Игровой классный час: «Школа вежливых слов» 1 класс.
методическая разработка (1 класс) на тему
Цель: Развивать навыки вежливости, как одного из качеств воспитанного человека
Задачи:
1. Активизировать использование вежливых слов в общении
2. Пополнять активный словарь учащихся
3. Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
4. Формировать навыки коллективной работы в группе
5. Развивать эмоциональную составляющую личности ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivyh_slov.docx | 12.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевчук Наталья Владимировна классный руководитель
ГБОУ СОШ № 523
Форма проведения: игровой классный час:
«Школа вежливых слов» 1 класс.
Цель: Развивать навыки вежливости, как одного из качеств воспитанного человека
Задачи:
1. Активизировать использование вежливых слов в общении
2. Пополнять активный словарь учащихся
3. Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
4. Формировать навыки коллективной работы в группе
5. Развивать эмоциональную составляющую личности ребёнка
Оборудование:
1. Аудиозапись песен «Улыбка», «Дорогою добра»
2. Сказочные персонажи, здание сказочной школы, книга А. Толстого
3. Толковый словарь Ожегова
4. Магнитная азбука
5. Разрезной материал: пословицы, слова, сюжетные картинки
6. Эталон: «Правила работы в группе»
7. Солнышко с лучиками
8. Мяч
Эпиграф: «Добрые слова — это цветы человеческой души.
И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим»
Ход занятия:
1.Вступление: песня «Улыбка»
Выявление проблемы. Тема.
- Как вы думаете, почему мы начали с песни? (помогла нам улыбнуться, проявить расположение)
- А когда не звучат такие песни, всегда ли нам удаётся относиться друг к другу внимательно, по-доброму?
- Как можно назвать человека, который не забывает об этом, и поэтому с ним всегда приятно и легко? (воспитанным и вежливым)
- Верно, вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека .
Вежливость в школе начинается, чтобы не кончаться никогда
Она с годами закрепляется и остаётся с человеком навсегда.
- Какова тема нашего классного часа? (тема на доске)
2. Актуализация:
– Сегодня мы отправляемся в Страну Вежливых слов.
- Кто из сказочных героев отличался особой вежливостью и воспитанностью?
- В этой стране нас встречают герои сказки А. Толстого «Приключения Буратино» Мальвина и Буратино.
- Сегодня мы поговорим о словах, которые вы говорите друзьям, близким, одноклассникам, т.е. всем вокруг людям. А эпиграфом к занятию послужат слова: «Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим». Эти слова делают день - хорошим, утро - бодрым, вечер - добрым, а ночь - спокойной. Как понимаете эти слова?
- А в каких ситуациях следует употреблять вежливые слова? (извинение, прощение, просьба, благодарность, приветствие)
3. Разминка: (инсценировка)
Сорока-белобока садится на забор,
Сорока-белобока заводит разговор:
- Нынче я была на рынке?
- Да, была.
- Молока взяла я к рынку?
- Да, взяла.
- Молоко лила я в тесто?
- Да, лила.
- А блины пекла из теста?
- Да, пекла.
- А блинов дала соседям?
- Да, дала.
- Похвала была соседей?
- Да, была.
- Хорошо я нынче день провела!
- Почему сорока провела хороший день? Да, день у сороки хороший, ведь она совершила доброе дело и получила похвалу соседей.
Слова чудеснейшие эти услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети, и улыбнуться вам спешат.
4. Целеполагание: Словарь: - А кого, ребята, называют вежливым? Сообщение.
«До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный».
- А кто из вас считает себя уже вежливым? А кто хочет научиться этому? Наша с вами задача сегодня: вспомнить все вежливые слова и поучиться их использовать в общении друг с другом.
5. Инсценировка: «Ежели вы вежливы»
А) Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Б) Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
В) И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Г) И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
Д) И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьете.
Е) И ежели вы вежливы, тому, кто послабее.
Вы будете защитником, пред сильным не робея!
6. Стихотворение:
Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов
Потому что «здравствуй», значит – «будь здоров».
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово, первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
7. Игра: - Поиграем в слова: на каждую букву слова «здравствуйте» подберём новое другое слово: здоровье, доброта, радость, артист, веселье, счастье, тепло, весна, уважение, улыбка, труд.
- Смотрите, какое оказывается замечательное слово «здравствуйте»!
8. Инсценировка:
Маша знала слов немало, но одно из них пропало.
И оно то как на грех, говорится чаще всех.
Это слово ходит следом за подарком, за обедом,
Это слово говорят, если вас благодарят. – О каком слове речь? (слово на доске)
Словарь: «Спасибо» - откуда появилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси вас Бог!» Спас Бог превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «своего «спасиба» не жалей!»
9. Вспомним другие вежливые слова, поиграем в игру: «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы ... (спасибо)
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь ... (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (прости, пожалуйста)
10. Попробуем определить в каких случаях нужно употреблять в.с.: поиграем в игру «Вежливо - невежливо»
Если вы считаете, что так поступать вежливо – открываете глазки, если невежливо - закрываете.
1. Поздороваться при встрече
2. Толкнуть и не извиниться
3. Помочь поднять упавшие вещи
4. Грубо отвечать
5. Помогать взрослым и малышам
6. Не обращать внимания, когда тебя зовут
7. Уступать место в автобусе пожилым людям
8. Опаздывать на урок
9. Не заметить недовольство мамы
10. Пропустить учителя в дверях
11. Итог: учитель: - Молодцы, ребята! А как нужно произносить вежливые слова? Вежливые слова, сказанные грубым голосом, криком, перестают быть вежливыми. Помните об этом. Никому не секрет, что есть ребята, которые называют друг друга грубыми словами. Дразнятся, обижают друг друга.
Инсценировка: «Кто кого»?
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Итог: - Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце. А от злого слова человеку плохо. Недаром в народе говорят: «Слово лечит — слово и ранит».
11. Физминутка: Рассказ «Кто грамотней?» (отдохнём, ляжем на парту)
Ехали в автобусе два мальчика с книжками под мышками: Петя и Коля. Оба – первоклассники. Смирно сидели на своих местах, на кожаном диванчике, над которым написано: «Места для детей». Вдруг автобус остановился. И с передней площадки вошел старик, чей-то дедушка. Трудно ему подниматься по ступенькам, да спасибо, люди помогли – под руки поддержали. Машина тронулась, дедушка покачнулся, ищет глазами, где свободное местечко. Да плохо видит, шагнул к мальчикам. А Петя как крикнет испуганно: «Куда вы, дедушка! Прочтите, что здесь написано – это же места для детей! Вы что, неграмотный?»
Стыдно стало Коле за своего друга. Вскочил он с диванчика, усадил дедушку и говорит: «Простите, пожалуйста, Петю: он у нас ещё не совсем грамотный!» Старик сел и говорит: «Ничего, ничего, у вас вся жизнь впереди – ещё научитесь».
Выбежали мальчики на остановке, оба сердитые, красные и давай спорить. Петя говорит: «Ты не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили!» А Коля говорит: «Нет, это тебя плохо учили, не знаешь, что есть такое неписанное правило: младшие должны уважать старших!»
- кто из детей прав?
12. А теперь другое интересное задание: я читаю рассказ, а ваша задача – подобрать нужное слово.
Однажды Вова поехал в кино. В автобусе он сел возле окна и с интересом рассматривал улицу. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал женщине:… Женщина обрадовалась и ответила Вове: … Вдруг автобус неожиданно затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину. М. хотел рассердиться, но Вова сказал:…
13. Поразмышляем о важности в.с. : поработаем с пословицами
– Вспомним «Правила работы в группе»!
(в группах – собрать пословицу из частей, приклеить)
Доброе слово — что дождь в засуху.
Доброе слово — дороже богатства.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Не ищи красоты — ищи доброты.
Доброе слово и кошке приятно.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
И собаку ласково примолвишь, она хвостом вертит.
Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
«Слово ранит – слово лечит».
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье».
«Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
«От доброго слова тепло на сердце, а от злого дружба может разрушаться»
- Проверка: поменяйтесь карточками, проверьте правильность.
14. А сейчас у нас трудная работа: - Рассмотрите сюжеты на иллюстрациях, подумайте: какие слова следует сказать в этих ситуациях. Карточка для каждой группы.
15. Рефлексия: - Проверим наши знания: соберем вежливые слова – к сюжету на иллюстрации дети должны выбрать вежливые слова, приклеить их. Работа в 4 группах: извинение, просьба, благодарность, приветствие.
- Проверка по группам : - Расскажите, какие слова выбрали?
Проверка: на доске, на большом солнышке отображаются выбранные слова в виде лучей.
16. Итог: - Какие слова сегодня помогла нам вспомнить Мальвина? Какие запомнили вы? (Игра с мячом: получая мяч, дети по очереди называют слова)
17. Закончите фразу: - Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то…
18. Итог: стихотворение
Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей появится в каждой,
В каждой аптеке - лекарство от грубых детей.
Ребёнок вертелся на стуле, шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли, он принял и – вежливым стал,
Грубить не станут дети, не будут грызть ногтей.
И будут все на свете любить таких детей!
- Если вы запомнили много вежливых слов, поставьте магнитик на верхнюю ступеньку «Лесенки успеха»
(Рука к сердцу – и сдунем…) - Хорошо? - Вы у меня молодцы. - Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час"Школа вежливости"
Классный час для учащихся первого класса.Его цель- формирование у детей нравственных представлений о вежливости. К конспекту занятий имеется презентация....
Школа Вежливых слов.
Занятие по внеурочной деятельности "Этика-азбука добра"(духовно нравственное воспитание)...
Классный час. Школа вежливых наук.
Познакомить младших школьников с правилами для учеников; развивать умение использовать свои знания в разных ситуациях: воспитывать чувс...
Конспект классного часа "Школа вежливости"
Конспект классного часа "Школа вежливости"...
Классный час "Школа вежливых наук"
Школа вежливых наук...
Классный час "Страна вежливых слов"
Цель: формировать нравственные установки у обучающихся, развивать умение общаться со своими сверстниками, взрослыми...
Классный час "Страна вежливых слов"
Цель: формировать нравственные установки у обучающихся, развивать умение общаться со своими сверстниками, взрослыми....