Психолого-педагогические аспекты организации учебной деятельности младших школьников
консультация
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогические аспекты организации учебной деятельности младших школьников»
Организовать и проводить учебный процесс – это значит организовать деятельность учащихся, направленную на формирование всесторонне развитой, высоконравственной и социально зрелой личности каждого школьника. Для того чтобы учебная деятельность была продуктивной, необходимо проведение этого процесса психологически обеспечить. Это психологическое обеспечение сводится, во-первых, к формированию у каждого ученика соответствующей потребностно-мотивационной сферы его учебной деятельности, а во-вторых, эмоционального насыщения этой деятельности.
Совершенно очевидно, что как бы ни был хорошо организован учебный процесс, как бы он ни проводился, но если у данного ученика нет желания воспитываться, развиваться, совершенствоваться, нет потребности учиться, то и такой учебный процесс может оказаться не действенным, не эффективным в отношении данного школьника. Поэтому важнейшей задачей учителя является формирование у каждого (без исключения) ученика потребности в учении, в самовоспитании и саморазвитии.
Руководить учебной деятельностью учащихся — это не только планировать, готовить материал и проводить уроки, организовывать изучение учебной программы, но и следить за тем, чтобы каждый ученик ощущал в классном коллективе личное эмоциональное благополучие, следить за формированием его потребностно-мотивационной сферы. И в случае необходимости принимать такие меры, так корректировать организацию и проведение учебного процесса, чтобы обеспечить каждому ученику это эмоциональное благополучие, правильное формирование его потребностей, мотивов, убеждений и стремлений. В классе не должно быть отвергнутых детей и других эмоционально неблагополучных учащихся. Поэтому учитель начальных классов – это прежде всего тот человек, который знает и глубоко понимает ребенка, разбирается как в общих закономерностях психического развития, так и возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Учитель должен делать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений с детьми, заменить привычную ориентацию на выполнение программ желанием идти от ребенка, его нужд и интересов. А это означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели обучения и воспитания и переход к личностно-ориентированной, требующей учета функционального состояния ребенка и особенностей его индивидуального развития.
Надо иметь в виду следующее мудрое замечание В. А. Сухомлинского: «Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослых. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставить ребенка сидеть за книгой»
Психологический характер любой деятельности прямо зависит от ее мотива. Мотивы – это двигательная пружина человеческой активности. Без соответствующей мотивации не совершается ни один поступок, никакая деятельность, нет учебных и трудовых достижений.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.Учебная задача, завершающая ориентировочные действия, проходит этапы принятия готовых задач учителя через переосмысление их к самостоятельной постановке отдельных задач. Учебные исполнительные действия складываются как овладение отдельными операциями внутри действий, при этом младший школьник опирается на материализованные средства (моделирование) и речевые опоры (проговаривание). Моделирование носит характер использования сначала несложных графических, затем буквенных и знаковых средств. Все учебные исполнительные действия выполняются вначале развернуто при полном составе составляющих их операций. Младшему школьнику доступно не только различение способа и результата решения, но и переход к поиску нескольких способов решения, а также их применение в знакомых и незначительно измененных ситуациях.
Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в своих простых формах — в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и контрольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Так, младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности у младшего школьника можно закладывать умение самостоятельной постановка цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе; включенность ученика в коллективистические формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Кроме этого, формированию мотивации способствуют занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, учителю надо помнить, что внешние, даже благоприятные условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов этой внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.
Работа учителя, прямо направленная на упрочение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и поддержать;
создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Тактика индивидуализации своей работы и по форме, и по содержанию приводит учителя к тому, что он переходит от простого приспособления к индивидуальным особенностям ребенка, к развитию его мотивационной основы, саморегуляции и самоуправлению динамикой поведения и деятельности.
Литература:
1.Маркова А.К.и др. "Формирование мотивации учения"
2.Фридман Л.И. "Педагогический апыт глазами психолога"
3.Стоунс Э. "Психопедагогика"
4.Белкин А.С. "Ситуация успеха.Как её создать"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"
Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...
Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников
Выступление на педсовете по теме: " Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников" в виде презентации...
Роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника
Выступлкние на педагогическом совете....
Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младшего школьника.
Единственный...
Методическая работа «Деятельностный подход в обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »
Методическая работа «Деятельностный подход в обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »....
Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...
Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»...