Урок-проект "Великая война и Великая Победа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Название работы: КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Автор: Крюкова Светлана Александровна (
Место работы: МБОУ гимназия №9 г. о. Тольятти Самарской области
Предмет: окружающий мир, урок изучения нового материала.
Тема: «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
Продолжительность: 1 урок, 40 минут.
Класс: 4
Технологии: проектная, ТРКМЧП.
Цель урока: формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи:
образовательная:
- сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне;
развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся к истории России;
воспитательные:
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважение к истории народа;
- воспитание чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания по теме: «Страницы истории 20-30-х годов».
1. Блиц опрос:
- Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? (Большевики.)
- Как большевиков стали называть позднее? (Коммунистами.)
- Почему новую власть называли Советской? (Советы стали основным звеном
в управлении государством.)
- Когда появилось новое государство – СССР? (В 1922 году.)
- Сколько республик входило в состав СССР? (15)
- Что напоминал СССР в 30-е годы? (Огромную стройку.)
- Лёгкой ли была жизнь в то время? (И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжёлой.)
III Работа над новой темой.
Учитель: Ребята, скажите, какой праздник приближается? Когда наш народ отмечает праздник Победы? Тема урока сегодня «Великая война и Великая Победа». (Презентация. Слайд 2) Подумайте и ответьте в конце урока, почему война и Победа Великие? Сегодня свои проекты представляют группы «Знатоки истории» и «Творческая группа».
Презентация группы «Знатоки истории».
Ученик:
«1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну. Граница была нарушена на огромных участках – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Красная Армия мужественно встретила врага [1] ». (Презентация. Слайд 3)
Презентация «Творческой группы».
Ученик:
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Ученик:
Сорок первый. Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.
Звучит запись с голосом Ю. Б. Левитана: (Презентация. Слайд 4)
Звучит запись песни «Священная война». (Презентация. Слайд 5)
(сл. В.Лебедева-Кумача муз. А Александрова)
Ученик:
«В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолётов. Многие командиры совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа, и их расстреляли. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолётов, артиллерийских орудий, автоматов. По этим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери в начале войны. По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила технику, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, в партизанские отряды [1]».
Презентация группы «Знатоки истории».
Ученик:
«Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Её защитники мужественно сражались. 22 июня по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. Начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных очагов.
Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа [2]»». (Презентация. Слайд 6)
«Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. «Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй [3]». (Презентация. Слайд 7)
Ученик:
«Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. (Презентация. Слайд 8) Они были уверены, что вот-вот войдут в город и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока. Под Москвой враг получил сокрушительный удар. До этого он никогда ещё не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, техники. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии [4] ».
Ученик:
«В августе 1942 года началась Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 300 000 гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны [5] ». (Презентация. Слайд 9)
«Стремясь изменить ход войны и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Фашисты двинули в бой новые тяжёлые танки. 12 июля под Прохоровкой развернулось небывалое танковое сражение. В нём участвовало более 1000 машин. Сражение под Курском завершилось победой красной Армии. После Курской битвы началось изгнание оккупантов с Советской территории [6]». (Презентация. Слайд 10)
Ученик:
«Однако враг по-прежнему оставался силён и не сдавался без боя. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам. В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников – США, Англии, Франции. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем праздник Победы.
В Германии, в Трептов – парке, стоит памятник Воину – освободителю. Это русский солдат – победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (Презентация. Слайд11 )
За годы Великой Отечественной войны погибло и умерло около 27 млн. наших соотечественников. Победа нашему народу досталась дорогой ценой [7]».
Звучит первый куплет песни «Журавли» (Презентация. Слайд 12)
(Слова Р. Гамзатова Музыка Я. Френкеля)
Презентация «Творческой группы».
Ученик:
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт, -
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам
Ведя корабли, -
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите
Через века
И жизнью наполните,
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда,
Заклинаю:
Помните! (Р. Рождественский)
Объявляется минута молчания.
Звучит метроном. (Презентация. Слайд 13)
Ученик:
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Победил! Победа!
Во имя отчизны –
Победа!
Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа! (Презентация. Слайд 14)
Звучит песня «День Победы!»
(Сл. В. Харитонова Муз. Д. Тухманова)
IV Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику. Чтение текста учебника стр. 140-146.
2. Блиц опрос.
- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На лёгкую и быструю победу.)
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
- Когда немцы находились у Москвы? (В конце октября 1941 г.)
- Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала, из Сибири, С Дальнего Востока.)
- Когда советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 года.)
- Где Красная Армия одержала первую победу? (Под Москвой.)
- Когда начались ожесточённые бои за Сталинград? (Летом 1942 года.)
- Сколько времени продолжались бои? (Около 2-х месяцев.)
- Где разгорелось сражение летом 1943 года? (Под Курском.)
- Чем стала эта победа? (Началом крупного наступления.)
- Когда была полностью освобождена территория Советского Союза? (В 1944 году.)
- Когда был штурм Берлина и кто им руководил? (В апреле 1945 года, руководил маршал Жуков.)
- Когда наша страна отмечает День Победы? (9 мая)
- Какой была цена Победы? (Погибло более 26 миллионов человек, в руинах лежали города и сёла, были уничтожены многие памятники культуры.)
3. Самостоятельная работа. Тест по теме «Великая война, Великая Победа» с последующей проверкой. (Стр. 106-108 задания 301-306)
(Презентация. Слайды 15, 16, 17, 18, 19)
Презентация «Творческой группы».
Ученик: (Презентация. Слайд 20)
Нам нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир,
Прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Ученик:
«Нет!» - заявляем мы войне,
Всем злым и чёрным силам…
Должна трава зелёной быть,
А небо синим-синим!
Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться!
Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце!»
X Составление синквейна слова ПОБЕДА. (Презентация. Слайд 21)
Учитель: Скажите, ребята, почему же война была великая? А победа? Составьте, пожалуйста, синквейн слова ПОБЕДА.
1. Победа.
2. Великая, народная.
3. Вдохновляет, объединяет, восхищает.
4. 9 мая – День Победы.
5. Праздник.
V Рефлексия. (Презентация. Слайд 22)
Учитель: Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его:
Я узнал(а)…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…
VI Оценивание. Домашнее задание.
Домашнее задание:
I вариант: прочитать статью в учебнике стр. 140 – 146, ответить на вопросы. Можно использовать дополнительный материал, который вы узнали на уроке из сообщений одноклассников.
II вариант: подготовить рассказ о героях Великой Отечественной войны, чьи имена носят улицы нашего города, изготовить поздравительную открытку для ветеранов Великой Отечественной войны.
Предоставляется слово жюри, которое оценивало работу групп на уроке.
Список использованных источников:
- Википедия Вторая мировая война http://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_мировая_война
- Википедия Брестская крепость http://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_крепость
- Википедия Блокада Ленинграда http://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
- Википедия Битва за Москву http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Москву
- Википедия Сталинградская битва http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинградская_битва
- Википедия Курская битва http://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва
- Википедия Великая Отечественная война http://ru.wikipedia.org/wiki/ВОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"
Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом...
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс
Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"
Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...
урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»
Представленный урок позволяет решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....
Великая война и Великая Победа
Письменная проверочная работа по окружающему миру тестового характера 4 класс "Школа России" Разработка учителя начальных классов Тарасовой Л.А....
Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."
Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...