Программа. Тематическое планирование уроков информатики в играх и задачах. 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Внеурочная деятельность. 4 класс
Программа. Тематическое планирование уроков информатики в играх и задачах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._tematicheskoe_planirovanie_urokov_informatiki_v_igrah_i_zadachah._4_klass.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
II. Общая характеристика учебного предмета
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников. Уроки, нацелены на развитие логического и алгоритмического мышления школьников и не требуют обязательного наличия компьютеров.
Особенности построения курса
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.
При этом рабочая программа составлялась:
- с учётом особенностей класса;
- особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
VI. Содержание учебного предмета
- Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
- Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
- Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
- Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
VII. Содержание программы. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Число часов | Дата | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Алгоритмы | ||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то») | 1 | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. | |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то – иначе») | 1 | ||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй») | 1 | ||
4 | Алгоритм с параметрами («Слова-актеры») | 1 | ||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай») | 1 | ||
6 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» | 1 | ||
7 | Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы» | 1 | ||
8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | ||
9 | Повторение | 1 | ||
Группы (классы) объектов | ||||
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?») | 1 | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). | |
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок») | 1 | ||
12 | Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один») | 1 | ||
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок») | 1 | ||
14 | Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» | 1 | ||
15 | Контрольная работа №2 по теме: «Объекты» | 1 | ||
16 | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 | ||
17 | Повторение | 1 | ||
Логические рассуждения | ||||
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества») | 1 | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. | |
19 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или») | 1 | ||
20 | Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы») | 1 | ||
21 | Пути в графах («Путешествие по графу») | 1 | ||
22 | Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части» | 1 | ||
23 | Правило «Если – то» | 1 | ||
24 | Схема рассуждений («Делаем выводы») | 1 | ||
25 | Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения» | 1 | ||
26 | Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения» | 1 | ||
27 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | ||
Применение моделей (схем) для решения задач | ||||
28 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом | 1 | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | |
29 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?») | 1 | ||
30 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?») | 1 | ||
31 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот») | 1 | ||
32 | Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике» | 1 | ||
33 | Контрольная работа №4 по теме «Модели в информатике» | 1 | ||
34 | Анализ контрольной работы. Повторение | 1 |
VIII. Материально-техническое обеспечение
Обучение информатике обеспечивается учебниками и пособиями:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 класса/ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2014 г.
2. Информатика в играх и задачах для 1, 2, 3 и 4 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков информатики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" с ууд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика в играх и задачах" для 3 класса
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика в играх и задачах" для 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...
Программа курса внеурочной деятельности « Информатика в играх и задачах» для учащихся 3 класса
Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И ...