Воспитывающие ситуации (межличностные отношения)
учебно-методический материал на тему

Шишкина Ирина Владимировна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvayushchie_situatsii.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитывающие ситуации (межличностные отношения)

Виды воспитывающих ситуаций

Описание ситуации

проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

  1. Играя на перемене, мальчики нечаянно опрокинули корзину с мусором. Что надо сделать мальчикам в этом случае?
  2. Возле дверей - мальчик и девочка. Как оказаться вежливым и пройти в двери?

3.Вы пришли в гости. Звучит приглашение: «Пожалуйста, к столу». Как вы
займёте свои места?

4.        Когда вы пришли в столовую, на общем подносе уже лежали
пирожки.
Как ты будешь    себя вести в данной ситуации?

5.Оля с бабушкой играли в парке. Бабушка встретила свою знакомую и разговорилась    с    ней. Оле   очень   захотелось    пить. Как   прервать   их разговор?

6.Три подруги уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина, Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же?

7.В зимнее воскресное утро две подруги пошли в кинотеатр на детский сеанс. Когда погас свет, девочки увидели, что экран им заслоняют два мальчика, которые не сняли свои меховые шапки. Какие правила поведения в кинотеатре забыли мальчики? Как можно вежливо напомнить им об этом?

8.В школьной столовой некоторые ученики встали из-за стола и не убрали за собой посуду. Что бы вы им сказали?

9.В троллейбусе вы на задней площадке видите своих друзей. Нужно ли с ними здороваться? Как это сделать?

10.Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Рассказ девочки: «Однажды я выходила из гастронома. В одной руке у меня сумка, в другой - бидон с молоком. Незнакомый мальчик передо мной открыл дверь и держал её, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но я не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях». Как вы считаете?

11.Как ты поступишь, если:

 • ты зашёл в класс и увидел, что на полу остались следы от твоей грязной обуви?

• к тебе обратилась подруга (друг) с просьбой, которую ты выполнить не можешь?

• ты договорился встретиться с другом, а у тебя дома кто-то заболел?

• ты собрался проведать больного одноклассника, а в это время к тебе пришли друзья?

• товарищ поскользнулся и упал?  

• друг забыл сказать тебе «пожалуйста»?

прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

1.Сеня зашёл в раздевалку, где крутится много детей. Вот Юля. Все её толкают... Как поступит Сеня?

2.Дети смотрели сказку в театре кукол. Галя была дежурной и поэтому опоздала на спектакль. Когда она зашла в зал, то все места уже были заняты. Она остановилась в нерешительности, выискивая свободное место. Как поступят дети, увидев Галю? Как поступил бы ты, если б увидел, что девочка стоит?

3.Оксана идёт по дорожке в школу. Неожиданно она видит родителей Иры, которая долго болеет. Что спросит Оксана у родителей одноклассницы?

4.Учительница сказала: «Сегодня мы будем делать коробочку для семян». Она объяснила всем, как сложить из бумаги квадрат, как разрезать уголки, сложить их пополам и склеить. Женя быстро взялся за работу. Коробочка получилась красивая и аккуратная. Он посмотрел на соседа. У Юры работа никак не ладилась. «Юра, - обратился Женя к другу, - ...». Расскажите, что было дальше.

5.Маша огородила игрушечных цыплят кубиками - получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алёша мячом - бабах! И нет дворика. Гордый стоит Алёша - попал в цель! Ему только обидно, что ребята не видели... Что сказали бы ребята, если б увидели?

6.Владик принёс в школу альбом с марками. На прогулке он
показывал его Юре. Когда дети обедали, Юра вспомнил, что он забыл кепку на той скамейке, где они рассматривали с Владиком альбом.
Учительница разрешила ему сходить за кепкой. Когда мальчик наклонился, то увидел под скамейкой марку. Юра поднял её.
Что будет делать дальше с маркой Юра? А что бы сделал ты?

конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях

1.Никита встретил на улице девочку из своего класса. Кира несла тяжёлую сумку. Как поступить?

2.Мама дала Диме конфеты, чтобы он угостил ими своих товарищей. Когда Дима вышел во двор, он увидел, что среди друзей был и его обидчик - Сергей, который его часто толкал, обзывал. Дима задумался, как ему поступить - угощать Сергея, или нет?

3.У тебя новая игрушка. Все дети стали в очередь, чтобы поиграть ею. Но тут подошёл твой лучший друг и просит дать игрушку ему. Как ты поступишь? Почему?

4.Диме папа купил велосипед. Он вышел с ним на улицу. Все дети окружили мальчика, им очень понравился велосипед. Как поступит Дима? А как поступил бы ты?

5.Руслан с Сергеем пошли за хлебом. Руслан и говорит: «Давай купим мороженое, а маме скажем, что деньги потеряли». Что ответит Сергей? А как бы поступил ты?

6.Валю мама послала в магазин за молоком. По дороге она встретила маленькую перепуганную девочку, которая заблудилась и не могла найти дорогу домой. Девочка горько плакала. Как поступит Валя? А что сделали бы вы в таком случае?

7.Ваня хотел быть капитаном. Он подошёл к деревянному кораблю, который стоял на площадке, но на капитанском мостике уже стоял Олег в матроске и бескозырке и держался за штурвал. Ваня тоже взялся за штурвал, пытаясь вытеснить Олега. Олег начал кричать. Как надо было поступить Ване? Как бы ты поступил на его месте?

8.Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?

9.Девочка замечает, что у впереди идущей женщины непорядок в одежде. Как в таком случае нужно делать замечание?

Оценочно-аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

1.Две подруги разговаривают между собой. Подбегает Люда со словами:
«А мы с мамой вчера...»
Что в поведении Люды не так? Как надо себя
вести, когда хочешь обратить на себя внимание?

2. .Мальчик опоздал в школу на урок. Он пробежал по всему коридору, вбежал в класс и сел на своё место. Какие правила он нарушил?

3. В воскресенье утром, когда жители пятиэтажного дома ещё спали, Юра вышел на балкон, увидел во дворе своего друга Витю.

-        Привет, Витёк! Как дела? - громко закричал с балкона Юра.
Оцените поведение мальчика.

4.По улице шла женщина. За ней - два мальчика. Вдруг женщина потеряла перчатку. Один из мальчиков окликнул женщину и сказал, что у неё упала перчатка. А другой подбежал, поднял её и отдал женщине. Кто из мальчиков поступил верно?

5.Наташа и Лена играли в мяч. Он закатился в лужу. Андрей захотел помочь достать мяч, не удержался, поскользнулся и сам упал в лужу. Наташа засмеялась. Учительница сделала ей замечание. Почему?

6.Вова и Петя вышли погулять с животными. Вова нёс на руках котёнка, а Петя вёл на поводке собаку. Увидев кота, собака хотела наброситься на него, но Петя удержал поводок. А потом предложил Вове: «Давай ты отпустишь кота, а я отпущу собаку и посмотрим, как они будут гоняться друг за другом»... Как ты думаешь, примет ли предложение Вова?

7.К Саше на день рождения пришли друзья. Они поздравляют её, дарят подарки. Увидев книгу, Саша с грустью говорит: «Такая у меня уже есть». Взяв коробку конфет, говорит: «Я такие не люблю». Назовите ошибки, которые допустила Саша.

8.Юра и Андрей бежали через две ступеньки в школьный буфет. Навстречу им шла учительница с завучем. Мальчики пробежали, а потом крикнули: «Добрый день, Ольга Викторовна!» Ученики сделали 4 ошибки. Назовите их.

9.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал.

10.В трамвае сидит человек. Лицо его  в шрамах. Входит девочка. Садится напротив и не спускает с него глаз. Мама пытается отвлечь дочь, но напрасно - та не сводит глаз с пассажира. Большой, сильный человек ёжится, отворачивается. Мама делает замечание девочке, а та шепчет: «Я смотрю, потому что мне его жалко» В чём неправа девочка? Как надо вести себя в подобных случаях?

11.Дежурный по столовой выбрал самое большое яблоко и положил его рядом со своей тарелкой. Что можно сказать о поступке дежурного? Как он должен себя повести, чтобы о нём можно было сказать: «Он внимательный ко всем, хороший товарищ, умеет заботиться о других»?

12.Поезд. Мальчик с книгой попросил мальчика с магнитофоном убавить звук. Знаете, что тот ответил:

- А это не читальный зал. Как мне хочется, так я и слушаю.

Как вы думаете, воспитанный ли это мальчик?

13.Люба пришла к Кате и зовёт её гулять. А у Кати не убраны игрушки. Люба говорит: «Пока ты уберёшь игрушки, я поиграю мячом». И пошла во двор. Правильно ли она поступила?

Ролевые игры

«Свет мой зеркальце, скажи!» (Шемшурина А.И.)

По очереди ребята смотрятся в «волшебное зеркальце» (нарисованная рамка) и спрашивают:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Чем я ребятам интересен,

Чем же классу я полезен?»

Ребята говорят стоящему, чем он им интересен. Учитель тоже включается

в игру, добавляя, где необходимо, свои суждения. Важно, чтобы

каждый прошел перед зеркалом и услышал о себе хорошее. Как интересно

в классе, где каждый имеет свою изюминку!

«Я – разный» (Мазепина Т.Б.)

Учитель предлагает каждому разделить лист бумаги на три части и нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). По окончании необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

«Ромашка» (Шемшурина А.И.)

«Волшебник» (учитель) отрывает лепесток от самодельной ромашки и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кто пожелает, со словами из известной сказки:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…»

А дальше, например, говорит: «Вели, чтобы Лена сказала Диме доброе слово!». Пока ребята не освоили игру, учитель подсказывает маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.

Вариант: Ученик отрывает лепесток с ромашки и отдает однокласснику, перед которым был в чем-то виноват со словами извинения.

«День рождения»

Учитель говорит детям, что сегодня день рождения у замечательного маленького котенка (держит в руках мягкую игрушку), его необходимо поздравить. Что мы ему подарим?

Каждый берет в руки игрушку, поздравляет, говорит ласковые слова.

Вариант: каждый говорит котику по одному ласковому слову («снежный ком»).

«Не грусти!»

Учитель ведет с детьми разговор о том, что в этом мире живут люди, поют песни, ходят на день рождения, страдают и радуются…К вам подходит грустный пес. Как вы его утешите? Когда грустят близкие, что нужно делать?

Игрушечную собачку дети передают из рук в руки, говорят слова утешения.

«Доброе сердце».

Все учащиеся встают в круг. Передавая сердечко (нарисованное) из рук в руки, говорят друг другу комплименты, глядя в глаза.

«Поздравительная открытка»

Предложить детям на выбор поздравительные открытки, попросить написать кому-то из близких слова поздравления.

Самодельная поздравительная открытка. Из старых открыток вырезать цветы, фигурки, наклеить на лист бумаги, написать добрые слова близкому человеку.

Вариант: Каждый ученик презентует одну фигурку или цветок для одной общей открытки (к какому-то празднику).

«Клубочек»

Педагог пускает клубочек по классу и говорит, что ниточка волшебного клубочка при его разматывании обладает способностью высвечивать лучшие качества того, кто берется за нее. В итоге каждый получает волшебную возможность «увидеть» лучшие качества рядом сидящего и назвать их ему.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

• Умей держать свое слово и обещание.

• Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

• Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

• Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

• Не перекладывай свою вину на другого.

• Не будь равнодушен к людям.

• Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

• Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Часто дети перестают реагировать на то, что говорят им взрослые, употребляя частицу «не». Задача воспитателя преподнести эти «не» в такой форме, чтобы детям захотелось поговорить о них, поделиться своими мыслями по поводу появления этих ограничений. Развитие ребенка происходит тогда, когда он осмысливает сам и понимает необходимость соблюдения этих «не» без вмешательства взрослых.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

В области формирования личностной культуры

В области формирования социальной культуры

В области формирования семейной культуры

 Беседа «О вежливости»

Цель: Ознакомление уч-ся с правилами «вежливости», «волшебными словами»

Задачи: вызвать желание соблюдать школьный этиткет;

напомнить о правилах общения с одноклассниками

.

1.Введение в тему.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы поговорим о вежливых,

«волшебных» словах, которые используем

в повседневной жизни.

1-й ученик:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

его зовут... , и впрочем,

Мы вам его не назовем

2-й ученик:

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»-

Произносить он не привык,

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»,

Не одолел его язык

3-й ученик:

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется молчит

И в лучшим случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте говорит»

4-й ученик:

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье

«Ну, я пошел, пока, всего».

5-й ученик:

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя

Своих друзей зовет он только.

Алешка, Петька, Ванька, Толька

6-й ученик:

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

7-й урок: Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам спасибо.

Беседа о вежливости.

Для того, чтобы стать вежливыми,

Вы, ребята, должны как можно чаще

пользоваться «волшебными словами» словами,

от которых становится теплее, радостнее, светлее.

В слове заключено великая сила. Доброе слово

может подбодрить человека в трудную минуту.

Может помочь рассеять плохое настроение. Но

не только, ребята, слова должны быть добрыми.

Надо, чтобы и поступки ваши были разумными,

честными, такими, чтобы никогда вам за них

не приходилось стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

8-й ученик:

Наверно вы согласитесь с героем стихотворения

С. Погорельского «попробуй волшебником стать,

который говорит».

Понять и исполнить

Желание другого-

Одно удовольствие,

Честное слово.

Учитель: А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу

Мальчик крикнул прохожему: « Скажите,

сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему,

мальчик сделал 3 ошибки. Ответьте, какие ошибки

он сделал?

  1. Мальчик должен был не кричать, и спокойно спросить:

«скажите, пожалуйста, который час?»

  1. Не «часов», а «который час»
  1. И после ответа взрослого, надо сказать «Спасибо»

10-й ученик

Еще одна задача. Одна девочка жаловалась возмущенно маме - «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня Галька»

«А ты как его зовешь? - спросила мама

«Я его вообще никак не зову,- ответила

Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!» Скажите, права ли Галя?

11-й ученик

По улице шли 2 прохожих. Одному 62 года, другому -8 лет. У первого было 5 предметов: 1-портфель, 3 книжки, 1 пакет. Одна из книг упала. «У Вас упала книга!» - закричал «мальчик», догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот.»Конечно» - объяснил мальчик, - у Вас было 3 книги, 1 портфель, и пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось 4. «Я вижу, ты «хорошо знаешь вычитание и сложение» - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако, «есть правила, которых ты еще не усвоил».

Какие это правила? Что должен быть сделать мальчик?

Ведущий: «ребята, какие «волшебные слова вы знаете?»

Ученики: «Спасибо», «извините», «пожалуйста», доброе утро», «здравствуйте, «до свидания»

Учитель: А сейчас мы поиграем.

Игра называется «Вежливые прятки»

Выбираем ведущего и нескольких игроков.

Ведущему завязываем глаза, остальные

игроки произносят вежливые слова

Если игрок назвал неправильное слово, то он выбывает из игры.

Поиграем еще в одну игру.

Вам будут заданы вопросы об этикете.

Ученик, ответивший правильно, получает физику. Кто получит больше кол-во физик, тот победитель игры.

Учитель подводит итоги игр.

«Давайте еще раз вспомним вежливые, «волшебные слова, которые мы используем в повседневной жизни»

Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы
Оборудование: названия станций, пословицы, ролик « Ералаш», плакат с изображением паровоза,  звонок, слайды.

 Ход занятия:
I. Организационная часть.   
II. Беседа.
     - Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете после просмотра фильма.

1) Просмотр ролика «Ералаш». («Давайте говорить друг другу комплементы.)    
     2) Обсуждение ситуации.
     - Как вели себя дети в школе?
     - Какие слова употребляли в своей речи?
     - О каком дне говорится в фильме?
     - Вот об этом и будем сегодня говорить.(О дне вежливости)

III. Сообщение темы и цели.
    - Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде.

IV. Игра – путешествие.
: - Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.
1. Станция «Добрая».
  Ведущий: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень 
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, 
Всем идущим на работу, 
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.
Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

2. Станция «Культурная».

Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

1) Игра «Вежливо или невежливо».
1. Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
3.Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
4. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?
Ведущий: Иногда в школе ребята ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об 
этом говорит А. Л. Барто в своём стихотворении «Любочка».

Ученик:   Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(Звучит полька. Любочка танцует под неё.) 
Девочки на празднике 
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
(Звучит  полька. Любочка танцует под неё.)
Кружится и юбочка, 
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку 
Узнаете с трудом.
Она кричит с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт,
Всех локтями раздвигая,
Пробирается в перёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись!- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка 
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно 
Они зовутся Любами.

3. Станция «Вежливая».

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
                      Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
                      Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
                       Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
                      Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
                    Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
                      Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Ведущий: Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили.
А сейчас Наталья Николаевна прочитает вредные советы. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

 2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора 
Вдвое меньше съешь конфет.

3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…

4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»

5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

4. Станция «Драчливая».

Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»?

-А как вы думаете,  чего обычно начинаются драки?
- А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?
А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если бьют…»
1) У мальчишки после драки
     Отличительные знаки,
     Но не прячет он царапин,
     Нет, наоборот,
     Он, услышав голос папин,
     Говорит: - ну вот,
     Всё в порядке! Я им выдал!
     Я им дал сполна!
     И отец с довольным видом
     Смотрит на сынка.
      И сегодня на бульваре
      Дрался он, как лев,
      Двух обидчиков ударил,
      Сразу осмелев.
      - Молодец!- одобрил папа-
      Вот теперь ты не растяпа.
      И запомни впредь:
      Затевать позорно драку.
      Если бьют тебя, однако,
      Если бьют – ответь.

Ведущий:  А какой совет вам дали бы ваши родители?
Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?
О драках народная мудрость гласит:
             Подыми руку, но не ударь.
             Дракою прав не будешь.
             Ссора до добра не доведёт.
              Куда ни придёт, ссору заведёт.

5. Станция «Дружеская».

Ведущий: К сожалению, в школе не изжиты драки ребят в классах, на переменах. Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»

1-й ученик:  С виду мы не очень схожи:
                      Петька толстый, 
                      Я - худой.
                      НЕ похожи мы, а всё же
                      Нас не разольёшь водой!...

2-й ученик:  Дело в том, что он и я
                      Закадычные друзья!
                      Всё мы делаем  вдвоём.
                      Даже вместе отстаём1

1-й ученик: Дружба дружбою, однако
                     И у нас случилась драка.
                      Был, конечно, важный повод.
                      Очень важный повод был!
                      Помнишь, Петя?

2-й ученик: Что-то Вова,
                     Позабыл.

1-й ученик: И я забыл!
                     Ну не важно! Дрались честно.
                     Как положено друзьям!
                     Я как стукну!
2-й ученик: Я как тресну!
1-й ученик: А я как дам!
                    Скоро в ход пошли портфели.
                    Словом, скромничать не буду-
                    Драка вышла хоть куда!
                    Только смотрим - что за чудо?
                    С нас ручьём бежит вода!
                    Это Вовкина сестра
                    Облила нас из ведра!
2-й ученик: С нас вода ручьями льётся, 
                     А она ещё смеётся:
                      - Вы действительно друзья!
                         Вас водой разлить нельзя.

V. Итог.
Ведущий: Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! 
-Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.
1.    Слова: «До свиданья!»,
       «Спасибо», «Простите»,
       «Пожалуйста», «Здравствуйте»-
        Щедро дарите!
        Дарите прохожим, 
        Друзьям и знакомым.
- Ребята, мы  приготовили вам памятки о правилах поведения. (Чтение правил детьми)

3.    (Звучит песня о доброте)

Ведущий:-Ребята, наше путешествие подошло к концу.
вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики.


Похожие работы:

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом»

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом»

Цель:

формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.

Задачи:

познакомить учащихся со словами утешения;

воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

научить разделять радости и печали других;

обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Материал:толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.

Ход:

Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание. Толковый словарь Ожегова.

Педагог:

- Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.

- Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, Протяните к нему ладошки.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей)

- Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

- А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.

Дети передают друг другу колокольчик.

Педагог:

- Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?

Педагог:

– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

Педагог:

- У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?

- Легко ли вы находите слова для утешения?

- Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

Педагог:

- Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?

Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.

Педагог:

- Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.

Послушайте стихотворение «Ящеренок»

Сидит ящеренок на бревне

И горько-горько плачет.

– Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На бревнышке я грелся,

А рядом тут со мною вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней… »

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь двадцать дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну! (Денис Ларионов)

- Что случилось с ящеренком? Как автор стихотворения утешает его?

Педагог предлагает 2-3 детям прочитать эту часть стихотворения тоном успокоения и сочувствия.

Педагог:

- В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.

1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все буде хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.

2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.

3. Помнишь ли ты. Как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.

4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.

- Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.

Задание:Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать. Вставить в середину и т. д. Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.

Пословицы для выбора:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Одна беда – не беда.

4. Эта беда на беда, только бы больше не была.

5. Наши лепешки тоже поели кошки.

6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»

Если плачет кто-то рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему? »

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".

Вопрос:

1. Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

Вопрос: Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.

Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:

1.

Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое. 1. Царевна-Лягушка

2.

Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее. 2. Курочка-Ряба

3.

Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей. 3. Карлсон

4.

Это все пустяки, Дело житейское! 4. Золотая Рыбка

Подсказка: 1. Курочка-Ряба. 2. Царевна-Лягушка. 3. Золотая Рыбка. 4. Карлсон.

Вопрос: Какие слова выделены? Почему?

Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.

«Приключения Алисы в стране чудес»

Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку! »

Педагог:

- А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.

Педагог:

– Я хочу вам прочитать пожелание “Дорога добра” сл. Ю. Энтина.

Спроси у жизни строгой:

– Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

– Иди за солнцем следом,

Пусть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

- В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».

Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».

Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.

Педагог:

Будьте добры, дарите добро

И счастьем оно вернётся к тебе.

- Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Педагог (обращает внимание детей на доску) :

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)

Подведение итога беседы:

Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Я смог…

Меня удивило…

Беседа дала мне для жизни…

Мне захотелось…

Педагог:

- Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Презентация ""Влияние агрессивности на межличностное отношение в начальной школе"

Выступление на семинаре. Совместная работа - исследование....

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Содержание понятия межличностных отношений

Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе...