Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные устои и, конечно же, свою культуру. Такая проблема существует и в нашей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Чипляевская основная общеобразовательная школа»
Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы
Автор-составитель:
Васюкова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Миграционные процессы характеризуются изменением ситуации в школьном образовании. Это связано с увеличивающимся потоком мигрантов, для которых русский язык не является родным.
Всех учащихся мигрантов можно разделить на две группы:
учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке
учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне
Основная трудность для детей из семей мигрантов — недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем:
- социальными (отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.),
- бытовыми,
- материальными,
- психолого-педагогическими и др.
Вследствие всех этих взрослых проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых, и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др.
На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир по-другому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные устои и, конечно же, свою культуру. Такая проблема существует и в нашей школе.
Проведенный анализ национального состава учащихся МКОУ «Чипляевская ООШ» Калужской области показал, что почти половина состава 15 из 38 обучающихся, 40%) дети - нерусской национальности, переселенцы из Таджикистана. В некоторых классах их количество достигает 60% и 80%, из них половина слабо владеет русским языком.
На основании вышеизложенного возникла необходимость создания программы социальной адаптации детей мигрантов в условиях малокомплектной школы.
Цель данной программы: Обеспечение комплексного подхода через учебную и воспитательную деятельность школы к формированию у обучающихся социальных и культурных компетенций, необходимых для успешной адаптации к жизни в России и Калужской области.
Основные задачи программы:
- Создание в школе комфортной обстановки, чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку.
- Содействие общению детей-мигрантов с ровесниками, вовлечение их во внеурочную деятельность.
- Содействие как можно более раннему включению в образовательный процесс детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком(с детского сада).
- Привлечение внимания учителей-предметников и классных руководителей к освоению предметной терминологии детьми, для которых русский язык не является родным. Помощь в отработке наиболее важных для принимающей среды социальных навыков.
Дети- мигранты не всегда готовы к восприятию иной культуры, а новый социум и школа не в полной мере готовы обеспечить соответствующую психолого- педагогическую поддержку им в адаптации к этому социуму. Это, в свою очередь, может порождать напряжение в школе и окружающей социальной среде. В этом случае, нужны специальные программы, направленные на создание таких условий в школе, которые бы обеспечивали полноценную адаптацию детей-мигрантов.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.
2. Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами.
3. Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.
4. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.
Программа предусматривает помощь в социальной адаптации детей- мигрантов, и педагогическую, и психологическую поддержку родителей детей-мигрантов, организацию мероприятий, способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей.
Программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666);
- Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам всех уровней на период до 2025 года.
– Конституции Российской Федерации;
– Конвенции о правах ребёнка;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан»)
– Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации»;
Особенностью данной Программы является комплексный и дифференцированный подход к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму, но и развивать творческие способности.
Практическая значимость планируемой работы и ожидаемые результаты
Программа нацелена научить детей понимать и уважать друг друга, ,независимо от национальности, научить уважать культуру своего народа и культуры других народов, научить понимать, что в культурах разных народов есть различия, но и есть много общего.
При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в
развитии ребенка:
- преодоление затруднений в усвоении образовательной программы;
- адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;
- личностные проблемы развития;
- сохранение жизни и здоровья;
- расширение пространства досуга.
Ожидаемые результаты
Показателем результата работы является то, что у обучающихся в меньшей степени проявляются отклонения в поведении и обучении. Педагоги и родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и их сверстниками, а приобретенные навыки позволят эффективно общаться и справляться с возникающими проблемами.
Показателями эффективности программы можно считать следующие цифры, которые подтверждают повышение уровня освоения русского языка. До начала реализации программы низкий уровень показывали 15 детей -инофонов В ходе комплексной работы детей с низким уровнем развития речи осталось 7, остальные дети перешли на высокий уровень (2 детей) и средний уровень (6 детей). С 2019 года дети с неродным языком прекрасно социализируются в русско-говорящей среде, свободно, активно и адекватно используют полученные языковые знания и навыки в дальнейшей учебной деятельности при переходе со ступени на ступень, активно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях.
Но самым большим достижением считаем то, что имея многонациональный разновозрастной состав учащихся, мы не имеем межнациональных конфликтов и разногласий. Конечно, это не просто.
Технологии, реализуемые в программе: здоровьесберегающая, игровая, технология интегрированного обучения, технология сотрудничества.
Сроки реализации программы: реализуется с 2019 по настоящее время в 2023 году, преимущественно во внеурочное время.
Объем программы (количество часов): 34 часа в год.
Категория участников практики: несовершеннолетние иностранные граждане обучающиеся в школе.
Система мероприятий направленных на реализацию программы по адаптации детей мигрантов.
Направления деятельности | Формы работы | Ответственные |
Диагностическое | Анкета учащегося для формирования банка данных | Классные руководители |
Социологический опрос о микроклимате в школе и в семье | Классные руководители | |
Социометрия по Дж. Морено | Педагог-психолог | |
Диагностика тревожности: 4-11 классы – по Филлипсу | Педагог-психолог | |
Диагностика уровня школьной мотивации: 4-11 классы – по Карповой | Педагог-психолог | |
Консультационное | Групповая консультация для родителей детей мигрантов | Педагог-психолог Классные руководители |
Индивидуальные консультации для педагогов (по запросу) | Педагог-психолог Соц. педагог | |
Индивидуальные консультации для родителей (по запросу) | Педагог-психолог Соц. педагог | |
Индивидуальные консультации для обучающихся (по запросу) | Педагог-психолог Соц. педагог | |
Просветительское | Родительское собрание «Организация учебно – воспитательного процесса» | Классные руководители Педагог-психолог |
Родительское собрание «Роль родителей в воспитании толерантного человека» | ||
Групповые занятия для детей мигрантов «Поведение и культура» | Педагог-психолог | |
Коррекционно- развивающее | Коррекционные занятия на снижение тревожности и повышение уровня самооценки | Педагог-психолог |
Индивидуальные беседы с учащимися по разрешению возникающих конфликтных ситуаций | Педагог-психолог | |
Посещение обучающихся по месту жительства (по запросу) | Классные руководители | |
Профилактическое | Составление карты безопасного маршрута от дома до школы и обратно. | Классные руководители |
Родительское собрание «Организация свободного времени детей, как профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» | Классные руководители | |
Организация работы с детьми инофонами
в МКОУ «Чипляевская ООШ»
- В школе используется интеграция межкультурного образовательного контента (в небольшом объеме) в преподаваемые в школе дисциплины – как гуманитарного, так и других циклов.
- Организуются дополнительные занятия по русскому языку для детей, слабо им владеющих.
- Содействуем как можно более раннему включению в образовательный процесс детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком(с детского сада).
1)очень много играем. Рисуем, лепим, крутим что-нибудь в руках - и говорим по-русски. Без этого говорения игра не играется – вот главное!
2) Смотрим мультфильмы: и русские, и киргизские,и узбекские, и таджикские, и армянские - что особенно смешно, ведь учитель не понимает ничего.
3) Громко и правильно читаем «Айболита», «Тараканище» и другую классику пятилетних, послушав сперва эти стихи в классическом и авторском исполнении. Так учимся читать.
4) А еще – ОНИ УЧАТ УЧИТЕЛЯ и ОДНОКЛАССНИКОВ узбекскому языку: весело, трудно, полезно.
- Привлекаем внимание учителей-предметников и учителеля русского языка к освоению предметной терминологии детьми, для которых русский язык не является родным.
- Обеспечиваем комплексный подхода через учебную и воспитательную деятельность школы к формированию у обучающихся социальных и культурных компетенций, необходимых для успешной адаптации к жизни в России и Калужской области.
- Уделяем внимание к взаимодействию с родителями обучающихся.
Часто проводим совместные мероприятия(конкурсы) для детей и родителей: праздник Пап, праздник Мам, 23 февраля, 8 Марта и другие. Знакомимся с традициями и национальной кухней детей- мигрантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»
Научить детей следующим понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...
Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов
Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...
«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы».
Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. В последнее время это понятие распространилось на более поздние этапы в жизни...
Организация урочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов
Перед каждым учителем стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом...
«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»
Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...
Особенности адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Официальная регистрация в России дает право детям мигрантов на получение образования в российской школе. Однако зачисление такого ребенка в школу – это лишь первый шаг. Современная российская шк...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....