Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) кружок "Люби книгу!"
рабочая программа (3 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Узнать о культурных ценностях и традициях  народов России ребятам  поможет кружок «Люби книгу». Кружок познакомит обучающихся с прошлым и будущим, т. к. именно книги связывают прошлое и будущее. Работа кружка направлена на воспитание гражданина и патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_knigu.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании    методического объединения учителей начальных классов

Протокол № ___  

от «         »  __________ 2017 г.

Руководитель Гайвас О. В..

        СОГЛАСОВАНО

           заместитель директора по ВР

            _______/ Шамотина М. С.. /

«_____» «__________ » 2017  г

    УТВЕРЖДЕНО

    приказом по МБОУ

   «Средняя школа № 4»

     №           от      

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Люби книгу!»

2017-2018 учебный год

Класс 3 «А»

                                                                                                                            Иванова Елена Владимировна

2017 год


Кружок «Люби книгу!»

Духовно-нравственное направление

Пояснительная записка

  • Направленность программы

Работа кружка направлена на воспитание гражданина и патриота.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.

Узнать о культурных ценностях и традициях  народов России второклассникам  поможет кружок «Люби книгу». Кружок познакомит обучающихся с прошлым и будущим, т. к. именно книги связывают прошлое и будущее.  Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром».

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В книгах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир книг, который веками создавала фантазия разных  народов. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление  к гармонии — всё это являют нам книги.

удущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

  • Актуальность и новизна

 Кружок способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Занятия кружка помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы духовно-нравственного воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

  • Цель программы  

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений

  • Задачи программы

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными видами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы

Обучающиеся 3 класса

  • Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)

66 часов в год, 2 часа в неделю

  • Краткое обоснование ценностных ориентиров

Содержание программы кружка «Люби книгу»  создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка — это создание условий для использования полученных  знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий помогает  младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,  как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

  • Формы и режим занятий:

литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.  : 66 часов, 2 часа в неделю (вторник)

  • Ожидаемые результаты  (личностные, метапредметные)

- осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

 Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать   свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание

О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать? – 6ч

О чём рассказывают журналы? -- 4ч

Какие вопросы задают сказки? – 4ч

«Где, что, как, почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц -- 4ч

Рассказы Б. Житкова о животных – 2ч

Каким ты был мой ровесник? -  4ч

Ожившие страницы прошлого – 4ч

В. Маяковский – детям -2ч

Из истории нашей Родины – 4

Вчера и сегодня - 4ч

В путь, друзья – 4ч

Обыкновенная биография в необыкновенное время 4ч

Документальные и художественные произведения о детях СССР – 4ч

Произведения о детях нашего времени 2ч

Книги о ратных подвигах родного народа – 4ч

Художественные произведения, героям которых установлены памятники - 4ч

Стихи поэтов-классиков 19-начала 20 века – 4ч

Творцы кн6иг -4ч

Рассказы о художниках-иллюстраторах книг 4ч

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1-2

О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать?

5.09

3-4

О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать?

Составление выставки книг и журналов «Летнее чтение»

12.09

5-6

О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать?

Организация карточек «Советуем прочитать». Освоение игры «Дежурная буква»

19.09

7-8

О чём рассказывают журналы? Проект «Мой любимый детский журнал»

26.09

9-12

О чём рассказывают журналы?  Экскурсия в городскую библиотеку

3.10

13-14

Обобщение сведений о книгах-справочниках, «Что такое, кто такой?»

10.10

15-16

Какие вопросы задают сказки? Составление выставки книг Ю. Дмитриева

17.10

17-18

«Где, что, как, почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц  

24.10

19-20

«Где, что, как, почему?». Рассказы Б. Житкова о животных

7.11

21-22

Рассказы Б. Житкова о животных

23-24

Каким ты был мой ровесник в прошлом

14.11

25-26

21.11

27-28

Ожившие страницы прошлого

28.11

29-30

Из истории нашей Родины

5.12

31-32

Вчера и сегодня

12.12

33-34

Книги о Рославле

19.12

35-36

В путь, друзья!

26.12

37-38

Обыкновенная биография в необыкновенное врем я

16.01

39-40

Художественные произведения о детях СССР

23.01

41-42

Родные поэты

30.01

43-44

Творцы книг

6.02

45-46

Изготовление сборника сказок. Подбор сказок

13.02

47-48

Изготовление сборника сказок. Работаем художником-иллюстратором

20.02

49-50

Изготовление сборника сказок. Работаем переплётчиком

27.02

51-52

Представление сборника в классе

6.03

53-54 

13.03

55-56

Детская приключенческая книга

20.03

57-58

Бороться и искать, найти и не сдаваться

 3.04

59-60

Экскурсия в библиотеку

10.04

61-62

17.04

63-64

Экскурсия в библиотеку

24.04

65-66

8.05

67-68

Контрольно-установочное занятие

15.05

22.05

Литература

Н. Н. Светловская, О., В, Джежелей «Внеклассное чтение в 3 классе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»

Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МИР ТЕАТРА»

Рабочая программа кружка « Мир театра» в 4 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:    ·         Закона Российской федерации «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...