Методическая разработка мероприятия для учащихся 6-7 классов по теме «Азбука общения»
методическая разработка на тему

Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой подростка со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Эти знания позволяют не только успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия, но и предупреждать их.

Цель занятия: формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Дать определение понятию «конфликт»;

2. Познакомить со стилями поведения в конфликте;

3. Выработать умение конструктивного поведения в конфликтной ситуации;

4. Рассмотреть качества личности, способствующие эффективному общению;

5. Повысить ответственность за собственное поведение;

Участники мероприятия: учащиеся 6-7-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

мероприятия  для учащихся 6-7 классов

по теме «Азбука общения»

Пояснительная записка

Кризисность подросткового возраста создает почву для возникновения многочисленных внутриличностных и межличностных конфликтов. Борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Основной формой проявления самостоятельности в этом возрасте становятся различного рода агрессивные действия, которые, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между подростками, их родителями, педагогами. Критически настроенному подростку бывает сложно справиться с негативными эмоциями, посмотреть на себя и участников конфликта со стороны, выбрать оптимальный для конкретной ситуации стиль поведения. Поэтому важно предоставлять подросткам возможность осознавать свои особенности, действия, учить их контролировать себя.

Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой подростка со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Эти знания позволяют не только успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия, но и предупреждать их.

Цель занятия: формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Дать определение понятию «конфликт»;

2. Познакомить со стилями поведения в конфликте;

3. Выработать умение конструктивного поведения в конфликтной ситуации;

4. Рассмотреть качества личности, способствующие эффективному общению;

5. Повысить ответственность за собственное поведение;

Участники мероприятия: учащиеся 6-7-х классов.

Оборудование: бумага для записей, маркеры.

Ход  мероприятия

Представление ведущего.

Повторение правил групповой работы: 

Ведущий: «Чтобы наше общение было эффективным, есть несколько правил  групповой работы. Предлагаю обсудить и принять эти правила».

  • Активное участие;
  • Уважение мнения говорящего;
  • Конфиденциальность;
  • Я - сообщение.

Ведущий записывает правила на доске, участники обсуждают и принимают их.

Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята, все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Но общение не всегда бывает приятным - конфликты, ссоры  портят нам настроение. В чем же причина? В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберёмся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации. Можно ли конфликтов избежать.

Ведущий обсуждает с учащимися актуальность темы: Как часто происходят конфликты в вашей жизни? Между кем и кем происходят конфликты?  По каким причинам происходят конфликты?

1. Упражнение «Конфликт – это…»

Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»? Учащимся предлагается на листочках написать слова, с которыми ассоциируется у них данное понятие. Затем все листочки крепятся на доску, ведущий зачитывает предложенные варианты.

2.  Упражнение «Сигналы конфликта». 

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает список чувств и состояний. (см. Приложение 1.)

Инструкция учащимся: «Вспомните несколько конфликтных ситуаций. Причитайте список чувств и состояний. Первая группа выбирает из списка те чувства и состояния, которые, по их мнению, соответствуют началу конфликта. Вторая группа - соответствующие пику конфликта. Третья – его окончанию.»

После обсуждения на доску записываются варианты, предложенные учащимися по схеме: начало конфликта – пик конфликта – завершение конфликта.

3. Тест «Стиль поведения в конфликте».

Ведущий рассказывает о том, что у каждого человека есть привычный стиль поведения в конфликте. После чего проводится тестирование. Каждый учащийся подсчитывает свои результаты, анализирует их.

4. Упражнение «Конфликтные ситуации». 

Учащиеся делятся на три группы. Ведущий задает учащимся конфликтные ситуации (см. Приложение 3), а они придумывают и проигрывают варианты выхода из них. Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

 Подводя итоги, ведущий подчеркиваетчто большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. При обсуждении делается акцент на необходимости конструктивного разрешения конфликтов.

5. Упражнение «Колючки и магниты». 

Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то качества, которые мешают ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колючки которого можно уколоться, если захочешь его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга. Качества-колючки отталкивают от нас людей. Но, есть и качества - магниты, которые людей притягивают. Список качеств представлен в Приложении 4.

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа записывает список «колючек», вторая  -«магнитов». После обсуждения на доску записываются все предложенные группами варианты.

Выводы по результатам упражнения: О человеке, обладающем качествами -  «магнитами», говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек. О человеке, обладающем качествами – «колючками» говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

6. Информация для учащихся.

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться:

  1. Способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать (доброжелательность);
  2. Умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);
  3. Умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);
  4. Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);
  5. Способность самому устанавливать контакты, не ждать инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);
  6. Умение говорить и действовать напрямую, открыто демонстрировать свое отношение к проблемам, людям, своей точки зрения, (непосредственность);
  7. Искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям (открытость);
  8. Умение выражать эмоции и готовность принимать их выражение со стороны других— ведь для человека естественно чувствовать различное эмоциональное отношение к происходящему, только камень ничего не чувствует (принятие чувств);
  9. В случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность, терпимость);
  10. Исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки (ведь только ты сам знаешь, какой ты на самом деле); к конфликтам следует относиться как к новому опыту взаимоотношений, а к высказываемой людьми критике — как к новой информации, важной для более глубокого самопознания (самопознание).

Иногда, несмотря на прекрасные коммуникативные навыки, общение все равно может быть затруднено. Это может быть из-за:

1. Стереотипов — упрощенного мнения об отдельных людях или ситуациях, когда, не углубляясь в анализ фактов, не разобравшись как следует, мы с ходу даем оценку человеку или событию, и эта поверхностная точка зрения кажется нам истинной;

2. «Предвзятых представлений» — склонности отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что для нас ново, необычно, не нравится, не подходит. Мы думаем, что если мы во что-то не верим или чего-то не знаем, то его и не существует; если что-то кажется нам правильным, то так и есть на самом деле; мы склонны отвергать что-то новое и считать его плохим именно в силу его новизны, пугающей нас. При этом мы редко вспоминаем, что взгляды другого человека, столь отличные от наших, представляются ему такими же истинными, как для нас наши собственные;

3. Плохих отношений между людьми, поскольку, если вы плохо относитесь к человеку, то для вас он всегда будет не прав, что бы он ни говорил;

4. Отсутствия внимания и интереса собеседника. Интерес можно вызвать, показав значимость, полезность сообщаемой вами информации для собеседника: как она поможет ему добиться цели или предотвратить нежелательное событие;

5. Пренебрежения фактами, когда, не дослушав собеседника до конца или не вникнув в суть дела, вы делаете поспешные выводы и заключения;

6. Неумения правильно говорить: неверный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

7. Ошибки в выборе типа общения, когда с незнакомым человеком вы разговариваете «на ты», как с другом; когда от близкого человека закрываетесь, как от врага; когда доверчиво слушаете ложь и т. д. Общение должно соответствовать ситуации, в которой вы находитесь, и людям, с которыми вы общаетесь. 

7. Обратная связь по результатам занятия:

1. Что нового узнали?

2. Что понравилось, что не понравилось?

Список литературы

  1. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные,организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И.В. Вачков. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007.Е.В.
  2. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер,2005.
  3. Григорьева, Т.Г., Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей/Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева.– М.; Новосибирск: Изд-во Новосибирск. ун-та, 1997
  4. Емельянова. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Речь СПб, 2008.
  5. Психология общения. Учебник для вузов. – М.: Просвещение. – 2003 г.
  6. Хромченко, М.С., Хасан, Б.И. Мир без конфронтации- М.: Москва «БОНФИ»- 2002
  7. Хухлаева, О.В.Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006.

Приложение 1.

Список чувств и состояний.

Гнев, горечь, тревога, хандра, ужас, дрожь, страх, шок, стыд, обида, тяжесть, ярость, вина, зависть, угроза, отвращение, напряжение, бессилие, сомнения, одиночество, ненависть, огорчение, зажатость, агрессия, возбуждение, беспомощность, враждебность, напуганность, неуверенность, разгоряченность, разочарование, унижение, подозрительность, подавленность, радость, заинтересованность, бессмысленность.

Приложение 2

Тест  «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

Часто - поставьте 3 балла;

От случая к случаю - 2 балла;

Редко - 1 балл.

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.  Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Приложение 3

Ситуация 1. Родители говорят, что ты ничего не делаешь по дому и
они решили, что ты отныне будешь мыть посуду. А ты это терпеть не можешь.

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

Ситуация 3. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

Приложение 4

Качества, помогающие и мешающие общению

Помогают

Мешают

Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность)

Недоброжелательность

Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)

Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия)

Недружелюбие

Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)

Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость)

Неприветливость

Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)

Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность)

Неискренность, лживость

Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)

Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их)

Неэмпатичность

Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)

Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный)

Непредупредительность

Категоричность, безапелляционность (недопущение возражений)

Общительность (склонность общаться)

Необщительность

Самоуверенность

Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость)

Невежливость

Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)

Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника)

Неуважительность

Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)

Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении)

Бестактность

Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)

Умение говорить

Неумение говорить

Заносчивость (высокомерность, чванство,)

Умение слушать

Неумение слушать

Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)

Коммуникабельность (способность общаться)

Некоммуникабельность

Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)

Инициативность

Безинициативность

Наглость

Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность)

Трудность вступления в общение

Нескромность, хвастливость

Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн)

Закрытость

Скрытность Уход от зрительного контакта

Надёжность

Ненадёжность

Демонстрация превосходства

Обязательность (верность своему слову)

Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно)

Авторитарность (требование беспрекословного подчинения)

Опрятность

Неопрятность

Эгоизм

Оптимистичность

Пессимистичность

Энергичность, активность

Вялость, пассивность

Чувство юмора

Отсутствие чувства юмора

Культурность

Некультурность

Ум

Неумность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Контрольная работа по русскому языку для 2 класса по теме "Мир общения" (УМК "Перспектива")

Работа поможет проверить знания учащихся по темам раздела.Задания можно подготовить на карточке для каждого ученика....

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Цели:...

Методическая разработка проектно-исследовательской работы учащихся 3-го класса по теме «Здоровое питание».

Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих   пользу организму, об организации правильного здорового питания.Задачи проекта:• Расширить знания детей о прод...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии для учащихся 1-4 классов на тему: «Вечная слава воде!».

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся начальной школы на тему "Вечная слава воде!"...

Урок развития речи Тема: «Азбука общения. Как правильно говорить по телефону»

Конспект занятия по  развитию речи на уроке русского языка в 3 классе, где дети на практике научатся правилам этикета. Дети,разыгрывая сценки, вспомнив произведение К.И.Чуковского "Телефон&q...