Общешкольное мероприятие для учащихся 1-4 классов на тему : «Масленица»
классный час (3 класс) на тему
Данное мероприятие способствует гармоничному развитию личности, воспитывает уважительное отношение к народным традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общешкольное мероприятие для учащихся 1-4 классов на тему : «Масленица» | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное мероприятие для учащихся 1-4 классов
на тему : «Масленица»
Подготовила: учитель начальных классов Ковалевич И.Н.
Цели:
Познавательная:
Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Развивающая: Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Способствовать всестороннему, гармоническому, физическому развитию (силы, выносливости) школьников, координации и выразительности движений,
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Формирование у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки.
Предварительная подготовка: родители заранее готовят детям костюмы в народном стиле, необходимый инвентарь – санки, пекут блины и приносят чай в термосах. Дети совместно с учителем наряжают чучело Масленицы, разучивают частушки и тексты вокальных произведений.
Место проведения: школьный зал.
Звучит музыка. Ведущий: Масленица –древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков. Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!
Что ни лес, ни трава расстилается,
Под ногами лежат расстояньица,
Неоглядны российские стороны,
Ох, и буйны русские головы!
А земля-то духом объятая,
А Россия - людьми то богатая!
Что ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!!
Песня «А мы Масленицу провожали»
Скоморох 1.
Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь.
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!
Все скоморохи:
Здравствуйте, гости, милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Скоморох 2.
Едет масленица- дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет масленица семь деньков!
Скоморох 1.
Что же это за красотка? -
Из соломы грудь, бока,
Ни старуха, ни молодка,
Парни носят на руках.
Скоморох 2.
Что за куколка такая?-
Каждый рад ей, каждый ждет,
Удалая, озорная,
Вкусные блины печет.
Все:
Что же это за девица? -
С ней мы будем день за днем
Всю неделю веселиться,
А потом ее сожжем.
В: Ребята, кто это?
(масленица)
Выходят Зима и Весна.
Зима. Зима недаром злится
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Весна. Я - Весна–красна.
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Зима. Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Весна. Я - Весна-красна,
Прогоняю с речки лёд.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
Учитель. Ребята, издалека, из дальних времен, пришёл к нам этот праздник. Больше тысячи лет назад древние славяне ещё не знали христианства. Они поклонялись силам природы – Солнцу, Дождю, Ветру и др. А в конце зимы торжественно провожали Масленицу. Масленица – это божество Зимы. С ней были связаны холода. На масленой неделе пекли блины, пироги, веселились, ходили друг к другу в гости, а в конце недели чучело Масленицы, которое делали из соломы, сжигали, давая тем самым дорогу весне и теплу, и кидали его в воду. Последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда просили у близких прощения за нанесённые обиды и целовались в знак примирения. Поэтому воскресенье называли «целовальником». А после Масленицы наступал самый строгий и самый долгий (7 недель) Великий пост, поэтому Масленицу в шутку ругали: (все хором)
«Масленица – блиноеда, ( на листах)
Масленица – жироеда,
Обманула, подвела –
До поста довела,
Дала редьки хвост
На великий пост.
Мы его поели –
Брюха заболели!»
Русский народный танец ( 4 класс)
Ведущий:
Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. В этот делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
· Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)
· Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)
· Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)
· Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)
· Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)
· Доброе, хорошее на людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)
Вторник – ЗАИГРЫШ! С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.
Ведущий:
- Ребята, а у вас не возникает вопрос: почему блин является символом Масленицы? С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь - от рождения и до последних дней.
Образное описание блина как символического кушанья дал А.И. Куприн: "... Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей!"
Назовите начинки для блинов.(на листочках)
Песня «Вот такая ягода» (Тюрникова Ангелина)
А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки- расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
Масленица:
А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы — конец.
Ученье — свет… (а неученье — тьма).
Готовь сани летом… (а телегу — зимой).
Не красна изба углами… (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Чем дальше в лес… (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Четвертый день масленицы Широкий четверг – «РАЗГУЛЯЙ»! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.
Масленица расстелись!
Молодцы – поборись!
Подходи стар и млад,
Перетягивать канат!
Организовывается «Перетягивание каната»
Потешились силушкой богатырскою!
Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ». Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.
Игра «Мотальщики».
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
Выступление ансамбля ложкарей «Добры молодцы»
Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,
содействовать молодежи в нахождении себе пары.
Конкурс «Краса – девичья краса!»
Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ” Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.
Одна шеренга:
Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.
Другая шеренга:
Да простит тебя Бог, и я прощаю.
Масленица:
Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось веселице — беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.
Блины печь — дело сложное.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашонушку на столбушке.
Будет моя квашенка полным — полна,
Полным-полна, с краями ровна!
Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да приговаривать.
Месяц ты, месяц,
Золотые рожки,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
Все:
Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали, погостишь семь годков!
Прощай, Масленица, прощай, Широкая!
Ведущий.
ДА! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать! ( детям раздаются блины)
Песня “Блины”- 2-4 кл. ( фон для раздачи блинов)
Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели.
Припев:
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки, мои.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев:
Напекла она поесть
Сотен пять, а может шесть.
Припев:
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Припев:
На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев:
Гости будьте же здоровы!
Вот блины мои готовы!
Ведущий:
- Что ж, друзья! Пора Масленице в лес! Порядок после Зимушки навести да разбудить лесных жителей, деревья, кусты! С весною мы к тебе в гости придём, Масленица! Но, ребята, не обижайте лесных жителей, друзей Масленицы!
Далее все участники перемещаются в школьный двор и сжигают Масленицу.
Использованные материалы
1.. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
2. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
3. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
4. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – Москва: Высшая школа, 1982.
5. Римский Корсаков Н.А. Снегурочка. Опера (клавир). – Москва: Музыка, 1964.
6. Плещеев А.Н. Весна.
7.Тютчев Ф.И. Зима недаром злится
8. Русская народная песня «Блины»
Анализ открытого внешкольного мероприятия
Учитель: Ковалевич И.Н.
Присутствовало: 76 учеников, 28 родителей, 6 учителей и воспитателей ГПД.
№ п/п | Предмет анализа | Анализирующие вопросы | Мнение эксперта, присутствующего на мероприятии |
1. | Подготовленность | 1. Роль классного руководителя при подготовке к мероприятию. 2. Активность и самостоятельность учащихся при подготовке к мероприятию. | Классный руководитель предложил тему внеклассного мероприятия, а учащиеся и их родители поддержали идею и стали готовиться к мероприятию: учили стихи, песни, рисовали рисунки на тему «Масленица», сочиняли стихи. Взрослые пекли блины. |
2. | Целенаправленность | 1. Соответствие мероприятия общим воспитательным целям, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся. 2. На решение каких задач коллектива иформирование каких качеств личности рассчитано мероприятие? | Данное мероприятие соответствует уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся. Цели и задачи: Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом. Способствовать всестороннему, гармоническому, физическому развитию (силы, выносливости) школьников, координации и выразительности движений. Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям. Формирование у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки. |
3. | Познавательная ценность | 1. Даёт ли мероприятие новые знания учащимся? 2. Какие новые умения даёт, какие умения и навыки совершенствует? | Это мероприятие обогащает детей новыми знаниями о своей Родине, о традициях русского народа. Просмотр и обсуждение слайдов о проводах «русской зимы» позволяет почувствовать красоту окружающего мира, приобщиться к народным традициям. |
4. | Воспитательная эффективность | 1. Как сказалось мероприятие на поведении отдельных учащихся? 2. Какие социально-нравственные установки формировались у ребят? 3. Какими дополнительными воспитательными возможностями обладает мероприятие? | Все ученики класса активно проявляли интерес к мероприятию: читали стихи, пели песни, играли в игры, участвовали в инсценировке песен совместно с родителями. Воспитывалось уважительное отношение к народным традициям, эстетические чувства доброты, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям. Во всём мероприятии видна любовь к своей Родине, пробуждаются патриотические чувства. Дополнительными воспитательными возможностями является то, что мероприятие проводится совместно с родителями учащихся. |
5. | Духовно-эмоциональная насыщенность | 1. Насколько содержательно, эмоционально, интересно проходило мероприятие? 2. Присутствовал ли на мероприятии элемент игры? 3. Использование наглядности, технических средств. Каковы взаимоотношения педагога и учащихся, как они влияют на ход мероприятия? | ∙ Мероприятие проходило эмоционально, содержательно, интересно: смена действий оживляло мероприятие. ∙ С большим увлечением были проведены спортивные состязания, конкурс пословиц и поговорок с активным участием родителей. ∙ Были использованы магнитофон, ИКТ. ∙ Была проведена экскурсия по выставке рисунков «А мы Масленицу провожали». Благодаря тёплому и дружескому отношению педагога с учащимися , мероприятие прошло очень весело. |
6. | Результативность | 1. Достигнуты ли поставленные цели и задачи? Причины успеха, неудач, ошибок. 2. Какова общая оценка ценности мероприятия со стороны: - Учителей; - Учащихся; - Родителей | Все поставленные цели и задачи были выполнены. Общая оценка ценности мероприятия со стороны: Учителей – отлично Учащихся – отлично Родителей - отлично |
7. | Участники | 1. Количество учащихся в школе(среди начальных классов). 2. Количество учащихся, принимавших участие в подготовке мероприятия. 3. Количество родителей, принимавших участие в подготовке мероприятия. | 86
76 28
|
Особое мнение Внеклассное мероприятие, проводимое совместно с родителями сплачивает и классный коллектив, и коллектив родителей. Тема для данного времени очень актуальна. У детей в ходе мероприятия, и во время подготовки, пробуждаются патриотические чувства. Такое мероприятие сплачивает школу и семью для воспитания подрастающего поколения, учит не только видеть, но и самим создавать красоту в окружающем нас мире, приобщаться к духовным традициям русского народа. А умение общаться – это тоже прекрасно!
Заместитель директора по УВР: ____________(Сысоева Г.И.)
Отзывы родителей на внешкольное мероприятие «Масленица»
Учитель Ковалевич И.Н. организовала и провела данное мероприятие на высоком методическом уровне. Мы благодарны ей за нравственное воспитание наших детей, за доброе отношение к каждому ребенку, умение разглядеть «прекрасное» в каждом и не пропустить талант. Спасибо и низкий поклон за тот труд, имя которому «учитель»
Тюрникова Н.А.
Долотова Е.В.
Никитина О.Ю.
Круглова Ю.В.
Ледянкина С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-го класса на тему "Все ль профессии важны…"
Цель: познакомить школьников младших классов с новыми профессиями....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»
Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....
Игра «Зарничка» Общешкольное мероприятие для учащихся 1-4 классов
Конспект мероприятия военно-патриотической направленности. Оно ориентировано на учащихся начальной школы....
Методическая разработка мероприятия для учащихся 6-7 классов по теме «Азбука общения»
Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой подростка со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешен...
Проект внеклассного мероприятия для учащихся 4 - го класса по теме «В гости к фразеологизмам»
Данный материал может быть использован для обобщения заний по теме "Фразеологизмы". Задания носят нестандартный характер, что побуждает детей к само...
Сценарий общешкольного мероприятия для учащихся 1-4 классов "У кого хлебушко, у того и счастье".
Сценарий окажет помощь учителям начальных классов в подготовке и проведении мероприятий, связанных с воспитанием у учащихся чувства уважения к людям труда. Мероприятие знакомит учащихся с историческим...
Конспект внеурочного мероприятия для учащихся 1-го класса на тему: Викторина «Сказки»
Конспект внеурочного мероприятия для учащихся 1-го классаТема: Викторина «Сказки»...