Психолого - педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников
учебно-методический материал на тему
В работе описаны психологи - физиологические особенности младшего школьника и логически рскрыто понятие учебной деятельности в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документ | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников
В настоящее время впервые в истории начального образования России мы наблюдаем кардинальное изменение целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большой степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и развитие его индивидуальных способностей, особенностей. Необходимость повысить развивающую и воспитывающую функции обучения привела к существенным изменениям в формировании учебной деятельности, так как процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь когда имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Философский словарь дает следующее понятие деятельности: «объяснительный принцип научного познания, требующий объяснить человеческий мир как мир деятельности» [Философский словарь, 1996.c.345].
Компонентами субъективной части деятельности являются потребности, мотивы, интериоризированные средства и способности индивида к осуществлению цели. Компонентами объективной составляющей деятельности являются исходный материал преобразований, средств, действия и операции с исходным материалом, а также конечный продукт деятельности. Связь субъектной и объектной составляющих деятельности осуществляется посредством задачи, которая принадлежит обеим составляющим (цель принадлежит субъектной, а условия реализации - объектной).
Способ деятельности интегрирует обе составляющие деятельности в целостность, а не выступает «как система операций, осуществляемых над исходным объектом для получения требуемого результата» [Давыдов В.В., 1978. с.6].
Одна из принципиальных особенностей подхода отечественной психологии к пониманию сущности личности и движущих сил ее развития - то, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. При этом личность младшего школьника понимается нами как совокупность интегрированных в ней социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.
Исходя из вышесказанного, мы рассматриваем личность младшего школьника как активный субъект деятельности, включенный в сложную систему полусубъектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, поскольку индивид в своем развитии испытывает и социально обусловленную потребность «быть личность», то есть полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, обнаруживает «способность быть личность», реализуемую в социально значимой деятельности [Леонтьев А.Н., 1983. Т. 1.c.67]. Личность развивается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания.
В педагогике и психологии даются различные понятия учебной деятельности. Приведем лишь несколько таких определений.
Учебная деятельность - один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не менее, это различные явления: усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, а учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма социальной активности личности [Психология развития. Словарь, 2005.с.124 ].
Учебная деятельность - (синоним - учение) - деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта личности - знаний, умений (компетенций), навыков, привычек. Один из трех аспектов образовательной деятельности [Педагогика: словарь системы основных понятий, 2013. с.167].
Эльконин Д.Б. рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Именно на такую трактовку учебной деятельности ориентирован ФГОС НОО [Эльконин Д.Б. , 1997. с. 239-284].
В развивающем обучении функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, то есть их реального сотрудничества.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину):
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции (действия).
4. Контроль и оценка.
Как уже известно, определенная человеческая потребность связывается с деятельностью человека, а мотивы (первый компонент) - соответствуют его действиям. При выполнении учебных действий дети, прежде всего, сначала овладевают способами воспроизводства изучаемых понятий, а уже благодаря этому усваивают содержание этих теоретических знаний.
Второй компонент - учебная задача, благодаря которой дети открывают для себя некий элемент изучаемого объекта, используют этот элемент и с его помощью воспроизводят его. Учебная задача даёт предпосылки к объяснению еще неизвестного для ребёнка, к усвоению новых понятий и способов действий.
Компоненту учебной деятельности соответствуют учебные действия. К ним относятся определенные действия, выполнение которых приводит детей к решению учебной задачи:
• преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
• моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
• преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
• построение системы частных задач, решаемых общим способом;
• контроль за выполнением предыдущих действий;
• оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Важную роль в усвоении детьми знаний играет четвертый компонент учебной деятельности - контроль и оценка. Контроль позволяет школьнику выявить связь с определенными особенностями условий решаемой задачи и получаемого результата. Благодаря действию контроля можно проследить полноту состава действий и правильное выполнение их.
Требования к человеку как члену общества поставило перед системой образования задачу максимального раскрытия его активных деятельностных начал, развития его субъектности. Одним из основных видов человеческой деятельности является учебная, а ученик - субъект этой деятельности. Учебная деятельность определяется нами как деятельность учащихся, направленная на овладение способами действий в отношении усваиваемой системы знаний, умений, навыков, осуществляемая на основе поставленных учебных целей, выполнение учащимися системы активных учебных действий, контроля и оценки этой деятельности. Характеристикой субъекта является субъектность, которая рассматривается как содержательно- действенная характеристика активности субъекта.
Становление субъектности младшего школьника в ходе учебной деятельности определяется нами через творческую активность, познавательную самостоятельность, целостное восприятие картины мира, рефлексию.
Наиболее конкретизирующим важные характеристики субъекта учебной деятельности является определение Е.Д. Божович: «…субъект учения - это учащийся, который не только усваивает получаемые им знания, овладевает умениями, навыками, но и соотносит их с содержанием собственного опыта, накопленного в процессе жизни и предшествующего обучения; обладает способностью регулировать (контролировать, оценивать, корректировать) свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности» [Божович Е.Д., 2000, с. 11].
Задача педагогики сегодняшнего дня - создать условия для максимальной реализации личности как субъекта деятельности. Мы считаем, что именно в младшем школьном возрасте начинается осознание ребенком себя как субъекта учения.
Выраженность субъектности обнаруживается, как указывает А.К. Осницкий, при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще - деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами. Собственно субъектную активность, означенную как проявление субъектности, можно определить в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен (и обнаруживает волеизъявление) определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей. Он считает, что «субъектное отношение к учебной и трудовой деятельности обусловлено взаимодействием ряда необходимого и достаточного числа параметров: активности, направленности, осознанности, умелости в действиях и склонности к сотрудничеству, то есть умения координировать свои усилия с усилиями других» [Осницкий А.К., 1996,с. 5-19].
Как мы видим, активность - характеристика личности, ее самодеятельности, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность содержит творческий потенциал, так как она продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а внутренними потребностями. Высшей формой активности является творчество, которое предполагает проявление целостного спектра ее органически взаимосвязанных качеств - устойчивых социально - ценных интересов, склонностей, инициативы, самостоятельности, мотивов, побуждающих к проявлению такой активности, в то же время способности порождать новые идеи, фантазию, воображение, умение разрешать проблемные ситуации, отклоняться в поисках их решения от традиционных форм мышления.
В образовательном процессе, получая знания о мире и определяя свое отношение к этому миру в силу потребности в самоопределении, человек как система выстраивает представление не об отдельных компонентах окружающей его действительности, а о мире в целом. Своеобразие мышления ребенка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе. Основой развития мышления младшего школьника становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью.
Овладение младшим школьником в процессе обучения системой научных понятий говорит о развитии у ребенка нового отношения к действительности, определяющего переход к более сложным формам мышления. У ребенка формируется теоретическое мышление, которое помогает ему решать задачи, ориентируясь не только на внешние, наглядные признаки и связи объектов, но, прежде всего, на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие нового познавательного отношения к действительности, переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому позволяют школьнику действовать, руководствуясь сознательно поставленными целями, потребностями. Переход школьника на уровень творческой активности, познавательной самостоятельности - свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, силы внутренних процессов, саморегуляции и самоорганизации.
Мышление в младшем школьном возрасте еще конкретно и опирается на наглядные образы и представления. Рефлексия как одно из основных новообразований ребенка младшего школьного возраста позволяет учащимся разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслам, условиям деятельности, а также оценивать собственные мысли и действия.
Ребенок учится, исследуя и изучая окружающий мир. Это его особенность при деятельностном подходе является основой предметного обучения. Ребенок должен уметь видеть в окружающих его предметах и явлениях параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Кроме того, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Что возможно сформировать, только организуя дискуссии и обсуждения, также являющиеся одним из этапов усвоения знаний на деятельностной основе [Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н., 2010. с.28].
В ходе учебной деятельности, построенной на деятельностной основе, ребёнку необходимо уметь поставить цель своей деятельности, оценить её содержание, мысленно выстроить план соответствующих действий, с определением возможных результатов, контролировать процесс реализации составленного плана.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение), являясь частью любой деятельности, в том числе учебной, обеспечивают её эффективность. Остановимся на каждом из этих процессов подробнее.
В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установлено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллектуальные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей [Лернер И.Я., 1974.с.89].
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.
П.П. Блонский отмечает, что «усвоение» знаний не сводится только к памяти, оно предполагает мыслительную деятельность субъекта. Это понятие в широком смысле, обозначает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление. Усвоение непосредственно связано также с особенностями личности - ее чувствами, волей.
Учебный материал усваивается конкретным учащимся с определенным сложившимся у него отношением к действительности, имеющим склонности и интересы, обладающим определенными интеллектуальными качествами. Как справедливо отмечают психологи, научные понятия формируются у учащихся не сразу, а проходят через ряд ступеней, стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика [Поливанова К. Н., 2000. с. 70 - 75].
Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цветах), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета на первом году обучения. Особо хотелось выделить такие психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста как эмоциональность и любознательность [Скаткин М.Н., 1984.с.47].
Первоклассники обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.
Семилетний ребенок, пришедший в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы [Пахомова Н. Ю., 2004 с.44 - 49].
Но далее от учащихся требуется не только выделение единиц, а смысловая группировка материала - объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение тех или иных отдельных данных в таблицу Результаты группировки целесообразно фиксировать в виде письменного плана, который становится материальным носителем как последовательных этапов осмысления материала, так и особенностей соподчинения его частей.
Учащиеся 1 - 2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. На основе систематической учебной деятельности к 3 - 4 классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, классификацией (например, «стол - имя существительное»). Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию. [Цукерман, Г. А., Суховерина, Ю. И. , 2005. с.12-20].
К 3 - 4 классу происходит формирование возможности построения оценочных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины в процессе учебной деятельности.
Главной задачей детей в этом период становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Именно поэтому в это время происходит следующее:
- наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим;
- доминирующей мотивацией становится достижение знаний и получение хороших отметок в качестве поощрения;
- смена распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к смене восприятия ребенком своего места в коллективе, при котором он начинает осознавать себя в качестве человека с самостоятельным мнением.
Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если у одних детей становление происходит вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходить абсолютно наоборот. Именно поэтому здесь следует учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению, необходимости делиться со взрослыми своими достижениями и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее является чрезвычайно важным моментом в жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу.
Вывод. Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей.
В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети усваивают и воспроизводят не только знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления - рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.
Учебная деятельность имеет свое особое содержание, строение и является ведущей и главной - она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом.
Поэтому во время обучения в начальной школе ставятся важные педагогические задачи, позволяющие: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся.
Главная цель учебной деятельности младших школьников - сформировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность по изучению окружающей действительности. Формирование целостной картины мира связано с процессом усвоения научных знаний и развития мышления.
Учебная деятельность младших школьников происходит в форме урока - основной форме обучения в современной школе.
В следующем параграфе мы дадим традиционную картину урока и его отдельных этапов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников
Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....
Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников
Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Психолого-педагогические характеристики на учащихся младших классов
Шаблоны в помощь учителям...
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...
"Педагогические условия учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью в поликультурной среде"
Чтобы социализация детей с умственной отсталостью проходила успешно, нужно регулярно работать с ними и развивать у школьников чувство толерантности к другим людям. Все мы разные, но все мы имеем ...