Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Утверждено
решением ШМО
учителей начальных классов
протокол № 3 от « 30 » 03 2011 г.
Приказ № ___ от «___» ____ 2011 г.
Директор _________ С.Н.Жигарев
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
1 класс
Автор программы:
Фролова Галина Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 14
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Этому в значительной степени способствуют внеурочные занятия, которые являются неотъемлемой частью образовательно – воспитательной работы с учащимися в современной школе.
Внеурочная деятельность по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:
- позитивной мотивации к учению;
- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;
- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.
Реализация программы приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование её в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к математике.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие тонкой моторики пальцев рук;
- обучение приёмам логического мышления;
- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- создание условий для успешности каждого ребёнка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно - деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- доступность;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- практическая направленность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методической особенностью организации внеклассной деятельности учащихся по математике является новая современная образовательная технология «Творческая мастерская». «Творческая мастерская» - это совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.
Всё действие в процессе работы творческой мастерской проходит в диалоге: « учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
- эвристическая беседа;
- интеллектуальная игра;
-викторина;
-интегрированные занятия;
- практикум по решению задач повышенной сложности;
- творческая работа ( участие детей в выпуске математической
стенгазеты);
- самостоятельная работа;
- турниры, олимпиада.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.
Использование современных образовательных технологий ( проблемно – развивающее обучение, адаптированное обучение, индивидуализация и дифференциация ) позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, задания интересны и доступны учащимся 1 класса, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, занятия в « Творческой мастерской» могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Занятия проводятся на добровольных началах с учётом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Оптимальная численность группы – 12 – 15 человек.
Курс рассчитан на 33 ч, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- знание названий геометрических фигур;
- умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру по условию и заданному конечному результату;
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
- умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
- умение последовательно рассуждать, доказывать;
- успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
- успешное усвоение учебного материала на уроках.
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ на занятиях в « Творческой мастерской» должна отличаться от привычной системы оценивания на уроке. Можно выделить следующие формы контроля:
- различные упражнения в устной и письменной форме;
- соревнования;
- классные и школьные олимпиады;
- тестирование;
- рефлексия;
- самоконтроль, используя схему
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятиях |
лёгкое среднее трудное |
ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ КРУЖКА:
( индивидуальные для каждого ребёнка)
- Тетрадь в клетку;
- Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
- Числовые веера.
- Счётные палочки.
- Линейка.
- Наборы геометрических фигур.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса обеспечивает преемственность с программой по математике УМК « Школа России», ведущая целевая установка которой – обеспечение современным образованием младших школьников в контексте требований ФГОС, одновременно включая новые элементы, материал занимательного и творческого характера.
Содержание представлено 4 блоками: арифметическим, геометрическим, блоком содержательно – логических задач и заданий на развитие познавательных процессов школьника и блоком подведения итогов.
I блок. Арифметический материал ( 8 ч )
Числа и операции над ними.
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Выполняя задания, направленные на формирование вычислительных навыков, учащиеся знакомятся с методами подбора, компоновки, сравнения.
II блок. Геометрический материал ( 11 ч)
Пространственные и временные представления.
Геометрические фигуры и величины.
Уточнение представлений детей о пространственных и временных отношениях: «справа-слева», «перед-за», « над-под», « выше-ниже», «сначала-потом», «раньше-позже».
Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.
Геометрические фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, многоугольники.
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.
Конструирование геометрических фигур.
В ходе выполнения упражнений учащиеся совершенствуют приобретённые на уроках математики первоначальные чертёжные навыки.
III блок. Содержательно – логические задачи и задания на развитие познавательных процессов ( 10 ч )
Решение задач разными способами.
Арифметический способ, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей.
Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
Пять занятий носят интегрированный характер: математика–история, математика – чтение, математика – технология.
Одно занятие отводится на проведение олимпиады.
IV блок. Подведение итогов ( 3 ч )
Обобщение изученного в курсе.
Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п∕п | Блок | Тема | Дата проведения |
1 | I | Вводное занятие. Из истории математики. Математические игры. |
2-3 | II | Графический диктант. Геометрический ковёр. Волшебный карандаш. |
4-5 | I | Из истории чисел. Математические фокусы. Магические квадраты, цепочки, закономерности. |
6 | III | Задачи- загадки в стихах. Задачи – шутки. |
7-8 | II | Анализ геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. |
9 | I | Спичечный конструктор ( счётные палочки) |
10 | III | Содержательно – логические задачи на проведение анализа. |
11-12 | I | Математические дорожки: а)математические кресты; б)математические квадраты; в) числовое окно; г) цифры в цифрах. |
13-14 | III | Задачи повышенной трудности. |
15-16 | II | Превращения фигур. Игра « Какая фигура лишняя?» Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур |
17 | II | Старинные меры измерения объёма. Новые мерки. Измерения. |
18 | III | Решение старинных задач. |
19 | III | Решение задач с помощью схем. |
20-21 | II | Старинные меры измерения длины. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. |
22 | I | Китайская головоломка « Танграм» |
23 | Олимпиада |
24-25 | III | Решение задач с помощью графического моделирования. |
26-27 | III | Составление дерева возможностей |
28 | I | Числовые горизонтали. |
29-30 | II | Составление программ для преобразования фигур на плоскости |
31 | IV | Блиц - турнир. |
32 | IV | Защита проектов « Математическая стенгазета» |
33 | IV | Математический марафон |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?
Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005 г.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов ( 1 – 4 классы ). Министерство просвещения
РСФСР, 1988г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" для начальных классов
Занятия детей в кружке продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Важно заинтересовать ребёнка занятием после уроков, чтобы школа стала для него втор...
Программа творческой мастерской "Фантазия"
Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....
Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" для 3 класса
Программа «Творческая мастерская» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход...
Программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская. Изонить" 2 класс
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и мн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В творческой мастерской" для 2 класса
Программа внеурочной деятельности «В творческой мастерской» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа "Творческая мастерская" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Творческая мастерская» 2 класс...
Рабочая программа "Творческая мастерская"
Материал содержит программу и ктп...