Коллективные работы на уроках труда как средство формирования межличностных отношений.
статья по теме
Предварительный просмотр:
ВОИПКРО
ТЕЗИСЫ
Тема: Коллективные работы на уроках труда как
средство формирования межличностных
отношений.
Составил:
Процко Людмила Викторовна
Учитель начальных классов
МОУ гимназии №9
г. Воронеж
2009год.
Основная задача школы подготовка детей к жизни в обществе – социализация.
Уроки труда – самая благоприятная сфера для развития личности в коллективе и через коллектив. Я предлагаю этапы работы:
Учитель → ученик;
ученик → ученик;
ученик → коллектив,
что дает возможность каждому ребенку оценить свои творческие и коммуникативные возможности и выбирать соответствующую роль в коллективной творческой работе.
Проблеме межличностных отношений давно уделяется внимание в школьной практике. Уроки труда оптимально подходят для её решения. На них часто проводятся коллективные работы, используются знания многих предметов. Это дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Коллективная работа на уроках популярна, на не всегда удается организовать полноценное взаимодействие, направленное на формирование межличностных отношений учащихся.
При организации коллективных работ учителя в основном ориентируются не столько на общение учеников, сколько на конечный результат, который получается эмоциональным и красочным, но не всегда способствует успешному взаимодействию учащихся.
Именно на этих уроках оказывается востребованным сенсорный опыт детей. Здесь они реально действуют: рисуют, лепят, моделируют, конструируют и получают результат своего труда.
Здесь их легче научить взаимодействовать: работать вместе, оценивать и быть внимательными к работам друг друга в группе, в коллективе; легче помочь становлению межличностных отношений.
Успешность наших коллективных работ во многом зависит от правильно сформированных творческих групп.
Психологи заметили, что исключая прямое общение между детьми во время занятий (запрещать переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями) мы делаем ученика более беспомощным, незащищенным, несостоятельным, зависимым от учителя, склонным подражать и не искать собственной точки зрения.
В школьной практике приняты две формы коллективной работы - фронтальная и групповая.
Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; вторая – ученики работают в парах, в группах из трех человек. Задания могут быть одинаковыми или разными.
Фронтальную форму работы хорошо использовать на первых порах, так как дети не имеют навыка работы в коллективе и межличностное общение затруднено. При такой работе именно учитель учит детей общению и прививает им коммуникативные умения. Уроки труда позволяют это сделать особенно эффективно, так как они сочетают традиционное и «скучное» для детей с ярким, эмоциональным и захватывающим.
Огромное значение имеет эмоциональный настрой: дети должны быть заинтересованы на выполнение этой работы и лично мотивированы. Результат должен быть обязательно оформлен и выставлен на обозрение. Это важно, так как маленькая общая гордость класса и каждого в отдельности. Из маленьких частей получили результат – это большой стимул для зарождения коммуникативных связей в коллективе.
Затем можно продвигаться к сложным видам коллективной работы. Когда каждый ученик делает определенный компонент изделия или часть конструкции. Ученик должен иметь четкое представление о конечном результате, осознавать, насколько важна его часть работы. В начале урока учитель проводит анализ работы, где предлагает индивидуальные рекомендации или инструкции.
Когда ребята научатся общаться и работать в парах, можно вводить групповую форму работы.
При формировании групп учитель должен подобрать наиболее совместимые типы ребят для успешного взаимодействия. Здесь совместно с психологом подбираем специальные диагностические методики. Получается реальная картина межличностных отношений класса, понимание особенностей каждого ребенка.
Мы стремились активизировать больше возможностей и способностей учащихся и вовлечь в общение детей «непринятых», развивать толерантность в общении.
Когда составляем пары, у детей есть возможность поменять партнера. Большинство пар могут быстро обсудить детали композиции и совместно приступить к работе.
Когда работает группа, дети должны уметь договориться между собой, найти общее решение.
В группе это сделать сложнее, чем в паре, поэтому назначается старший. Он выступает от группы и может высказывать замечания, взаимодействие проходит успешно, «рабочий шум» стал организованнее.
Один из элементов вовлечения в работу детей со сложным общением – проектное подготовительное задание.
Дети представляли свои маленькие проекты, что хорошо активизирует пассивных, стеснительных детей.
Нельзя дать четких рекомендаций. Важно стремление учителя создать в классе атмосферу сотрудничества, улучшить отношение между учащимися в классе, настроится на серьёзную, длительную работу, направленную на улучшение личностных отношений.
Именно коллективные работы на уроках труда позволяют детям общаться, находить оптимальное решение, обсуждать, делать выводы.
Условия, необходимые для успешного использования коллективных работ как средства формирования межличностных отношений:
-учёт возрастных и психологических особенностей младших школьников;
-последовательность в использовании коллективных работ;
-учёт реальных возможностей детей в коллективе, их умения договариваться;
-рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения, отвечающие потребностям школьного коллектива.
Надеемся, что наше исследование, наша работа заинтересует учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Коллективная работа на уроке труда в 4 "Б" классе
Очень часто на уроках изо, технологии, окружающего мира, чтения, ребята работают в группах. Вот и на предстоящем уроке труда, посвященном изготовлению поздравительных газет, посвященных празднованию Д...
Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников
Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...
Самостоятельная работа на уроках математики как средство формирования познавательных УУД.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 14.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} span.Apple-tab-span {white-space:pre} При обучении математике в...
Статья "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений"
Статья "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений"...
Курсовая работа на тему "Формирование межличностных отношений младших школьников средствами внеурочной деятельности"
формирование межличностных отношений младших школьников – одна из важных задач нынешнего образования. Потому что в современном мире условия жизни ставят высокие требования к межличностным отноше...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Дипломная работа на тему...