Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
материал
"Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества" В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность программы
«Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества». Эти замечательные слова В.А. Сухомлинского я взяла девизом своей программы.
Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за воспитание высокого национального достоинства, благородного и честного человека.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. Необходима целенаправленное воздействие на человека.
Важную роль в этом процессе может сыграть программа для внеурочной деятельности «Я – гражданин России».
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств .
Программа ориентирована на осознание ответственности младших школьников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность).
Обучающиеся получат ценный жизненный опыт. Кроме того, получат дополнительную информацию по изучаемым школьным предметам (литературе, окружающему миру, технологии).
Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Знакомство детей с явлениями общественной жизни и способствует формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.
Что значит быть гражданином? Как воспитать достойного гражданина? На эти вопросы мы отвечаем на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами федерального уровня:
- законом РФ «Об образовании»;
- концепцией патриотического воспитания граждан РФ;
При составлении программы учитывались требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы ОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России», автор Власенко И.Г., опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011 года.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка Боевой славы; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы
Формирование чувства патриотизма и гражданской идентичности на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.
Задачи программы:
- включить учащихся в активное познание своей «малой родины;
- воспитание уважительного отношения к традициям родного края, культурному и историческому прошлому своего народа.
- создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, её истории.
Основные принципы содержания программы:
- принцип нравственного примера педагога. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример гражданского личностного поведения;
- принцип социально-педагогического партнёрства предлагает выстраивание партнёрских отношений с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- принцип индивидуально-личностного развития. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество;
- принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
Формы и режим организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, сельский ДК, библиотеки.
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
На изучение программы «Я - гражданин» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Аудитория
Программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 6,6 до 11 лет.
Срок реализации: программа рассчитана на 4 года
Методические материалы.
Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.
Формы педагогического контроля.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководиелей.
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);
• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);
• изучение самооценки личности младшего школьника;
• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
• проектная методика «Автопортрет»;
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;
• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Планируемые результаты реализации программы
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
| Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
| Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке | Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Организация работы по программе «Я - гражданин России» предполагает 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 этап - 1-й класс «Маленькие россияне»;
2 этап- 2-й класс «С чего начинается Родина»;
3 этап - 3-й класс «Если с другом вышел в путь»;
4 этап - 4-й класс «Я - гражданин России».
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс «Маленькие россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1 . Праздник первого звонка | 1 |
| 1 |
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | 1 |
|
3. Моя семья - моя радость. | 1 | 1 |
|
4. Правила поведения в школе. Урок-игра | 1 |
| 1 |
5. Экскурсия по школьному саду | 1 | 1 |
|
6. Я, ты, мы. Игра | 1 |
| 1 |
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина | 1 |
| 1 |
8. Мисс Осени | 1 |
| 1 |
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 |
| 1 |
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 |
|
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков | 1 |
| 1 |
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
|
13. История моего села. Экскурсия в музей Природы. | 1 | 1 |
|
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | 1 | 1 |
|
15. Законы жизни в классе. Урок-игра | 1 |
| 1 |
16. Нет милей дружка, чем родная матушка. | 1 | 1 |
|
1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация | 1 |
| 1 |
18. Школа вежливости. Беседа | 1 | 1 |
|
19. Маленькая страна. Экологическая акция | 1 |
| 1 |
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | 1 |
| 1 |
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов | 1 |
| 1 |
22. Загляните в мамины глаза. Праздник | 1 |
| 1 |
23. Встречаем Масленицу | 1 |
| 1 |
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | 1 |
| 1 |
25. Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 |
|
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 1 |
| 1 |
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен | 1 |
| 1 |
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | 1 | 1 |
|
29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка | 1 |
| 1 |
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | 1 | 1 |
|
31. Десант чистоты и порядка | 1 |
| 1 |
32. Самый красивый школьный двор. Акция | 1 |
| 1 |
33 Итоговое: совместный творческий проект «Моя родословная»: «Древо моей жизни», «лента времени моей жизни», «Что в имени моём», | 1 |
| 1 |
2-й класс «С чего начинается Родина» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1. Урок Мира | 1 |
| 1 |
2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | 1 |
|
3.Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | 1 |
|
4.Осень в моём селе. Фотоконкурс | 1 | 1 | 1 |
5.Подумай о других. Беседа с элементами игры | 1 |
|
|
6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием | 1 |
|
|
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей села. | 1 | 1 |
|
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | 1 | 1 |
|
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | 1 |
| 1 |
10. Мой портфель. Игра-экспромт | 1 |
| 1 |
11. Моя любимая мамочка. Презентация | 1 |
| 1 |
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 |
|
13. Столица республики – город Улан-Удэ. Беседа | 1 | 1 |
|
14. Чем живёт моё село. Конкурс визиток | 1 |
| 1 |
15. О чем шепчут названия улиц села Ульдурга. Конкурс рисунков | 1 |
| 1 |
16. Самый уютный класс. Конкурс | 1 |
| 1 |
17. Экология нашего села. Беседа | 1 | 1 |
|
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | 1 |
| 1 |
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 1 | 1 |
|
20. Мы и наши права. Урок-игра | 1 |
| 1 |
21. Игры на развитие произвольных процессов | 1 |
| 1 |
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 1 |
| 1 |
23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование | 1 |
| 1 |
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 |
| 1 |
25. Широкая Масленица. Игра | 1 |
| 1 |
26. праздник Белого месяца - Сагаалган. Выпуск буклетов | 1 |
| 1 |
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | 1 |
| 1 |
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие | 1 |
| 1 |
29. День птиц. Выставка рисунков | 1 |
| 1 |
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в уголок Боевой славы. | 1 | 1 |
|
31 Герои Советского Союза - наши земляки. Урок Мужества | 1 | 1 |
|
32. Акция «Чистое село» | 1 |
| 1 |
33. Знай и люби свой край. Викторина | 1 |
| 1 |
34. Итоговое: фотоотчёты, посвящённые экскурсиям, встречам. Альбом о своей «малой родине» | 1 |
| 1 |
3-й класс «Если с другом вышел в путь» (68 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1.Урок милосердия и доброты | 1 | 1 |
|
2.Знакомство с символами Российского государства | 1 | 1 |
|
3.Мой класс.- моя семья. Беседа | 1 | 1 |
|
4.Мои права и обязанности .Беседа о школьном Уставе | 1 | 1 | 1 |
5. Ты и твои друзья. игра | 1 |
|
|
6. В гостях у предков. Сказочный марафон | 1 |
|
|
7. Проект «Мой друг» | 1 | 1 | |
8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журналов. | 1 | 1 | |
10. Что значит быть хорошим сыном дочерью. Беседа. | 1 | 1 | |
11. Вежливая улица. Викторина. | 1 | 1 |
|
12.Каков я в школе? Анкетирование | 1 | 1 | |
13.Животные из Красной книги Бурятии. | 1 | 1 |
|
14.Доброта в стихах и сказках. | 1 | 1 | |
15.Операция «Заботливые руки» | 1 | 1 | |
16.Сценки из школьной жизни | 1 | 1 | |
17. «Мы команда одного корабля» | 1 | 1 | |
18. Люблю тебя моя Россия. Музыкальный час. | 1 | 1 | |
19. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | 1 | |
20. Почему меня так назвали? Презентация. | 1 | 1 | |
21. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
22. Уважения достойны. Беседы о пожилых людях. | 1 | 1 |
|
23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка | 1 |
| 1 |
24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов | 1 |
| 1 |
25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям | 1 |
| 1 |
26. Мое село, моё тоонто. Конкурс рисунков | 1 |
| 1 |
27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
|
28. Учимся договариваться. Игра | 1 |
| 1 |
29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
|
30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет | 1 |
| 1 |
31. Экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие | 1 |
| 1 |
32. Новогодняя сказка. Праздник | 1 |
| 1 |
33. Флаги России. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
|
34. Кто что любит и умеет делать. Викторина | 1 |
| 1 |
35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
|
36. Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильма | 1 | 1 |
|
37. Чем живет планета Земля? КВН | 1 |
| 1 |
38. Наша республика. Интеллектуальная игра | 1 |
| 1 |
39. Мастерская по изготовлению сувениров | 1 |
| 1 |
40. Операция «Сувенир» | 1 |
| 1 |
41. Богатыри земли Русской. Урок-вернисаж | 1 |
| 1 |
42. Этих дней не смолкнет слава. Выставка рисунков | 1 |
| 1 |
43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных | 1 |
| 1 |
44. Честь имею. Игровая программа | 1 |
| 1 |
45. Мой папа - мастер на руки. Презентация | 1 |
| 1 |
46. Мамины помощники. Ролевая игра | 1 |
| 1 |
47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма | 1 | 1 |
|
48. Народный лечебник. Бабушкины советы | 1 | 1 |
|
49. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок | 1 |
| 1 |
50. Быть человеком. Дискуссия | 1 | 1 |
|
51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие | 1 |
| 1 |
52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум | 1 |
| 1 |
53. Музыкальная азбука. Викторина | 1 |
| 1 |
54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа | 1 | 1 |
|
55. Панорама добрых дел. Смотр-конкурс | 1 |
| 1 |
56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол | 1 | 1 |
|
57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений | 1 |
| 1 |
58. День птиц. Викторина | 1 |
| 1 |
59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов | 1 |
| 1 |
50. Дети войны. Литературное чтение | 1 | 1 |
|
61. История страны в названиях улиц. Презентация | 1 |
| 1 |
62. История Отечества. Аукцион знаний | 1 |
| 1 |
53. Вам, защитники Отечества! Акция | 1 |
| 1 |
64. Встреча с местными поэтами. | 1 |
| 1 |
65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка | 1 |
| 1 |
66. Сад на окошке. Акция | 1 |
| 1 |
67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра | 1 |
| 1 |
68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 1 |
| 1 |
4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | ||||
' Поговорим о толерантности | 1 | 1 |
| ||||
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
| ||||
3. Символика России | 1 | 1 |
| ||||
4. Символы нашего края | 1 | 1 |
| ||||
5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала | 1 |
| 1 | ||||
6. Моя семья. Мини-проект | 1 |
| 1 | ||||
7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 |
| 1 | ||||
8. Десант чистоты и порядка | 1 |
|
| ||||
9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры | 1 | 1 |
| ||||
10. Закон. Конституция РФ. Беседа. | 1 |
| 1 | ||||
11 . Продолжаем изучать школьный Устав | 1 | 1 |
| ||||
12. Игры с младшим братом (сестрой) | 1 |
| 1 | ||||
13. Правила жизни. Беседа с элементами игры | 1 | 1 |
| ||||
14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети» | 1 | 1 |
| ||||
15. Тест «Познай себя» | 1 |
| 1 | ||||
16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо | 1 |
| 1 | ||||
17. От вершины к корням. Из истории появления законов | 1 | 1 |
| ||||
18. Государственный праздник - День Согласия и примирения | 1 | 1 |
| ||||
19. День пожилого человека. Акция «Доброта души» | 1 |
| 1 | ||||
20. Игры наших бабушек. | 1 |
| 1 | ||||
21. Правила счастливого человека. Психологический практикум | 1 |
|
| ||||
22. Откуда я родом. Презентация | 1 |
| 1 | ||||
23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут | 1 |
| 1 | ||||
24. Моя Бурятия. Конкурс сочинений | 1 |
| 1 | ||||
25. Путешествие в страну Законию. Викторина | 1 |
| 1 | ||||
26. Знаменитые писатели и поэты Бурятии. Литературная викторина | 1 | 1 |
| ||||
27. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры | 1 | 1 |
| ||||
28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа | 1 | 1 |
| ||||
29. Я и моя семья. Фотовыставка | 1 |
| 1 | ||||
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | 1 |
| 1 | ||||
31 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие | 1 |
| 1 | ||||
32. Новый год шагает по планете. Презентация | 1 |
| 1 | ||||
33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма | 1 | 1 |
| ||||
34. Самое сильное звено. Игровая программа | 1 |
| 1 | ||||
35. Панорама добрых дел | 1 |
| 1 | ||||
36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | 1 |
| 1 | ||||
37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
| ||||
38. Наша домашняя коллекция. Презентация | 1 |
| 1 | ||||
39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 |
| 1 | ||||
40. Забота о родителях - дело совести каждого | 1 | 1 |
| ||||
41 . Природа в поэзии. Конкурс стихов | 1 |
| 1 | ||||
42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 |
| 1 | ||||
43. Герои России. Сообщения учащихся | 1 | 1 |
| ||||
44. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма | 1 | 1 |
| ||||
45. Образ русской женщины. Беседа-диалог | 1 | 1 |
| ||||
46. Акция «Фирма трудовых ресурсов» | 1 |
| 1 | ||||
47. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра | 1 |
| 1 | ||||
48. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
| ||||
49. Знаешь ли ты страны мира? Викторина | 1 |
| 1 | ||||
50. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 |
| 1 | ||||
51 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика | 1 | 1 |
| ||||
52. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 |
| 1 | ||||
53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма | 1 | 1 |
| ||||
54. Геральдика - наука о гербах. Беседа | 1 | 1 |
| ||||
55. Я - житель планеты Земля. Круглый стол | 1 | 1 |
| ||||
56. Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 |
| 1 | ||||
57. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества | 1 |
| 1 | ||||
58. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках | 1 |
| 1 | ||||
59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 1 |
| ||||
60. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ | 1 |
| 1 | ||||
61. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | 1 |
| 1 | ||||
62. Города-герои. Оформление альбома | 1 |
| 1 | ||||
63. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа | 1 |
|
| ||||
64. Школьный двор. Защита проекта | 1 |
|
| ||||
65. Я - гражданин. Анкетирование | 1 |
|
| ||||
66 - 67. Итоговое: словарь толковых слов «От А до Я» (гражданские понятия) Визитная карточка каждого ученика «Я – гражданин России». Коллекция визуальных экскурсий «Родной край» | 2 |
| 2
|
Литература
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.
3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
6. Глобус. Детская познавательно-развлекательная газета.
7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.
12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006.- №3. – 40с
14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
16. Красная книга Бурятии. Редкие и исчезающие виды животных. У-Удэ, 2005 г.
17. Были и легенды озёрного края. Составитель М.Ц. Хамнаева.
18. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,
19. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".
Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....
Программа внеурочной деятельности Орлята России
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...
Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...