Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

 

На внеклассных  занятиях  по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Восприятие содержания художественных произведений  может стать качественно иным, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_s_ikt.doc44 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

          Открытый урок с использованием ИКТ.

Тема: Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».

Подготовила: Комарова Ирина Николаевна,

   учитель начальных классов МОУ СОШ №17

             г. Новочебоксарск.

2010-2011 учебный  год.

Учитель: Комарова Ирина Николаевна

Предмет: внеклассное занятие по литературному чтению.

Тема: Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».

Продолжительность: 45 минут.

Возраст: 3-4 классы.

Технологии: аппаратные средства (компьютер, принтер, проектор), программные средства (информационные сайты и поисковые системы Интернета, музыка, видео)

Аннотация: На внеклассных  занятиях  по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Восприятие содержания художественных произведений  может стать качественно иным, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков.

Цель:

 Познакомить учащихся с творчеством писателя-фантаста К. Булычёва.

Задачи:

1) Способствовать формированию навыка  работы с информацией.

2) Развивать критическое мышление учащихся через чтение и письмо.

3) Воспитывать умение сообща  работать в группах и в парах.

Конспект внеклассного занятия.

1. Организационный момент.

Деление на команды, выбор капитанов и названия команды.

2.Мозговой штурм: Что такое фантазия?

1) групповая работа

2) обобщение учителем: Фантазия (греч. φαντασία — воображение) — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазии могут носить любой характер. Фантазия — нереальное сочетание реальных элементов.

Фанта́стика - в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. В наши дни большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика, например серия «Гарри Поттер» Джоан Роулинг ( английская писательница).

3) просмотр презентации «Мир фантастики».

3. Работа с произведением К. Булычёва «Тайна Третьей планеты».

1) Краткая биография.

Кир Булычёв (18 октября 1934 — 5 сентября 2003), настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко — один из известнейших советских писателей-фантастов, учёный-востоковед, фалерист, сценарист.

Все сказки и фантастика И.Можейко написана под псевдонимом К.Булычев, т.к. под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 г. псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам "Тайна третьей планеты" и "Через тернии к звездам".

Алиса Игоревна Селезнёва (род. 17 ноября 2065, 2070 или 2080, Москва) — литературный персонаж; девочка, живущая в Москве в конце XXI века. Главная героиня цикла книг Кира Булычёва «Приключения Алисы».

Девочка названа в честь дочери писателя, Алисы Можейко (ныне Лютомской), а родители получили, соответственно, имена самого Булычёва (Игоря Можейко) и его жены Киры. Маме Алисы также была передана профессия Киры Можейко — архитектор. Однако ни внешне, ни по характеру, по словам автора, персонаж с его дочери не списан.

Популярность персонажа лавинообразно нарастала: книги про Алису были переведены на десятки иностранных языков, после выхода книг были выпущены также диафильмы, мультфильм, три отечественных и ряд зарубежных художественных фильмов, посвящённых приключениям Алисы, а в 1998 году её именем была названа звезда.

Образ Алисы и поныне востребован в кино — к выходу готовятся новые фильмы о её приключениях.

Алиса — девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом

Алиса — единственный ребёнок в семье. Отец — знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего — Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать — известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).

2) Самостоятельна работа по группам: чтение отрывков из произведения.

3) Просмотр отрывков из мультфильма «Тайна Третьей планеты».

4) Составление синквейна:

Алиса.

Любопытная, сообразительная.

Летает, знакомится, познаёт.

Алиса исследует космическое пространство.

Фантазёрка.

4. Физкультминутка.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

5.Чтение учителем сказки: А зачем Меркурию лён?

Жили-были девять планет. Каждая из них бежала по своей дороге (орбите) вокруг Солнца. Иногда живущие по соседству планеты, пробегая мимо друг друга, перекидывались парой слов, и так они узнавали друг о друге, что же с каждой из них происходит. Но так как они не останавливались, то часто могли не расслышать последние слова или, наоборот, первые. Или просто им могло послышаться другое слово, из-за чего происходила путаница.

Однажды Меркурий, чья орбита была ближе всех к Солнцу, пробегая мимо соседки Венеры, второй от Солнца планеты, крикнул:

– У меня новое стихотворение!

Венера ему кивнула, а пробегая мимо Земли, третьей планеты, крикнула ей:

– Меркурий сварил варенье! – потому что она услышала не стихотворение, а только последнюю часть слова – варенье.

Земля - это единственная из девяти планет, на которой росли растения и деревья, были моря и реки, а к тому же на ней жили люди. Земля постоянно думала о своих обитателях, поэтому ничего удивительного не было в том, что вместо слова "варенье" ей послышалось "коренья".

"Ага! – подумала Земля. – Значит теперь и на Меркурии растут растения!" Тут она увидела красный Марс, живущий на четвертой от Солнца орбите, и крикнула ему:

– Марс, на Меркурии теперь растут деревья!

– Деревья? – переспросил Марс, но Земля уже была далеко.

И при встрече с пятой планетой, самой большой из девяти, он крикнул, что на Меркурии растут деревья.

Юпитер очень удивился, поразмыслил и сделал выводы: раз на Меркурии не одно дерево, а именно деревья, то, значит, там уже есть леса. И, поравнявшись с Сатурном, шестой планетой Солнечной системы, Юпитер сообщил ему, что на Меркурии появились леса.

Но спортивный Сатурн, бежавший по орбите и одновременно крутивший на талии цветные обручи, плохо расслышал соседа.

– Эй, Уран!– крикнул он при встрече седьмой планете. – На Меркурии теперь живет лиса!

Уран не знал, как лиса выглядит, все-таки от Земли он был очень далеко, но знал, что это животное. Поэтому при встрече с восьмой планетой, Нептуном, он сообщил, что на Меркурии теперь живут животные, как на Земле.

– Как на Земле?! – изумился Нептун. – Значит, там и люди должны жить!

И как только он увидел Плутона, жившего на девятой, самой крайней от Солнца орбите, он ему крикнул:

– А Меркурий теперь населён!

Но Плутон расслышал лишь последний слог и, поэтому, глубоко задумался:

– А зачем Меркурию лён?

6.Рефлексия. Работа в группах

1) Дополни стихотворение (см. приложение №1).

2) Филлворд «Космос» (см. приложение №2).

3) Путаница (см. приложение №3).

4) Юный художник (см. приложение №4).

7. Обобщение.

 Оценивание.

Домашнее задание.

Использованная литература:

1.veb сайты

2. К. Булычёв «Тайна Третьей планеты».

                                                                                                       

 



Предварительный просмотр:

Приложение1

Приложение2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва «Лиловый шар»

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва  «Лиловый шар». Презентация разделена на 2 части. Перед показом необходимо части соединить....

Учебно-исследовательская работа "Тайна третьей планеты"

Учебно-исследовательская работа детей является продолжением изучения темы "Условия жизни на Земле"...

Тайна третьей планеты

Презентация  к учебно-исследовательской работе (1 часть)...

Внеклассное мероприятие "Тайна трёх планет"

Внеклассное мероприятие "Тайна трёх планет" по программе "Мир фантазии" предназначен для учащихся начальной школы...

Проект "Тайна третьей планеты"

Проект "Тайна третьей планеты"...

Игра-путешествие по мультфильму«Тайна третьей планеты»

Игра-путешествиеПо мультфильму«Тайна третьей планеты» для 1чащихся 1-2 класса...