Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) кружок "Люби книгу!"
рабочая программа (3 класс) на тему
Узнать о культурных ценностях и традициях народов России ребятам поможет кружок «Люби книгу». Кружок познакомит обучающихся с прошлым и будущим, т. к. именно книги связывают прошлое и будущее. Работа кружка направлена на воспитание гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_knigu.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № ___ от « » __________ 2017 г. Руководитель Гайвас О. В.. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _______/ Шамотина М. С.. / «_____» «__________ » 2017 г | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Средняя школа № 4» № от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Люби книгу!»
2017-2018 учебный год
Класс 3 «А»
Иванова Елена Владимировна
2017 год
Кружок «Люби книгу!»
Духовно-нравственное направление
Пояснительная записка
- Направленность программы
Работа кружка направлена на воспитание гражданина и патриота.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.
Узнать о культурных ценностях и традициях народов России второклассникам поможет кружок «Люби книгу». Кружок познакомит обучающихся с прошлым и будущим, т. к. именно книги связывают прошлое и будущее. Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром».
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В книгах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир книг, который веками создавала фантазия разных народов. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам книги.
удущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
- Актуальность и новизна
Кружок способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия кружка помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы духовно-нравственного воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
- Цель программы
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений
- Задачи программы
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными видами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
- Возраст детей, участвующих в реализации программы
Обучающиеся 3 класса
- Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)
66 часов в год, 2 часа в неделю
- Краткое обоснование ценностных ориентиров
Содержание программы кружка «Люби книгу» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий помогает младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
- Формы и режим занятий:
литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д. : 66 часов, 2 часа в неделю (вторник)
- Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
- осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание
О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать? – 6ч
О чём рассказывают журналы? -- 4ч
Какие вопросы задают сказки? – 4ч
«Где, что, как, почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц -- 4ч
Рассказы Б. Житкова о животных – 2ч
Каким ты был мой ровесник? - 4ч
Ожившие страницы прошлого – 4ч
В. Маяковский – детям -2ч
Из истории нашей Родины – 4
Вчера и сегодня - 4ч
В путь, друзья – 4ч
Обыкновенная биография в необыкновенное время 4ч
Документальные и художественные произведения о детях СССР – 4ч
Произведения о детях нашего времени 2ч
Книги о ратных подвигах родного народа – 4ч
Художественные произведения, героям которых установлены памятники - 4ч
Стихи поэтов-классиков 19-начала 20 века – 4ч
Творцы кн6иг -4ч
Рассказы о художниках-иллюстраторах книг 4ч
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
1-2 | О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать? | 5.09 | |
3-4 | О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать? Составление выставки книг и журналов «Летнее чтение» | 12.09 | |
5-6 | О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать? Организация карточек «Советуем прочитать». Освоение игры «Дежурная буква» | 19.09 | |
7-8 | О чём рассказывают журналы? Проект «Мой любимый детский журнал» | 26.09 | |
9-12 | О чём рассказывают журналы? Экскурсия в городскую библиотеку | 3.10 | |
13-14 | Обобщение сведений о книгах-справочниках, «Что такое, кто такой?» | 10.10 | |
15-16 | Какие вопросы задают сказки? Составление выставки книг Ю. Дмитриева | 17.10 | |
17-18 | «Где, что, как, почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц | 24.10 | |
19-20 | «Где, что, как, почему?». Рассказы Б. Житкова о животных | 7.11 | |
21-22 | Рассказы Б. Житкова о животных | ||
23-24 | Каким ты был мой ровесник в прошлом | 14.11 | |
25-26 | 21.11 | ||
27-28 | Ожившие страницы прошлого | 28.11 | |
29-30 | Из истории нашей Родины | 5.12 | |
31-32 | Вчера и сегодня | 12.12 | |
33-34 | Книги о Рославле | 19.12 | |
35-36 | В путь, друзья! | 26.12 | |
37-38 | Обыкновенная биография в необыкновенное врем я | 16.01 | |
39-40 | Художественные произведения о детях СССР | 23.01 | |
41-42 | Родные поэты | 30.01 | |
43-44 | Творцы книг | 6.02 | |
45-46 | Изготовление сборника сказок. Подбор сказок | 13.02 | |
47-48 | Изготовление сборника сказок. Работаем художником-иллюстратором | 20.02 | |
49-50 | Изготовление сборника сказок. Работаем переплётчиком | 27.02 | |
51-52 | Представление сборника в классе | 6.03 | |
53-54 | 13.03 | ||
55-56 | Детская приключенческая книга | 20.03 | |
57-58 | Бороться и искать, найти и не сдаваться | 3.04 | |
59-60 | Экскурсия в библиотеку | 10.04 | |
61-62 | 17.04 | ||
63-64 | Экскурсия в библиотеку | 24.04 | |
65-66 | 8.05 | ||
67-68 | Контрольно-установочное занятие | 15.05 | |
22.05 |
Литература
Н. Н. Светловская, О., В, Джежелей «Внеклассное чтение в 3 классе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»
Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы Светловой Е.В....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МИР ТЕАТРА»
Рабочая программа кружка « Мир театра» в 4 классе составлена на основе нормативно-правовых документов: · Закона Российской федерации «...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Люби книгу"
Представлен титульный лист кружка "Люби книгу"...