Программа внеурочного курса "Все профессии важны"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_professii_vazhny.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Все профессии важны» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Программа адресована обучающимся 3 класса ГБОУ СОШ №315 с разноуровневой подготовкой. Она создана для детей, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы (46%) и превышающем её (54%). Поэтому в основу положены авторские рекомендации по распределению учебного времени на изучение программных тем.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- организовать последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессии взрослых людей»;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, различных сферах человеческой деятельности;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к современным профессиям;
- формировать активную жизненную позицию.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Программа курса предназначена для обучающихся 3 класса.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Основной метод изучения материала – метод учебного проекта.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный.
- Организационный:
- Актуализация знаний.
- Плановые работы.
- Исследовательская деятельность.
- Результаты и выводы
- Представление готового продукта.
- Оценка процессов и результатов работы.
Организованные виды совместной деятельности:
- экскурсии;
- чтение литературы;
- просмотр фильмов;
- поисковая деятельность;
- исследовательская деятельность;
- беседы с представителями различных профессий;
- ролевые игры;
- дидактические игры;
- работа с семьей;
- праздники;
- изобразительная деятельность;
- создание книг-самоделок.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
- Знакомство с подбором художественной литературы о данной профессии.
Объем программы:
На реализацию курса в 3 классе отводится 102 ч в год (3 часа в неделю).
Ожидаемые результаты прохождения курса
Личностные результаты изучения курса «Мир профеесий»
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен
Знать:
- Основные сферы профессиональной деятельности человека;
- Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- Оперировать основными понятиями и категориями;
- Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Тематический план занятий:
№ п\п | Название темы | Дата-план | Дата-факт | Кол-во часов |
1. | Введение в мир профессий: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
2. | Профессия – гончар: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
3. | Профессия-учитель: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
4. | Профессия-архитектор: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
5 | Профессия – геолог: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
6. | Профессия-биолог: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
7. | Профессия-врач: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
8. | Профессия-водитель: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
9. | Профессия – эколог: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
10. | Профессия – следователь: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
11. | Профессия-военный: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
12. | Профессия-парикмахер: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
13. | Профессия-пекарь: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
14. | Профессия – актёр: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
15. | Профессия-почтальон: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
16. | Профессия-ветеринар: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
17. | Профессия-повар: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
18. | Профессия-садовник: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
19. | Профессия-бухгалтер: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
20. | Профессия-спасатель: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
21. | Профессия – железнодорожник: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
22. | Профессия-журналист: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
23. | Профессия – моряк: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
24. | Профессия – модельер: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
25. | Профессия – лесничий: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
26. | Профессия – продавец: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
27. | Профессия – менеджер: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
28. | Профессия – программист: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
29. | Профессия – дизайнер: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
30. | Профессия – археолог: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
31. | Профессия – печатник: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
32. | Профессия – экскурсовод: | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
33. | Кем быть? | 3 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
34. | Праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус»: | 3 | ||
| ||||
| ||||
|
Тем для занятий – 34.
Количество часов – 102.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"
Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Конспект занятия "Все профессии нужны, все профессии важны"...
Конспект внеурочного занятия по ЗОЖ на тему: "Все профессии нужны, все профессии важны"
Формирование здорового образа жизни...
Познавательно-развлекательная программа для 2-3 классов «Все профессии нужны, все профессии важны»
Данный материал содержит сценарий внеклассного мероприятия или классного часа, рассчитанного на обучающихся 2-3 классов. Данное мероприятие позволяет сформировать представление о разнообразии професси...
Конспект внеурочного занятия для детей с ОВЗ "Все профессии важны, все профессии нужны"
Программное содержание:Познание – обобщить знания детей по теме «Профессии» (название профессий, необходимого оборудования, обобщающего слова «посуда»); совершенствовать ...
Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"
Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...
Сценарий спортивно - познавательной программы "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Цель: определение уровня знаний обучающихся о профессиях; расширение знания детей о мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору професси...