Рабочая программа "Творческая мастерская" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Творческая мастерская» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_klass_tvorcheskaya_masterskaya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Творческая мастерская»

2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Творческая мастерская» для начального общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (ФЗ от 31.12.2014 г. №500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»);
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 № 15785);
  3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва: «Просвещение», 2009г. Авторы: член-корреспондент РАО А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, действительный член РАН В.А. Тишков;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 г., рег. № 61573);
  6. Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
  7. План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 596;
  8. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам ГБОУ СОШ № 596 по реализации ФГОС;

   9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М.:"Просвещение", 2014;

        10. Авторская программа Т.Н.Просняковой «Художественное творчество» (2011);

       11. Материалы рабочей программы Н.Н.Кушнарёвой «Умелые ручки» (2013).

        Программа «Творческая мастерская» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы:

Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному.

Специфика программы “Творческая мастерская” состоит в том, что она строится на предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Актуальность программы «Творческая мастерская» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Новизна заключается в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Она развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс. Длительность занятия – 35 минут.                           

Цель программы.

Цель курса- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи курса:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов; -организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   На курс «Творческая мастерская» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа. В соответствии с учебным календарным 2021-2022 годом, с учебным планом ГБОУ школы № 596 на курс «Творческая мастерская» в рабочей программе отводится 34 часа. Занятия учебной группы проводятся 1 раз в неделю.

Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет резервных часов.

Во 2 классе продолжительность занятия – 35 минут

ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Теоретические: беседа, объяснение, чтение, просмотр видеозаписей и т.д.
  • Практические: работа с материалом, изготовление продуктов творческой деятельности, работа в парах и группах, упражнения и др.
  • Контрольные: зачёты, выставки, индивидуальные отчёты, защиты своих продуктов, самостоятельные работы.

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Формами подведения итогов работы могут быть:

-выставки,

-творческая защита, самооценка,

- участие в украшении класса;

-коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий перед одноклассниками и родителями.

Критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа курса «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • выраженной познавательной мотивации;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте

Предметные результаты

  • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Планируемые результаты обучения.

В результате обучения учащиеся научатся:

  • ·планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при самообслуживание необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • ·выполнять доступные действия по самообслуживанию;
  • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их и руководствоваться ими в практической деятельности;
  • ·понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — домашнего труда.
  • правильно организовать свое рабочее место;
  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу(замысел, эскиз, выбор материала);
  • рисование некоторых элементов;
  • применять разные формы лепки;
  • создавать композиции из бумаги

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общая характеристика  курса «Творческая мастерская»

         Начальное технологическое образование должно обеспечить возможность человеку гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Занятия открывают широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:                

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином и другими) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, кроме того программа составлена так, чтобы наблюдалась связь с уроками технологии начальной школы и основной. 

 Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

        Содержание программы «Творческая мастерская» направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития, развития стремления учащихся к познанию истоков художественного творчества.

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

РАЗДЕЛ 1. ЛЕПКА (8 ч)

                Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков. «Рисование» жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным способом несложных фигур. Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки -обрубовка). Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).

РАЗДЕЛ 2. АППЛИКАЦИЯ (10 ч)

        Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание. Аппликация из пластилина. Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе.

РАЗДЕЛ 3. МОЗАИКА (9 ч)

        Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами. Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов на тонком слое пластилина. Основа объѐмная или плоская. Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объемная мозаика. Выполнение мозаики из разных материалов.

РАЗДЕЛ 4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СКЛАДЫВАНИЕ, ОРИГАМИ (5 ч)

        Складывание приѐмом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника. Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков. Складывание приемом гофрирования треугольника. Объединение деталей в одном изделии. Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание и сравнение свойств бумаги и ткани.

Обобщение и резерв — 2 ч.

        

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

3. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

4. Белякова О. В. Большая книга поделок - М., 2009

5. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

6. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

7. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

Оборудование:

Компьютер, сканер, принтер, интернет, мультимедийный проектор.

Календарно – тематическое планирование.

«Творческая мастерская».

2класс

 п/п

Тема

Кол. часов

1

Работа с пластилином. Пластилиновая сказка. Создание героев народных сказок («Колобок»)

1

2

Работа с пластилином. «Овощные придумки», «Яблочки на тарелочке»

1

3

Работа с пластилином. «Самолет», «Машинка»

1

4

Работа с пластилином. «Улитка»

1

5

Работа с пластилином. «Гриб»

1

6

Аппликация из пластилиновых жгутиков

1

7

Аппликация из пластилина «Осень в лесу»

1

8

Пластилинография. Матрёшка

1

9

Аппликация «Домик»

1

10

Аппликация «Цветы в вазе»

1

11

Аппликация «Портрет осени»

1

12

Аппликация «Машина моей мечты»

1

13

Аппликация «Жар-птица»

1

14

Бумажная мозаика. Мульт-герой

1

15

Мастерим снежинку

1

16

Аппликация из ватных дисков. Снеговик

1

17

Мозаика из ватных комочков

1

18

Мозаика из ватных комочков

1

19

Мозаика из круп

1

20

Мозаика из круп

1

21

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

1

22

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

1

23

Обратная пластилиновая мозаика

1

24

Обратная пластилиновая мозаика

1

25

Гофрированные цепочки

1

26

Аппликация из салфеток

1

27

Оригами. Базовые фигуры

1

28

Оригами. Ёжик из гармошки

1

29

Оригами. Складывание из квадрата. Рыбка

1

30

Оригами из кругов

1

31

Объемная аппликация. Ёжик

1

32

Аппликация из ниток

1

33

Обобщающий урок года

1

34

         Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...