1 | Ведут беседу, обсуждают, высказывают своё мнение | |
10 | 2 | Пословицы о языке Эмма Мошковская «Язык и уши» | Обсудить: «Почему краснеют уши,когда говоришь неправду?» | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
11 | 3 | Свет дружбы. Два старца (притча) | Определить, какой бывает дружба. Изобразить «Сияющую дружбу». Выбрать «тайного друга». | 1 | Коллективное чтение сказки, беседа. Обсуждают, анализируют, изображают, обобщают | |
12 | 4 | Мой друг. В.Солодухин «Ножичек с костяной ручкой» | Составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти. Найти различие между дружбой и любовью. Обсуждение самого необходимого качества для дружбы. | 1 | Ведут беседу, сравнивают понятия «дружба» и «любовь», обсуждают, высказывают своё мнение, составляют советы | |
13 | 5 | Жертвенность. Б.Ганаго «Чудо в жизни сапожника» | Определить значение понятия «жертвенность». Обсудить: - каким должен быть жертвенный человек; - каждый ли способен на жертву; - может ли жертва быть частичной; - должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности; - бывает ли жертва напрасной. | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
14 | 6 | Кротость. И.А.Крылов «Две бочки» (басня) | Описать самого кроткого человека в классе, не называя его имени. | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы, описывают одноклассника | |
15 | 7 | Хороший человек Овсей Дриз «Очень нужно, чтобы всюду был хороший человек» | Кого можно считать хорошим человеком? Обсуждение проблемы. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают, рисуют | |
16 | 8 | Школа любви. История о двух братьях-близнецах | Обсудить, что значит любовь близких людей. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют | |
Лишь слову жизнь дана (10ч) | ||||||
17 | 1 | Милосердие Машенька (Святочный рассказ) | Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше сердечных и милосердных людей | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | |
18 | 2 | Мудрость Ш.Амонашвили «Спасибо тебе, дедушка!» Притча | Обсуждение проблемы: «Кого мы считаем мудрым человеком?» | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
19 | 3 | Любовь к Родине Станислав Романовский «Русь» | Назвать, что означает слово «русь» Написать, что значит любить свою Родину. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | |
20 | 4 | Мир красоты человека Мудрец и два ларца И.Бунин Слово» Н.Гумилёв «Слово» | Установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека; - если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь; - в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное; - может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное. | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | |
21 | 5 | Поиск прекрасного. В.Сухомлинский «Книга и конфеты» | Записать в тетрадь всё прекрасное, что нашли. | 1 | Обсуждение проблемы, высказывают своё мнение, поиск прекрасного | |
22 | 6 | Идеал красоты Узнай-зеркала (Сказка) | Нарисовать идеал красоты(женской или мужской). | 1 | Творчески работают, обсуждают, доказывают свою точку зрения. | |
23 | 7 | Служение людям. Дж.Родари «Как убежал Твёрдый знак» (Сказка) | Написать сказку о жизни двух деревьев перед храмом и нарисовать к ней рисунок. | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают | |
24 | 8 | Судьба. В.Солоухин «Мститель» Волк и пастухи. Басня. | Обсудить вопросы: - что самое прекрасное в судьбе каждого человека; - можно ли изменить судьбу; - хотели бы поменяться судьбой с кем-либо; - хозяин ли своей судьбы человек; - как характер влияет на судьбу. | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
25 | 9 | Счастье. А.Н.Майков «Голубенький,чистый» Овсей Дриз «Это счастье...» | Определить значение слова «счастье». Изобразить цветок счастья Описать самый счастливый день в жизни. | 1 | Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают свой цветок «счастья», доказывают свой выбор | |
26 | 10 | Радость труда. Семейная драгоценность. Китайская сказка | Определить, в чём заключается радость труда. | 1 | Работают над проектом | |
Это счастье — радоваться жизни ( 8ч) | ||||||
27 | 1 | Любовь и эгоизм Каин и Авель. | Определить понятие «Эгоизм, эгоист» | 1 | Коллективное чтение рассказа, беседа. Обсуждают, составляют мини-сочинение, анализируют, обобщают | |
28 | 2 | Уважение к родителям «Белый носовой платок» Быль | Обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали». | 1 | Прогнозируют, обсуждают, отвечают на вопросы, делают выводы | |
29 | 3 | Прощение «Архиерей и разбойник» Случай | Составить список самых основных правил уважения. Нарисовать дерево уважения. | 1 | Ведут беседу, отвечают на вопросы, изображают своё дерево «уважения», доказывают свой выбор | |
30 | 4 | Храбрость. Рассказы о подвигах людей во время ВОВы | Разбор жизненных ситуаций.Написать , что помогает человеку быть храбрым в той или иной ситуации | 1 | Ведут беседу, прогнозируют, доказывают свою точку зрения | |
31 | 5 | Целеустремлённость. В.Вдовин «Путешествие капельки» | Провести игру «Цепочка добрых целей». Завести тетрадь»Цель моей жизни». | 1 | Коллективное чтение рассказа, игра,беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают | |
32 | 6 | Чистота. В.А.Сухомлинский «Бросили Слово на ветер» | Написать сочинение на тему: «Почему нужно быть чистым, как родник». | 1 | Работа над сказкой, беседа, составление мини-сочинения, обсуждение | |
33 | 7 | Щедрость. В.Сухомлинский «Одинокий учитель» | Нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел. | 1 | Коллективное чтение сказки, беседа. Обсуждают, анализируют, обобщают, рисуют свой цветок. | |
34 | 8 | Замыкая круг. Жемчужины мысли народной | Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию | 1 | Участвуют в обсуждении, соревнуются, делают выводы |
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ФИТБОЛ» (для младшего школьного возраста)
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в образовательных учреждениях как в у...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Я-исследователь"
Данный материал содержит пояснительную записку к программе "Я-исследователь", созданной на основе методики А.И.Савенкова, учебно-тематический план для каждого класса 1-4, УУД, ожидаемые результа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников»
Цель: диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.Задачи:- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, вос...
«Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по моделированию и конструированию»
Программа для внеурочной деятельности по моделированию и конструированию....
Авторская программа внеурочной деятельности "Сундучок народной мудрости"
Программа адресована учащимся начальной школы (3 класс). Посредством реализации данной программы будут достигнуты воспитательные результаты и эффекты, а именно:- приобретение социальных знаний (...