Планирование внеурочного курса "Учимся любить книгу"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Ильина Юлия Владимировна

Данная программа составлена для  учащихся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет развивать кругозор детей и прививать любовь к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_4kl_chtenie.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №315

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принята

 Педагогическим Советом

 Протокол от   _____________. № _____

Утверждена

Приказом от   ______________  . №  ____

Директор _____________/_____________/

Автор - составитель: Ильина Ю. В.

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка.

     Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

    Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

    Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

    Для  решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка  для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.      

Программа нацелена на решение следующих задач: 

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

    Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

      На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

    Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации  занятий: 

  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  •  интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  •  литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  •  литературный ринг и т. д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

    Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов,  мы  разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 класса по 1 часу в неделю. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

 «Как хорошо уметь читать…».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей  невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Программа  ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

 Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

4 класс

Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

Тема

Дата - план

Дата - факт

Содержание работы

Индивидуал.

работа с книгой

Групповая работа с книгой

1-2

О чём рассказы-вают журналы?

Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист»

Отбор и чтение материалов из периодики.

Организация в уголке чтения раздела периодической печати.

Составление устного журнала.

3-4

«Где, что, как и почему?»

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.

Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток»

5-6

«Вчера и сегодня»

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.

Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».

Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».

7-8

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования.

Оформление аннотаций на прочитанные книги.

Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

9-10

«Из истории нашей Родины»

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя.

Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или   альбом-самоделка «Из истории нашей Родины»

11-12

«В путь, друзья!»

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.

Составление заданий для литературного марафона.

Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг.

13-14

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина.

Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию.

Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».

Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда»

15

«Родные поэты».

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть.

Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть.

Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

16

«Творцы книг»

Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.

Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах.

Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.

17-18

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.

Оформление читательского дневника.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

19-20

«Ступеньки мудрости»

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов.

Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации

Оформление презентации «Ступеньки мудрости».

21-22

«От благодар-ных читателей»

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение  к старшим.

Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.

Составление диафильма по одному из произведений.

23-24

«Современные писатели-детям»

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений.

Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям.

Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»

25

«Мечты в рассказе М. Москвиной»

Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения.

Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш»

26-27

«С моей книжной полки»

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.

Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.)

Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

28-29

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе

Составление читательских планов на будущее.

Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником.

30

Если б я стал писателем…

.

31

Я – художник-иллюстратор.

32

Народная мудрость.

Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков

33

Виктори-на по прочитанным книгам

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения

34

Итоговое диагностирование.

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения

Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.

Оформление уголка летнего чтения.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

              К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы           литературного кружка «Как хорошо уметь читать…»  у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы  познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Лист  коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

  Цель программы «Учимся любить книгу»  – углубленно знакомить учащихся с детской литературой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нр...

Сценарий внеурочного мероприятия: Берегите и любите книги!"

Внеурочное мероприятия: Берегите и любите книги....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) кружок "Люби книгу!"

Узнать о культурных ценностях и традициях  народов России ребятам  поможет кружок «Люби книгу». Кружок познакомит обучающихся с прошлым и будущим, т. к. именно книги связывают пр...

Программа по внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Программа  курса «Учусь читать» способствует приобщению учащихся 1-2 классов к чтению и воспроизведению лучших образцов детской художественной литературы, расширению читательского про...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа создана для того, чтобы учить детей любить книгу, используя  здоровьесберегающие технологии....