Урок-проект "Великая война и Великая Победа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гайдидей (Крюкова) Светлана Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы:  КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Автор: Крюкова Светлана Александровна (

Место работы: МБОУ гимназия №9 г. о. Тольятти  Самарской области

Предмет: окружающий мир, урок изучения нового материала.

Тема:  «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

Продолжительность:  1 урок, 40 минут.

Класс: 4

Технологии: проектная, ТРКМЧП.

Цель урока: формирование представления  учащихся  о Великой Отечественной войне.

Задачи:

образовательная:

  • сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся к истории России;

воспитательные:

  • воспитывать чувство любви  к Родине;
  • воспитывать уважение к истории народа;
  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.  

II Проверка домашнего задания по теме: «Страницы истории 20-30-х годов».

1. Блиц опрос:

- Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? (Большевики.)

- Как большевиков стали называть позднее?  (Коммунистами.)

- Почему новую власть  называли Советской?   (Советы стали основным звеном

   в  управлении государством.)  

-  Когда появилось новое государство – СССР?  (В 1922 году.)

-  Сколько республик входило в состав СССР?  (15)

-  Что напоминал СССР в 30-е годы?   (Огромную стройку.)  

- Лёгкой ли была жизнь в то время?  (И в городе, и  в деревне люди бедствовали.  Жизнь  была очень тяжёлой.)

III  Работа  над новой темой.

Учитель: Ребята, скажите, какой  праздник приближается?  Когда наш народ отмечает праздник Победы? Тема  урока сегодня «Великая война и Великая Победа». (Презентация. Слайд 2)  Подумайте и ответьте в конце урока, почему война  и Победа Великие?  Сегодня свои проекты представляют группы «Знатоки истории» и  «Творческая группа».

Презентация группы «Знатоки истории».

Ученик:

 «1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

22 июня 1941 года,  в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну. Граница была нарушена на огромных участках – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Красная Армия  мужественно встретила врага [1] ». (Презентация. Слайд 3)

Презентация «Творческой группы».

Ученик:  

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Ученик:  

Сорок первый. Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Звучит запись с голосом Ю. Б. Левитана:  (Презентация. Слайд 4)

Звучит запись песни «Священная война».   (Презентация. Слайд 5)

(сл. В.Лебедева-Кумача муз. А Александрова)

Ученик:

 «В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолётов. Многие командиры  совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа, и их расстреляли. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолётов, артиллерийских орудий, автоматов.  По этим  причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери в начале войны. По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила технику, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, в партизанские отряды [1]».

Презентация группы «Знатоки истории».

Ученик:

           «Одно из первых  сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Её защитники мужественно сражались. 22 июня  по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону.  Начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог,  и был разбит на несколько отдельных очагов.

Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа [2]»». (Презентация. Слайд 6)

«Беспримерной  в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. «Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй [3]». (Презентация. Слайд 7)

Ученик:

«Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. (Презентация. Слайд 8) Они были уверены, что вот-вот войдут в город и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока. Под Москвой враг получил сокрушительный удар. До этого он никогда ещё не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, техники. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии [4] ».

Ученик:

 «В августе 1942 года началась Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 300 000 гитлеровцев. Сталинградская битва  переломила ход всей войны [5] ». (Презентация. Слайд 9)

«Стремясь изменить ход войны и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Фашисты двинули в бой новые тяжёлые танки. 12 июля под Прохоровкой развернулось небывалое танковое сражение. В нём участвовало более 1000 машин. Сражение под Курском завершилось победой красной Армии. После Курской битвы началось изгнание оккупантов с Советской территории [6]». (Презентация. Слайд 10)

Ученик:

 «Однако враг по-прежнему  оставался силён и не сдавался без боя. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю.  Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам. В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников – США, Англии, Франции. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта  о безоговорочной капитуляции вооружённых сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем праздник Победы.

 В Германии, в Трептов – парке, стоит памятник Воину – освободителю. Это русский  солдат – победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (Презентация. Слайд11 )

За годы Великой Отечественной войны погибло и умерло около 27 млн. наших соотечественников. Победа нашему народу досталась дорогой ценой [7]».

Звучит первый куплет песни «Журавли» (Презентация. Слайд 12)

(Слова  Р. Гамзатова Музыка Я.  Френкеля)

Презентация  «Творческой группы».

Ученик:

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт, -

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, -

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам

Ведя корабли, -

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите

Через века

И жизнью наполните,

Но о тех,

Кто уже не придет

Никогда,

Заклинаю:

Помните!  (Р. Рождественский)  

Объявляется минута молчания.

Звучит метроном.  (Презентация. Слайд 13)

Ученик:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Победил!  Победа!

Во имя отчизны –

Победа!

Во имя живущих  -

Победа!

Во имя грядущих  -

Победа! (Презентация. Слайд 14)

Звучит песня «День Победы!»

 (Сл. В. Харитонова  Муз. Д. Тухманова)

IV  Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику. Чтение текста учебника стр. 140-146.  

2. Блиц опрос.

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?  (На лёгкую и  быструю победу.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?  (900 дней)

- Когда немцы находились у Москвы?   (В конце октября 1941 г.)

- Откуда прибыли воины для защиты Москвы?   (С Урала, из Сибири, С Дальнего  Востока.)

- Когда советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 года.)

- Где Красная Армия одержала первую победу?  (Под Москвой.)

- Когда начались ожесточённые бои за Сталинград?  (Летом 1942 года.)

- Сколько времени продолжались бои?  (Около 2-х месяцев.)

- Где разгорелось сражение летом 1943 года?  (Под Курском.)

- Чем стала эта победа?  (Началом крупного наступления.)

- Когда была полностью освобождена территория Советского Союза? (В 1944 году.)

- Когда был штурм Берлина и кто им руководил?  (В апреле 1945 года, руководил маршал  Жуков.)

- Когда наша страна отмечает День Победы? (9 мая)

- Какой была цена Победы?  (Погибло более 26 миллионов человек, в руинах лежали   города и сёла, были уничтожены многие памятники культуры.)

3. Самостоятельная работа. Тест по теме «Великая война, Великая Победа» с последующей проверкой.  (Стр. 106-108 задания 301-306)

(Презентация. Слайды  15, 16, 17, 18, 19)

Презентация «Творческой группы».

Ученик: (Презентация. Слайд 20)

Нам нужен мир – тебе и мне,

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который  завтра встретим.

Нам нужен  мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир,

Прекрасный мир,

Полученный  в наследство.

Ученик:

«Нет!» - заявляем мы войне,

Всем злым и чёрным силам…

Должна трава зелёной быть,

А небо синим-синим!

Ты слышишь, друг, звенят ручьи,

Поют на ветках птицы,

На замечательной земле

Нам повезло родиться!

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце!»

X Составление синквейна слова  ПОБЕДА.  (Презентация. Слайд 21)

Учитель:  Скажите, ребята, почему же война была великая? А победа?  Составьте, пожалуйста, синквейн слова ПОБЕДА.

1. Победа.

2. Великая, народная.

3. Вдохновляет, объединяет,  восхищает.

4. 9 мая – День Победы.

5. Праздник.

V Рефлексия.  (Презентация. Слайд 22)

Учитель:  Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его:

Я узнал(а)…

Я испытал(а) чувство…
Я  хочу, чтобы…

VI Оценивание.   Домашнее задание.

Домашнее задание:

I вариант:  прочитать статью в учебнике стр. 140 – 146, ответить на вопросы.  Можно использовать дополнительный материал, который вы узнали на уроке из сообщений одноклассников.

II вариант: подготовить рассказ о героях Великой Отечественной войны, чьи имена носят улицы нашего города, изготовить поздравительную открытку для ветеранов Великой Отечественной войны.

Предоставляется слово жюри, которое оценивало  работу групп на уроке.

Список использованных источников:

  1. Википедия  Вторая мировая война http://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_мировая_война 
  2. Википедия  Брестская крепость http://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_крепость   
  3. Википедия  Блокада Ленинграда http://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда 
  4. Википедия Битва за Москву http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Москву
  5. Википедия  Сталинградская битва http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинградская_битва 
  6. Википедия Курская битва http://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва 
  7. Википедия Великая Отечественная война http://ru.wikipedia.org/wiki/ВОВ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"

Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Великая война и Великая Победа

Письменная проверочная работа  по окружающему миру тестового характера 4 класс "Школа России" Разработка учителя начальных классов Тарасовой Л.А....

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...