Мир фантазии
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Мир фантазии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_fantazii_2_klass.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Мир фантазии
2 класс
Составитель
учитель начальных классов
Сапунова Т.А.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основании курса «Мир фантазии» составитель Гин С.И. Данный курс ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Курс предназначен для учащихся 3 классов. Программа рассчитана на 32часа при условии проведения 1занятия в неделю и состоит из практических занятий.
Цель курса: творческое саморазвитие, самосовершенствование обучающегося.
Концептуальные положения:
- Система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления.
- ТРИЗ как наука, и как образовательная технология
Ценностные ориентиры:
- «Любовь к делу ради его трудности».
- Опережающая педагогика с психологическим климатом.
- Личность эффективно реагирующая на постоянное изменение технологий.
- Ключевая фигура учебного процесса – преподаватель, который должен не учить, а помогать учиться и развиваться, быть организатором мыследеятельности.
Особенности деятельности.
Тренировать осознанные элементы процесса мышления, подобно навыкам чтения, письма и т.д. К таким навыкам относится чувствительность к проблемам, к дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды и ряд других.
Упражнения для выработке навыков эффективного мышления должны представлять собой проблемные ситуации, решения которых производится по алгоритму, т.е. с соблюдением последовательности выполнения мыслительных операций.
- Осознанность и управляемость мыслительной операцией;
- Получение результата на уровне идеального;
- Четкость и экономичность структуры алгоритма;
- Повторяемость результата при соблюдении алгоритма;
- Универсальность применимости для анализа любых проблем.
Особенности методики.
Разработанная методика представляет собой комплекс, включающий в себя две цельных системы упражнений для тренировки навыков, которые представляются в особенностях мышления творческой личности.
- По развитию творческого интеллекта. Основная часть упражнений выполняется как решение проблемы по четкой и жесткой программе (алгоритму) на всех этапах решения.
- По развитию творческого воображения. Также выполняется по специальным алгоритмам.
- Для активизации мышления и воображения используются неалгоритмические методы – проб и ошибок, переборов вариантов, мозговой шторм, синектика и др.
Ожидаемые результаты:
1.Раскрытие творческих способностей (эмоциональный настрой, образную выразительность). 2.Развитие психологических процессов (воображение, мышление, речь, познавательные процессы фантазии). 3.Личностных качеств (настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности).
Личностные результаты
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- Мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества.
Регулятивные результаты
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные результаты
- Строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты
- Учитывать разное мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
- Таблично - графическая схема рабочей программы (тематическое планирование)
№ занятия | Тема занятия | Планируемые образовательные результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки | |||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1 | Приёмы фантазирования (повторение) | Тренировать осознанные элементы процесса мышления и воображения | Умение анализировать любые проблемы | (П) Сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям (Р) Умеет работать по предложенному плану (К) Обосновывает высказанное суждение | Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, желание учиться | Шкала оценивания | |
2 | Фантазирование и прогнозирование | Устанавливать системные связи | Выявлять противоречия. Прогнозировать возможные варианты развития решений | (П) Преобразовывать информацию из одной в другую | Проявляет интерес к процессу мышления, к способам решения новых задач | ||
3 | Значение ассоциативности | Формировать чувство языка | Ориентироваться на разнообразие объектов | (П) Устанавливает причинно- следственные связи (Р) Учится высказывать своё предположение (версию) (К) Обосновывает высказанное суждение, умеет задавать уточняющие вопросы | |||
4 | Ассоциативные загадки | Фиксировать ключевые слова | Ориентироваться на разнообразие объектов | (П) Сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям (Р) Умеет работать по предложенному плану (К) Обосновывает высказанное суждение | Проявляет интерес к созданию собственного творческого продукта | ||
5 | Закономерности в буквах и словах | Фиксировать чувство языка | Проявляет заинтересованность в получении совета с целью улучшения творческих результатов | ||||
6 | Игры со словами. Анаграммы. Метаграмма. | Формировать чувство языка | |||||
7 | Игры со словами. Шарады. Логогриф | ||||||
8 | Метафоры и сравнение. Рифма | Формировать чувство языка | (П) Устанавливает причинно- следственные связи (Р) Учится высказывать своё предположение (версию) (К) Обосновывает высказанное суждение, умеет задавать уточняющие вопросы | Проявляет заинтересованность в получении совета с целью улучшения творческих результатов | |||
9 | Сочиняем стихи. | Формировать чувство языка | Креативно -пеобразовательный уровень | (Р) умеет работать по предложенному плану | Проявляет интерес к созданию собственного творческого продукта | Лестница успеха | |
10 | Составление алгоритмов. Сказка по алгоритму. | (П) (Р) Осуществлять пошаговый контроль по результату. Проговаривать последовательность действий (К) Учиться работать в группе | Обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | ||||
11 | Придумывание по аналогии. Сказка по аналогии с известными. | Работать со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас | (Р) умеет работать по предложенному плану | Проявляет заинтересованность в получении совета с целью улучшения творческих результатов | |||
12 | Юмор и фантазия. Сказка по комическим рисункам. | П) Создаёт в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств новых объектов (Р) умеет работать по предложенному плану (К) Старается договариваться, находить общее решение при работе в паре и в группе | Обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | ||||
13 | Работа с ребусом | П) Создаёт в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств новых объектов (Р) умеет работать по предложенному плану (К) Старается договариваться, находить общее решение при работе в паре и в группе | Обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | Звёздный лист | |||
14 | Конструктор игр | (П) Создаёт в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств новых объектов (Р) умеет работать по предложенному плану (К) Старается договариваться, находить общее решение при работе в паре и в группе | Проявляет заинтересованность в получении совета с целью улучшения творческих результатов | ||||
15 | Работа с вопросами. | Умение задавать уточняющи е вопросы |
| ||||
16 | Работа с вопросами. Сказки от шуточных вопросов. | Строить речевые высказыв ания | Обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | ||||
17 | Придумывание сказок. Сказки от «живых» капель и клякс. Цветные сказки. | Проявляет заинтересованность в получении совета с целью улучшения творческих результатов | |||||
18 | Придумывание сказок. Коллаж сказок | Проявляет интерес к созданию собственного творческого продукта | |||||
19 | Методы «Сходство и различие». Правила сравнения. | ( К) У читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |||||
20 | Метод фокальных объектов. Признаки объектов. Действия объектов. | (П) Использует знаково-символические средства для описания свойств и качеств новых объектов | |||||
21 | Приём «Творческая ошибка» |
| |||||
22 | Приём «Морфологический анализ».Сказка от МФА | П)Сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям (Р)Умеет работать по предложенному плану (К)Обосновывает высказанное суждение | Обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | ||||
23 | Метод Робинзона | (П)Устанавливает причинно- следственные связи (Р)Учится высказывать своё предположение (версию) (К)Обосновывает высказанное суждение , умеет задавать уточняющие вопросы | Обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | ||||
24 | Приём «Наоборот» Сказка | ||||||
25 | Приём «Связки антонимов» | ||||||
26 | Приём «Объединение» | Прогнозировать возможные варианты развития решений | |||||
27 | Приём «Оживление» | ||||||
28 | Приём «Изменение свойств. Знакомые герои в новых обстоятельствах | ||||||
29 | Приём «Универсализация» | ||||||
30 | Приём «Что потом?» Сказки с новым концом. | Прогнозировать возможные варианты развития решений | |||||
31 | Обобщение приёмов фантазирования | ||||||
32 | Обобщение приёмов фантазирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Детская ложь и фантазия"
презентация к родительскому собранию "Детская ложь и фантазия"...
Урок ИЗО в 3классе "Снежная фантазия"
Разработка урока ИЗО в 3классе. Цель - показать детям, как художники, композиторы и поэты воспевали зиму в своем творчестве. Учить детей совмещать изученные техники: набрызг, пальчиковую палитру, цвет...
Украшение и фантазия. Снежинка. Варежка и рукавица
Конспект урока по технологии. 2 класс....
Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
Для кружка по изготовлению работ из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...
Празник красок "Весенняя фантазия"
На данном занятии дети знакомятся с различными приемами и техниками рисования, учатся замечать оттенки цветов. Но все- же основной задачей остается - побуждение детей к творчеству....
Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».
На внеклассных занятиях по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...
Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"
Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица"....