Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Скобелева Татьяна Анатольевна

Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_ptitsa_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Скобелева Татьяна Анатольевна,

 учитель ИЗО и черчения МОБУ СОШ №7

 п. Весёлый Иркутская область Чунский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Весёлый.

Изобразительное искусство по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Тема урока:

«Изображение и фантазия»

2 класс,

2 четверть «Реальность и фантазия».

Разработала: Скобелева Татьяна Анатольевна, учитель ИЗО и черчения.

2012-2013г.г.

Форма урока: комбинированный.

Зрительный ряд: презентация, Пуантилизм - рисуем точками_cut. mp4, рисунки из раскрасок со сказочными птицами.

Музыкальный ряд: «Веснушки» детская песня, Golosa-ptic-Solovey(muzofon.com), Detskie_pesenki-Tanec_malen_kih_utjat, belyaeva_aleksandra_-_goroshinki_tsvetnye_(zaycev.net) Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp3

            Оборудование для учителя: ИКТ.

Оборудование для учащихся: бумага, краски, вода, ватные палочки, штампики, карандаш.

                                         

                                 Технологическая карта изучения темы

Цель

Привить навык использования фантазии, воображения при выполнении учебной задачи.

Задачи

1) обучающие: формировать способность к художественному познанию мира;

2) воспитывающие: формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;  
3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- использование различных художественных материалов, приёмов и техник;

- изображение сказочной птицы по памяти, по представлению и на основе фантазии;

- применять практические навыки выразительного использования линии , пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные: -эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( природе);

 Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.

Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия;
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Коммуникативные:  осуществлять самоконтроль.

Основные понятия

Фантазия, реальность, пуантилизм.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (красота вокруг нас). 
Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Музыка (умение соотносить зрительный ряд и музыкальный фон).

Литературное чтение (знание фольклора и произведений со сказочными птицами).

Индивиду- альная, парная в беседе.

  1. http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post280576187/ 
  2. http://www.liveinternet.ru/users/maluccella/post260036997/ 
  3. http://urokitio.ru/2_klass/izo2klass/realnost/938-skazochnaya-ptica-izobrazhenie-i-fantaziya.html 
  4. http://dll5.muzofon.com/mp3/s3/75/c/75caf7af498766b0ff100f8ff736a36a.mp3?st=OGPItCgesLQSWRoU-TaAJg&e=1386489605&name=Golosa-ptic-Solovey(muzofon.com).mp3 
  5. http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article198.jpg 
  6. http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article197.jpg 
  7. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/87/642/87642742_e4f63f30a54f.png 
  8. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/908/55908719_1267536254_263160.jpg 
  9. http://www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/584-zhar-ptica.html 
  10. http://mp3-life.com/song/23487/ 
  11. http://animashky.ucoz.ru/_ph/8/2/855072602.gif 
  12. http://tritroichki.narod.ru/animation/bird/bird.gif
  13. http://sc.tverobr.ru/dlrstore/ea367841-a519-77c1-655a-1fd573b8bedb/Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp3

Ход урока

  1. Оргмомент.
  1. Проверка готовности к уроку.

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш)

                                        Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится... (ластик)

        Вдруг на нём в конце урока

Появились волны, море,

Пять медуз, два осьминога,

Лодка в голубом просторе.

А с утра был бел и чист Ваш

"мольберт" - альбомный... (лист)       Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (акварель)

  1. Определение настроения детей на начало урока.

Я очень рада видеть вас на своём уроке, поэтому настроение у меня прекрасное. А с каким настроением пришли ко  мне на урок вы? Поднимите руку, у кого настроение хорошее; а теперь поднимите руку те, у кого настроение не очень хорошее. Я постараюсь поднять ваше настроение.

  1. Введение в тему.

1-й этап. Мотивация к деятельности

Самоопределение.

Цель:  мотивировать учащихся на изучение темы.

 Урок начинается с прослушивания Golosa-ptic-Solovey (Слайд 1) с сопроводительным вопросом:

- Как вы думаете, почему я вам предлагаю послушать голоса птиц?

Далее на слайде появляются загадки о птицах. Отгадывая их дети понимают, что разговор пойдёт о птицах.

Расширение знаний.

Цель: развитие познавательного интереса к теме, понимание реальности на основе личного опыта детей. применение личного опыта детей при отгадывании загадок.

 (Слайд 2, смена слайдов по щелчку)

- Попробуйте угадать, о каких птицах идёт речь:

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп», Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай)

 
По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)


Другой такой птицы вы не найдёте

 – Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)

 
Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно Выслушивать изволь:
 - Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух. Молчи, горластенький ... (петух).

Удивительный Факир
Изумил хвостом весь мир.
Распустил хвоста колоду
Яркой радуге в угоду.
 (Павлин)

- Каких мы с вами посмотрели птиц: настоящих или выдуманных? Как по- другому их можно назвать? (реальные).

- Что же такое реальность?

Самоопределение: определение темы урока ; понимание фантазии на основе личного опыта детей, применение личного опыта детей при обсуждении темы урока.

- Как вы думаете, а могут быть птицы не реальные, выдуманные? (обсудите в парах).

- Можете ли вы привести примеры таких птиц, где вы их встречали?

(обсудите в парах).

- Придумайте красивое название таким птицам, это и будет темой нашего урока. (Сказочная птица) (Слайд 3)

- Как вы понимаете слово фантазия? Приведите примеры. (обсуждение в парах).

2-й этап. Учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний учащихся.
Цель:
 актуализировать знания учащихся о сказочных птицах.

- Вы так ловко определили тему урока, и я думаю, что вы знаете много сказочных птиц. Обсудите в парах, какие фантастические птицы вы встречали в сказках.

- Я приготовила вам подборку сказочных птиц, давайте вместе их вспомним. (Слайды 4- 10).

1. Жар- птица из сказки «Конёк- горбунок». В этой сказке птица превратилась в прекрасную царевну.

2. Царевна- Лебедь из «Сказки о царе Салтане». И это тоже прекрасная царевна.

3. Золотой петушок из одноименной сказки, мудрая и всезнающая птица.

4. Птица Сирин- птица печали, обладает чудеснейшим голосом.

5. Гамаюн- птица это доброе существо, благостный посланник богов, но этот голос не несет в себе смерти. Если человек услышал пение гамаюна, то скоро ему улыбнется удача.

6. Алконост- птица, которая жила в самом раю. У нее лицо красавицы девушки, а тело птицы, и голос, как и у остальных мистических птиц, нежен и ласков. От пения алконоста человек забывает все свои горести, его сердце переполняется счастьем. Это добрая птица, которая несет людям радость.

7.  Феникс- символ бессмертия: смерти и возрождения в огне. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс.

Создание зрительного образа детей.

Цель: обогатить имеющийся опыт и расширить кругозор детей по данной теме для выполнения рисунка сказочной птицы. Формирование умения воспринимать музыку и зрительный ряд одновременно.

Под  музыку Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp3

просматриваем зарисовки сказочных птиц. (Слайд 11, смена слайдов автоматическая.)

Целеполагание.

- Чему же на уроке сегодня мы можем научиться? Давайте определим цель нашего урока.

Дети предлагают варианты, таким образом каждый ставит себе цель.

Первый этап практической работы.

Цель: подготовить рисунок карандашом для дальнейшей работы с живописным материалом.

- Итак, мы рисуем сказочную птицу. (Слайд 12)

С чего же нам начать? Сначала подумаем, как же наша птица выглядит, а затем:

- рисуем туловище

-прорисовываем голову

- продумываем и прорисовываем детали

-украшаем птицу, ведь она сказочная.

- Наша птица готова. Что делаем дальше?

Физминутка.

 А дальше мы немного отдохнём.

А помогут нам сказочные персонажи и веселая песня о маленьких утятах. (Слайд 13)

Расширение знаний.

Цель: усиление познавательного интереса к теме, знакомство с новой техникой живописи- пуантилизмом.

-Как вы думаете, как нашу птицу сделать по- настоящему сказочной?

Я предлагаю вам познакомиться с новой техникой рисования, думаю, она вам понравится. Внимание на экран. (Слайд 14-15)

Просмотр видео «Пуантилизм - рисуем точками».

3-й этап Практическая работа.

Сообщение плана работы.
Цель: 
формировать умение принимать учебную задачу.

–Теперь мы определим последовательность работы и приступим к творчеству. (Слайд 16)

Практическая работа.
Цель
: самостоятельная индивидуальная работа.(17 минут)

Во время работы учитель ведет индивидуальную корректировку детских композиций. По окончании работы рисунки вывешиваются на доску или выносятся детьми к доске.

4-й этап. Оценка результатов деятельности и закрепление.

Вопросы на закрепление.

Цель: организация закрепления изученного материала.

 (Слайд 17)

  • Как мы назвали сегодня свой урок?
  • Что означают слова: фантазия, пуантилизм?
  • Какие сказочные птицы вам запомнились?
  • Чему мы сегодня с вами учились?
  • Что на уроке вам далось труднее всего?
  • Как эти трудности вы преодолели?
  • Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока?

Самооценка.

Цель: учить анализировать и  оценивать свою работу и работу других детей на уроке.

 - Давайте теперь оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что утверждение к вам относится, то зажимайте палец на руке. Таким образом вы сами себя оцените.(Слайд 18).

  • Я внимательно слушал и активно работал на уроке.
  • Я узнал много нового на уроке.
  • Я запомнил новые слова и знаю их значение.
  • Я научился рисовать в технике пуантилизм.
  • Я выполнил свою работу красиво и аккуратно.

Выборочный анализ оценок на соответствие. Взаимооценка, при необходимости.

Рефлексия. Итог урока. Оценка настроения детей на конец урока с целью определения влияния урока на детей.

- Ну вот мы и заканчиваем наш урок. Мы отлично поработали, большое спасибо вам за работу на уроке. У меня отличное настроение, а у вас? Поднимите руку, у кого настроение к концу урока улучшилось? А у кого ухудшилось?

 Я рада, что настроение ваше улучшилось. С нетерпением жду вас на следующем уроке. (Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока труда в 4-м классе. "Бумажные фантазии", техника: квиллинг и модульное оригами "Рамочка для фотографии".

Первый материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее и...

Разработка урока музыки в 3 классе в рамках ФГОС по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Тема урока: "Музыкальная фантазия"

Разработка урока музыки в 3 классе: «Музыкальная фантазия» Форма учебного занятия: сюжетно-ролевая игра.  Цели и задачи  урока: Обобщить музыкальные знания, умения и навыки, полученные ...

Презентация к уроку ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"

Презентация уведёт детей в сказочный лес, населенный фантастическими существами....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сто фантазий

Конспект урока по литературному чтению  2 класса "Сто фантазий"  составлен согласно методическим рекомендациям и возрастным особенностям класса....

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Космические фантазии. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование творческого воображения детей; ознакомление учащихся с историей покорения космоса; создание условия для выполнения космического панно; развитие видения прекрасн...

Урок ИЗО и художественного труда "Украшение и фантазия"

Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему «Украшение и фантазия. Кружевные узоры», построен с применением информационно-коммуникативной технологии. Данный урок являет...

Презентация к уроку ИЗО: "О неразлучности доброты, красоты и фантазии" (1 класс)

Презентация к уроку ИЗО: "О неразлучности доброты, красоты и фантазии" (1 класс)...