Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
рабочая программа (1 класс) по теме
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка из теста» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchkilepka_iz_testa0.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
г. Назарово, Красноярский край
Утверждена
Директор МБОУ _______В.А.Гавриленко
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР руководителя образовательного учреждения
____________________________
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Мастерская « Умелые ручки »
учащихся 1-б класса
на 2011 – 2012 учебный год
Ганжа С.Д
Г. Назарово 2011г
Содержание программы
- Пояснительная записка
Новизна программы. Актуальность программы. Цель. Задачи
- Формы и режим занятий
- Требования к уровню подготовки детей
- Прогнозируемые результаты:
- Критерии результативности:
- Формы подведения итогов
- Формы педагогического контроля
- Учебно-тематический план
- Календарно – тематический план
- Содержание программы
- Условия реализации программы
- Литература
Пояснительная записка
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка из теста» .
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки. Оно нежное, мягкое, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается. Долго сохраняется. Но в то же время – хрупкое при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. Это «жаворонки» - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, праздничные «козули», которыми одаривали своих друзей к Новому году Рождеству.
Новизна программы
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Цель: воспитание интереса и любви к народному творчеству; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом; вовлечение детей в активную творческую деятельность.
Задачи:
-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать бережное отношение к народной культуре;
-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Формы и режим занятий
Учебная нагрузка 1го года обучения - 1 часав неделю. Для обучения в объединении принимаются мальчики и девочки 6-8 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Требования к уровню подготовки детей
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, стеками;-правила работы с красками, кистями, клеем;
уметь:
-делить тесто на части разными способами;
-выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
-соединять детали;
-аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.
Прогнозируемые результаты:
Результатом обучения по данной программе может быть:
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Знание народных промыслов (Дымковская, Каргопольская игрушка), наличие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- отсутствие травм во время работы;
- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
Формы подведения итогов
В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия: «Путешествие колобка», «Мукосолька», «Придумаем сказку сами» и т. д. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:
- конкурс на самую лучшую игрушку;
- конкурс на лучший эскиз;
- конкурс на самую интересную сказку;
- конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.
В течение года проходят промежуточные выставки детских работ, персональные выставки обучающихся. Дети принимают участие, как в районных, так и областных выставках декоративно-прикладного творчества. А так же в итоговой выставке на творческом отчёте.
Формы педагогического контроля
| Какие знания, умения, навыки будут контролироваться | Формы проведения контроля |
| Первый год обучения |
|
Первое полугодие | Правила работы с солёным тестом. | Наблюдение. Выставка «Моя азбука». |
Второе полугодие | Правила работы с красками, кистями. | Наблюдение. Тест «Дорисуй картинку». |
|
Учебно-тематический план
№ |
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука солёного теста | 24 | 2 | 22 |
2.1 | Алфавит | 14 | 1 | 13 |
2.2 | Лепка игрушечной еды, овощей и фруктов | 9 | 1 | 8 |
2.3 | Обобщающее занятие по теме | 1 | - | 1 |
3 | Сувениры из солёного теста | 48 | 4 | 44 |
3.1 | Плоские работы по шаблонам | 12 | 1 | 11 |
3.2 | Головоломки | 11 | 1 | 10 |
3.3 | Рамочки | 12 | 1 | 11 |
3.4 | Украшения | 12 | 1 | 11 |
3.5 | Обобщающее занятие по теме | 1 | - | 1 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
|
| Подготовка к выставкам | 2 | - | 2 |
| Итого: | 76 | 8 | 68 |
Календарно – тематический план мастерской «Умелые ручки»
по программе «Лепка»
1 класс .33 час
№ | Темы | Количество часов | Дата проведения |
Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. | 1 | ||
Лепка базовых форм (шар, круглая лепёшка, овальная лепёшка, валик, колбаска) | 1 | ||
Изготовление арбуза и буквы А. Раскрашивание выполненной работы. | 1 | ||
Лепка игрушечной еды, овощей, фруктов. | 1 | ||
Лепка бегемотика и буквы Б, вишни и буквы В Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Лепка букв Г и Д Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Лепка букв Е и Ж. Раскрашивание выполненных работ | 1 | ||
Лепка букв З и И Раскрашивание выполненных работ | 1 | ||
Лепка букв К, Л и М Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Лепка букв по выбору детей. Раскрашивание выполненных работ | 1 | ||
Лепка вареников, пирожков. | 1 | ||
Лепка помидорки, свёклы, огурца, картошки Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Оформление декоративного панно «Корзинка». | 1 | ||
Изготовление буханки хлеба, кренделя, круассана, косички.Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Оформление декоративного панно «Хлеб – всему голова» | 1 | ||
Лепка ягод малины, смородины, рябины. Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Знакомство с шаблонами, просмотр образцов работ. Выполнение сувенира «Мышонок» | 1 | ||
Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой. Зарисовка игрушек. | 1 | ||
Лепка козлика. Раскрашивание игрушки | 1 | ||
Знакомство с дымковскими узорами. Выполнение эскиза дымковской игрушки. | 1 | ||
Лепка барыни. Раскрашивание игрушки | 1 | ||
«Ангелочек». Лепка. | 1 | ||
«Ангелочек». Раскрашивание | 1 | ||
«Кот в сапогах». Лепка. | 1 | ||
«Кот в сапогах». Раскрашивание | 1 | ||
Выполнение эскиза рамки «Сердечко» Лепка рамки. | 1 | ||
Раскрашивание рамки. | 1 | ||
Рассматривание репродукций и образцов работ. Фруктовые бусы. Лепка деталей | 1 | ||
Раскрашивание деталей.Сборка бус. | 1 | ||
Браслет. Лепка деталей. | 1 | ||
Браслет. Раскрашивание | 1 | ||
Браслет. Лакирование. | 1 | ||
Выставка .Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
2. Азбука солёного теста.
2.1 . Алфавит. Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем). Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Практические занятия.
Деление куска на части. Лепка базовых форм. . Повторение букв алфавита, рассматривание картинок из азбуки. Рисование и лепка букв алфавита. Раскрашивание готовых работ.
2.2 . Лепка игрушечной еды, овощей и фруктов.Рассматривание иллюстраций овощей и фруктов, определение базовых форм из которых они состоят.
Практические занятия.
Рисование и лепка овощей, фруктов, игрушечной еды. Раскрашивание.
2.3 . Обобщающее занятие по теме. Подведение итогов, выставка работ.
Практические занятия.
Решение кроссвордов.
3. Сувениры из солёного теста.
3.1 . Плоские работы по шаблонам. Необходимые инструменты и приспособления. Порядок выполнения работы с помощью шаблона. Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой.
Практические занятия.
Переведение шаблонов изделий в тетрадь. Использование шаблонов при выполнении работ «ангелочек», «барыня», «козлик», «мышка», «кот в сапогах» и др.
3.2 . Головоломки. Рассматривание образцов игр-головоломок.
Практические занятия.
Выполнение эскизов головоломок или переведение готовых образцов. Изготовление шаблонов из бумаги или картона. Лепка головоломок «паровозик», «домик» и др. Лепка игры «домино».
3.3 . Рамочки. Рассматривание образцов рамок для фотографий.
Практические занятия.
Изготовление шаблонов, лепка рамочек, украшение мелкими деталями, раскрашивание.
3.4 . Украшения.Рассматривание репродукций и образцов работ. Знакомство с хантыйскими узорами и орнаментами. Материалы, используемые для крепежа украшений. Последовательность выполнения.
Практические занятия.
Изготовление шаблонов, лепка мелких элементов, сборка работы, раскрашивание, лакирование. Лепка броши, кулона, браслета, бус и т. д.
3.5 . Обобщающее занятие по теме.
Подведение итогов по теме в игровой форме.
Практические занятия.
Подготовка выставки.
4. Итоговое занятие.
Условия реализации программы
Для обеспечения занятий необходимо:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;
-при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению рекомендуется дополнительное, – в виде настольных ламп на стойках, с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света.
-окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-в мастерской нужна доска для демонстрации схем, чертежей, рисунков;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
-расходные материалы: мука, соль, глина, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений), проволока, бусины, лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, АК, скалка, валик, ситечко, чесноковыжималка, стеки;
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.
Литература
1. Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д: «Владис», 2007.
2. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007.
3. Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004
4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986.
5. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; 2006.
6. Стародуб К. И. Игрушки и поделки из природных материалов. – Ростов н/Д «Владис», 2006.
7. Хананова И. Н. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006
8. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М.: «Просвещение», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» с тематическим планированием 1-4 класс...