ПРОЕКТ «ГОД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
проект на тему
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_god_velikoy_pobedy.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОЕКТ «ГОД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ».
Выполнила: Мурышкина Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования
ГБС(К)ОУ школа-интернат №136
г.о.Самара
2015 год
Паспорт проекта
Название | «Год Великой Победы». Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства. |
Автор проекта | Мурышкина Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования. |
Место проведения | ГСКОУ школа-интернат №136 г.о.Самара. |
Участники проекта | Обучающиеся 1-4-х классов, учителя начальной школы, воспитатели, родители. |
Вид проекта | Информационно-творческий, личностно-ориентированный, социально-ориентированный. |
Сроки осуществления проекта | Проект среднесрочный. Срок деятельности по проекту 15.01.2015 г. - 30.05 2015 г. Деятельность по проекту будет осуществляться в несколько этапов.
|
I. Вводная часть
Проект рассчитан на пять месяцев (январь-май 2015 г.). В ходе проекта обучающиеся пополнят свои представления о таких понятиях как Родина, Отчизна, воин, защитник, преданность, вера, получат новые знания о Великой Отечественной войне, о трудных дорогах, ведущих к победе и о песнях, которые помогали переносить все тяготы фронта и тыла и верить в победу.
В ходе реализации мероприятий проекта будут использоваться различные формы и методы работы.
Формы работы: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, экскурсии, рисование, чтение художественной литературы, разучивание текстов песен, слушание музыки, игра на фортепиано, пение, концертная деятельность.
Методы: частично исследовательский, словесный, наглядный, метод показа, метод повтора, метод проблемных вопросов.
Актуальность проекта:
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям, и к родному краю, и к своей Родине, это гордость за своих близких и за весь народ.
Любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому сегодня необходимо начинать формирование у детей первоначальных достоверных представлений об истории нашей Родины, развивать интерес к её изучению как можно раньше, в дошкольном и особенно младшем школьном возрасте. В этом может помочь музыкальное искусство: слушание музыки, пение, знакомство с творчеством композиторов, концертная деятельность позволяет активизировать работу по формированию чувств патриотизма, любви к своему краю, Родине, традициям.
Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является совместная проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых при решении многих задач проекта.
Реализация проекта «Год Великой Победы» позволит задействовать различные виды детской и взрослой деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта вместе с детьми станут учителя, воспитатели и родители.
Цель проекта: создание условий для формирования нравственных, патриотических чувств у младших школьников коррекционного учреждения, воспитание чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне через музыкальное и художественное творчество.
Задачи проекта:
- познакомить обучающихся с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- формировать у детей интерес к истории своей семьи в военные годы;
- познакомить с произведениями художественной литературы, изобразительного искусства и музыки военных лет и о войне;
- обогащать и пополнять словарно-эстетический запас детей, способствовать формированию гражданской позиции, чувства любви к Родине;
- воспитывать гордое и трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, к традициям нашей страны;
- привлекать родителей к нравственно-патриотическому воспитанию.
Виды деятельности обучающихся в ходе реализации проекта: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.
При реализации проекта будет осуществляться интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, литературное, художественное и музыкальное творчество.
Этапы реализации проекта:
Первый этап, подготовительный – сбор информации, работа с методической и нотной литературой, составление плана работы над проектом.
Второй этап, практический – реализация мероприятий проекта.
Третий этап, итоговый – подведение результатов: создание сборника песен, посвященных Победе, анкетирование участников проекта.
Ожидаемый результат:
1) понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека;
2) воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение;
3) повышение социальной компетентности школьников;
4) проявление любви и интереса к музыке и песням Великой Победы;
5) формирование и осознание таких понятий как ветераны, оборона, захватчики, верность, Победа;
6) вовлечение родителей в жизнь школьников.
Продукты проектной деятельности:
- фотогазета «И помнит мир спасенный…»;
- выставка значков «Города-герои, мир и Победа»;
- выставка рисунков и поделок «День Победы»;
- сценарий музыкально-литературной композиции «Песни, опаленные войной»;
- сборник песен «Нам мир завещано беречь»;
- общешкольный концерт «Песни, опаленные войной».
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Существующие ресурсы для реализации проекта:
- кадры: учителя 1-4 классов, учитель музыки, учитель физкультуры, воспитатели, педагоги дополнительного образования;
- материально-техническое обеспечение: звуковоспроизводящая техника, компьютер, принтер, видеопроектор, фортепиано, музыкальная литература, репродукции картин;
- ресурсное обеспечение:
- фотографии из семейного альбома обучающихся;
- репродукции известных художников:
С.В.Герасимов. «Мать партизана»;
А.П.Ткачёв. «Между боями»;
Б.С.Угаров. «Возвращение»;
А.И.Лактионов. «Письмо с фронта»;
В.В.Верещагин. «Апофеоз войны»;
- рисунки обучающихся;
- коллекция значков по теме;
- фрагменты музыкальных произведений в записи и живом исполнении:
Д. Шостакович. Ленинградская симфония (тема нашествия);
В.Лебедев-Кумач, А.Александров. «Священная война»;
А.Сурков, К.Листов. «В землянке»;
Ц.Солодарь, Д.Покрасс. «Казаки в Берлине»;
М. Исаковский, М.Блантер. «Катюша»;
Н.Соловьёва, Г.Струве. «Моя Россия»;
Е.Евтушенко, Э.Колмановский. «Хотят ли русские войны»;
В.Харитонов, Д.Тухманов. «День Победы»;
- художественные произведения:
С.Алексеев. «Первый ночной таран»;
Н.Телешов. «Уха»;
Е.Воробьёв. «Обрывок провода».
II. Основная часть
Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретический анализ педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;
- изучение и обобщение существующего практического опыта по изучению музыки, посвященной войне и победе;
- изучение представленного иллюстрационного материала;
- наблюдение за поведением учащихся во время прослушивания музыкальных произведений;
- оценивание деятельности детей при изучении музыкальных произведений;
- проведение анкетирования детей и родителей;
- статистическая обработка результатов плана реализации проекта.
В ходе реализации мероприятий данного проекта учителями и воспитателями будут объясняться и уточняться детям понятия «Родина», «Отчизна», «защитник», «фронтовик», «фашизм» и др.
План мероприятий второго этапа проекта
Сроки | Мероприятие, форма | Ответственные | Промежуточный результат |
Февраль-апрель | Сбор значков «О войне и мире» | Учителя, родители, дети | Знания событий из истории России |
Февраль-март | Поиск материалов для фотоальбома «Участники войны» | Учителя, родители, дети | Знания о своих предках, формирование чувства гордости |
Февраль | Поиск материалов для песенника «Нам мир завещано беречь» | Учитель музыки, педагог доп. образования | Формирование песенного репертуара |
Февраль-апрель | Уроки «Музыка и пение». Знакомство с музыкально-художественным репертуаром о войне. Разучивание песен с детьми. Слушание музыки о войне | Учитель музыки | Подготовка к концерту «Песни, опаленные войной» |
Февраль-апрель | Внеурочная деятельность в музыкальной студии «Камертон» | Педагог доп. образования | Подготовка репертуара к концерту |
Февраль-май | Чтение художественных произведений | Учителя, воспитатели | Формирование представлений и войне, победе, защитниках Отечества, страданиях. |
Февраль-апрель | Видео просмотры «Кадры военной хроники» | Воспитатели | Формирование представлений и войне, победе, защитниках Отечества. |
Февраль-апрель | Рассматривание картин художников с составлением рассказов | Учителя, воспитатели | Формирование представлений и войне, победе, защитниках Отечества. |
Февраль-март | Мастерская по рисованию «Иллюстрации к песеннику», «Картины на выставку» | Учителя, родители | Подготовка работ к выставке |
20 февраля 2015 года | Спортивное развлечение «Зарница» | Учитель физкультуры, воспитатели, родители | Развитие силы, ловкости, взаимовыручки |
6 марта 2015 года | Родительские собрания «Моя семья – мое богатство» | Учителя, воспитатели | Формирование чувства сопричастности к истории своей семьи |
19 марта 2015 года | Концерт учащихся ДМШ «Музыка Великой Победы» | Учащиеся, преподаватели ДМШ | Формирование чувства патриотизма |
9 апреля 2015 года | Фотовыставка «И помнит мир спасенный» | Учителя, родители, дети | Формирование чувства сострадания, гордости за жизнь и подвиги предков |
20 апреля 2015 года | Уроки мужества «Песни, опаленные войной» | Учитель музыки | Формирование у детей чувства гордости, благодарности |
23 апреля 2015 года | Выставка значков «Города-герои, мир и Победа» | Учителя, воспитатели, родители | Пополнение знаний детей о подвигах в годы ВОВ |
29 апреля 2015 года | Презентация сборника песен «Нам мир завещано беречь» | Учитель музыки, педагог доп. образования | Показ результатов поисковой работы |
30 апреля 2015 года | Выставка детского творчества «День Победы» | Учителя, родители, дети | Формирование чувства гордости за свою страну |
7 мая 2015 года | Общешкольный концерт «Песни, опаленные войной» | Педагог доп. образования, учитель музыки, воспитатели, родители | Формирование патриотических чувств, чувства благодарности за победу |
III. Заключительная часть
В ходе работы над проектом «Год Великой Победы» участники проекта должны выяснить, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Анкетирование в начале проекта должно показать популярность таких песен как: «Священная война», «Синий платочек», «Катюша», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Смуглянка», «В землянке», «Огонёк», «Вечер на рейде», «Дорога на Берлин»
В ходе исследования участники проекта должны прийти к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом:
- Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
- Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
- Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
- Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Мы уверены, что данный проект, объединяющий в себе разные виды творческой деятельности детей в содружестве со взрослыми, сможет помочь расширить представления младших школьников о мире и войне, о роли солдата на фронте, о его мужестве, о роли Красной Армии в Великой Победе над фашизмом.
Кроме того, концертная деятельность детей покажет роль музыки, и в частности песни, в жизни человека, государства, и сможет стать тем средством, той формой социальной активности детей, которая усилит воспитание чувства патриотизма, любви к Отчизне, к своей семье.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ф. И. О.
Любите ли Вы петь?
Знаете ли Вы песни о войне, о Родине, о России?
Перечислите их название или строчку из песни.
Готовы ли Вы петь эти песни со своим ребёнком?
Считаете ли Вы эти песни неотъемлемой частью воспитания Вашего ребёнка?
Готовы ли Вы разучить одну из песен и выступить с другими родителями перед детьми Вашего класса?
Информационный ресурс проекта
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Волгоград, «Учитель», 2007.
- Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О.Е. Лебедева. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/Сост. А.Е.Луковников. – М., 1975.
- Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о великой победе! - Москва, «Гном и Д», 2005.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, ТЦ «Сфера», 2004.
- Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
- Музыкальный руководитель № 2/10 г.; № 2/11 г.; № 2/13 г.
- Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Дорогами Великой Победы"
Проект направлен на нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и детей....
Социальный проект "Памяти Великой Победы"
Социальный проект, выполненный коллективом учащихся 4 "А" класса под руководством учителя, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне....
Проект «Символы великой победы»
Одна из форм организации работы с учащимися, позволяющая вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс – проектная деятельность. Проект «Символы великой победы» был задуман как помощь учащ...
Социальный проект "День Великой Победы в нашей семье"
В этом году мы отмечаем юбилей Великой победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Прошло 75 лет, как случилось это радостное событие для многих семей нашей многострадальной родины. Эта война у...
образовательный проект ГОРОДА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Почётное звание города-героя присваивалось городам, жители которых проявили «массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»....
Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»
Система воспитательной работы в начальной школе строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...