Сценарий общешкольного мероприятия для учащихся 1-4 классов "У кого хлебушко, у того и счастье".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сценарий окажет помощь учителям начальных классов в подготовке и проведении мероприятий, связанных с воспитанием у учащихся чувства уважения к людям труда. Мероприятие знакомит учащихся с историческими фактами появления зерновых культур у земледельцев; показывает, какую роль сыграл хлеб в годы Великой Отечественной войны; способствует развитию любознательности учащихся, воспитанию трудолюбия и бережного отношения к хлебу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска
СЦЕНАРИЙ
ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ:
«У кого хлебушко,
у того и счастье»
Подготовила: Столбова Л. Н. –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цель: воспитание у учащихся чувства уважения к людям труда.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историческими фактами появления зерновых культур у земледельцев; с тем, какую роль сыграл хлеб в годы Великой Отечественной войны.
2. Развитие любознательности.
3. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к хлебу.
Оформление: выставка репродукций картин художников, детских рисунков, выставка хлебных изделий.
Ход мероприятия:
Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле».
Учитель: Наш утренник мне хочется начать стихотворением Александра Балина:
Слайд № 1.
Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Слайд № 2.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну.
Слайд № 3.
Удобрить землю под зерно.
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много — всяческих преград.
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Слайд № 4.
Далее следует коллективная декламация-перекличка: «Хвала тебе, хлеб!».
Только снег сошёл в апреле.
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Золотой простор бескрайний —
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
1-й ученик:
Хлебное поле большое, как море —
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, в почётном дозоре
Каждое зёрнышко мы бережём.
2-й ученик:
Зёрнышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
3-й ученик:
Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда —
Эта живая награда за труд.
4-й ученик:
Ржаной росток зелёный
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе.
5-й ученик:
Его расти научит
Любой весенний дождик,
А каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
6-й ученик:
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
7-й ученик:
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!» (Хором.)
8-й ученик:
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы — люди,
Научитесь хлеб беречь!» (Хором.)
Учитель: Как хлеб к нам пришел?
9-й ученик:
Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
Учитель: Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома, и на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала — ячменя, потом пшеницы и ржи.
В одном из музеев, словно бесценное сокровище, хранится ломтик хлеба, которому... 6 тысяч лет! Учёные нашли его на дне озера. Когда-то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!
10-й ученик:
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подаёт.
Сколько требует ухода
Мать-земля за целый год!
В каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал, пришёл,
В нём — здоровье, наша сила,
В нём — чудесное тепло.
Много рук его растило
Сохраняло, берегло.
Учитель: Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зелёное поле.
1-й чтец:
Слава миру на Земле!
2-й чтец:
Слава хлебу на столе!
1-й чтец:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Слайд № 5.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
2-й чтец:
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим. —
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Хлеб и война
3-й чтец:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель: Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово — «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир. Прочтем их и мы.
Слайд № 6. (Зачитываются строки из дневника.)
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зёрен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.
Сказка ложь, да в ней намёк.
Чтец:
Корочка хлеба.
Хлебная крошка.
Что это — много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница: (Входит и кланяется). Верно, милый, верно! Ох, как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее своё платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»,— подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала она. — Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья. В тот же миг луч света проник в подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом, вновь стала девочкой. Инге и её мама стали жить счастливо, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Есть хлеб — будет и песня.
Учитель:
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки,
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Ученицы:
Мы в городе живём
Сушки, пряники жуём.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём.
1-я девочка:
Прянички печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
2-я девочка:
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
3-я девочка:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
1-я девочка:
Дождик, дождик, поливай —
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
2-я девочка:
Взором радостным окину
Даль бескрайнюю полей.
3-я девочка:
Слава тем, кто любит землю!
Тем, кто трудится на ней!
Инсценировка «Хлеб» (по Г. Виеру).
Мальчик:
Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: «Спасибо!»
Хлеб:
Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик.
Кланяюсь тебе я, пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня:
Лучше б ты не поленился —
Солнцу в небе поклонился.
Мальчик:
Солнце, солнце в небе синем,
За горячий хлеб спасибо!
Солнце:
Ты б, сынок, не поленился,
Дождику бы поклонился!
Мальчик:
Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Дождик:
Лучше б ты не поленился,
Папе с мамой поклонился!
Мальчик:
Вам спасибо, папа с мамой,
Хлеб даёте вкусный самый!
Папа:
И тебе спасибо тоже,
Ты у нас такой хороший!
Учитель: Ребята, отгадайте загадки.
1. На соломине дом.
Сто ребяток в нём. (Колосок.)
2. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
3. Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском. (Хлеб.)
4. За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.)
Учитель: А сколько обычаев родилось на нашей земле!
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»
Кто для нас хлеб создает?
(Коллективная декламация-перекличка).
1-й чтец:
Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: «За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора».
2-й чтец:
«Дадим! — отвечают в цехах металлисты. —
Для хлеба машины мы сделаем быстро.
Но только нам нужен металл непременно».
3-й чтец: «Дадим! — Отвечают быстро мартены. -
Нам только руду подавайте сюда!»
4-й чтец: Для хлеба с рудою спешат поезда.
Для хлеба положены рельсы дорог,
5-й чтец: И краны, и вышки до самого неба.
Для хлеба! Для хлеба!
Для хлеба! Для хлеба!
Игры для зрителей:
1. Собери колоски.
Ведущий:
Чтобы новый хлеб испечь,
Пышен и высок,
Надо в поле уберечь,
Каждый колосок!
(Участники с завязанными глазами должны за одну минуту собрать как можно больше кеглей в ведро). Оборудование: кегли, ведерки, платки.
2. Кто быстрей перевезет пшеницу на «грузовике». (Картонка на веревке).
3. «Веселое поле». Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 8 шаров – зерен, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека: «Рассвет», «Заря».
№ 1 - «пашет землю» (положить змейкой обручи);
№ 2 - «сеет зерно пшеницы (положить в обручи шары);
№ 3 - «поливает зерно» (обежать каждый обруч с лейкой);
№ 4 - «убирает урожай» (собрать шары в ведро).
Викторина для зрителей: «Без чего хлеба не испечешь?».
1. В воде родится, а воды боится. (Соль).
2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной стать могу. (Вода).
3. Я бел, как снег.
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (Сахар).
4. Бела беляна
По полю гуляла,
Домой пришла.
В сусек легла. (Мука).
5. Новая посуда, а вся в дырах. (Сито).
6. Жидкое, а не вода.
Сладкое, а не мёд.
От коровушки берут,
Малым деточкам дают. (Молоко).
7. Горячая старушка на одном месте стоит,
Из угла в угол не переставишь. (Печь).
Вопросы:
1. Как называется последний сноп жатвы? (Именинный).
2. Назовите один из самых любимых прохладительных напитков русского народа? (Квас).
3. Какой хлеб ели русские, даже богатые? (Ржаной).
4. Какой хлеб пекли в праздничные дни, как он назывался? (Калачи).
5. Что занимало первое место из кушаний, приготовляемых из теста? (Пироги).
6. Назовите самый лучший сдобный хлеб? (Каравай).
7. Как называется пирог, начинённый мясом курицы? (Курник).
8. Назовите русское национальное печенье? (Пряники, коврижки).
9. Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? (Колобок).
10. Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь?» (Рожь).
Учитель:
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас
Ученики (по очереди): Нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!
Учитель: Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.
Ученик:
Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи её светло-синими
И пшеничною россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом
Сквозь седой предрассветный туман.
Вскоре солнце взошло алым кругом,
Окунувшись с небес в океан.
Шла со звонкою радостной песней,
Воспевались в ней ширь и простор.
Ну, а с песней и труд интересней —
Ей подпел молодой комбайнер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного мероприятия "Юбилей школы"
Сценарий построен на чествовании лучших педагогов-школьных самоцветов, живущих на уральской земле, которую воспевал в своих произведениях П.П.Бажов....
Сценарий общешкольного мероприятия "Праздник осени"
"Праздник осени" проходит в каждой школе каждый год. "Как сделать такой праздник интерсным и запоминающимся?" - такой вопрос поставили мы перед собой. Надеюсь, нам удалось не только на него отве...
Сценарий общешкольного мероприятия "Да здравствует человек читающий"
Внеклассное общешкольное мероприятие проводится в рамках Недели детской книги и предметной недели литературного чтения в начальных классах....
Сценарий общешкольного мероприятия "Широкая Масленица"
Сценарий предполагает представление праздника на сцене. В театрализованной форме обыгрываются дни масленичной недели. Затем гости и маленькие актеры выходят во двор, где проходят веселые игры и состяз...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённый Пасхальному празднику "Христос Воскресе"
Сценарий общешкольного праздника...
Сценарий общешкольного мероприятия «День Мира» (для учащихся 1-4классов)
Сценарий общешкольного мероприятия«День Мира»(для учащихся 1-4классов)...
Сценарий общешкольного мероприятия в образовательном учреждении для учащихся 4 классов, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Тема мероприятия: Творческая мастерская «Парад победы»
Тема мероприятия: Творческая мастерская «Парад победы».Форма проведения: групповая (параллель 4-ых классов)Метод: решение проектной задачиАктуальность: тема патриотического восп...