«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы».
статья на тему
Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. В последнее время это понятие распространилось на более поздние этапы в жизни человека.
На сегодняшний день, в нашей стране, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, более 13 миллионов человек являются инвалидами .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы».
Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. В последнее время это понятие распространилось на более поздние этапы в жизни человека.
На сегодняшний день, в нашей стране, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, более 13 миллионов человек являются инвалидами .
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена. Так анализ социальных проблем инвалидизации общества и социальной реабилитации рассматривались как социальная проблема конкретного индивида.
Педагогическая реабилитация для детей с особенностями в развитии - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
В процессе социальной адаптации происходит изменение ориентации - от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.
Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими. Принципами планирования и реализации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ являются следующие:
Принцип комплексного воздействия:
В соответствии с этим принципом определяется стратегия междисциплинарного взаимодействия специалистов различных профилей (единство требований и распределение функций) по следующим направлениям:
- принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе данных комплексной диагностики;
- учет ее результатов всеми специалистами при построении индивидуального маршрута ребенка (индивидуальной программы развития, далее ИПР);
- уточнение и корректировка этого маршрута в соответствии с динамикой развития, или отсутствием таковой;
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
В ходе коррекционно-развивающих занятий, в режимных моментах моделируются различные ситуации взаимодействия, когда ребенок начинает общаться с педагогом, а через него и с окружающими. Факторами, определяющими степень активности ребенка, являются: направленность на совместную деятельность, включенность в формирование межличностных отношений, готовность к вступлению в равноправные отношения.
В реабилитационно- образовательном центре №20 Москвы успешно работает школьное самоуправление . Это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Предусматривается вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постоянно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть различного рода проблемы со здоровьем.
Задачами школьного самоуправления является: создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика – созданы специальные социально-культурные, досуговые реабилитационные технологии (шахматно-шашечный кружок, фото-студия, проводится конкурс чтецов и т.д.) которые помогают инвалидам не просто физически существовать, но активно и полноценно осваивать микро и макросреду, включаться в те или иные виды социально-культурной деятельности школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях. Выступление на педсовете.
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях....
Концепция развития социальной реабилитации детей-инвалидов от 7 до 18 лет
Поняте социальной реабилитации всключает в себя не только оказание адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. В рамках деятельности центра социальной реабилитации также успешно ...
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...
Социальная интеграция как цель реабилитации детей-инвалидов.
Всесторонняя реабилитация детей-инвалидов в целях их социальной адаптации и интеграции в общество....
Круглый стол "Преодоление социальной исключённости детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья" 2019-2020 уч. год
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы
На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные уст...