Программа курса внеурочной деятельности « Информатика в играх и задачах» для учащихся 3 класса
материал по информатике (3 класс) на тему
Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень, взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Это творческое взаимодействие тем продуктивнее, чем больше развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами. В настоящее время уже в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ._informatika.3_klass.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть–Бюрская СОШ»
« Утверждаю» « Согласовано»
Директор МБОУ Зам. директора по УР
« Усть-Бюрская СОШ» МБОУ « Усть- Бюрская СОШ»
__________________ _____________________
Лукошко А. А
«__»________2018г «___»__________2018г
Программа курса внеурочной деятельности
« Информатика в играх и задачах»
для учащихся 3 «3» класса
Составитель: Харитонова Е.А
Руководитель: Харитонова Е.А.
2018г.с.
Усть – Бюр
Пояснительная записка.
Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень, взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Это творческое взаимодействие тем продуктивнее, чем больше развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами. В настоящее время уже в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:
• изучение алгоритмов;
• развитие процессов мышления, рассуждения, логики;
• изучение объектов и систем;
• построение информационно – логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.
Информатика как наука о построении информационно - логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:
- умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;
- возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.
Итак, изучение курса «Информатика в играх и задачах» может проходить в любой школе, так как компьютеры для этого не требуются. Более того, детально описанные поурочные планы ориентированы на преподавание курса учителями начальных классов, что с успехом и происходит на практике. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Данная программа составлена на основании авторской программы факультатива «Информатика в играх и задачах» (1-4 классы) Горячева А.В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Главная цель курса - дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса - научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Общая характеристика курса.
Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием информационно – логических моделей:
- применение формальной логики – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций – «если…, то…», «или», «не» и их комбинаций – «если… и …, то…».
- алгоритмический подход – умение планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом окажется не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)».
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанны с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Место курса в учебном процессе.
Факультатив «Информатика в играх и задачах» в 3классе рассчитан на 32 часа,3часа приходятся на праздничные дни (8 марта, 3,10 мая). Проводится 1 раз в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
К концу 3 класса обучающие должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса(группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание курса.
3 класс (32 ч)
Алгоритмы.(8ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели.
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов.(8ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов. Имена объектов
Логические рассуждения.(10ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «Никакие ... Отношения между множествами (о6ъединение, пересечение). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.
Модели в информатике.(6ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Тематическое планирование.
3-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Алгоритмы | ||
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. | 8 | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. |
Группы (классы) объектов | ||
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. | 8 | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
Логические рассуждения | ||
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. | 10 | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
Применение моделей (схем) для решения задач | ||
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. | 6 | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. |
Учебно – методический материал по курсу.
В учебно- методический комплект входят
- учебники- тетради для учащихся в 2-х частях Горячев А.В.,
- методическое пособие для учителя
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол.-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 четверть | 8 | |||
1 | Алгоритм | 1 | 07.09 | |
2 | Схема алгоритма | 1 | 14.09 | |
3 | Алгоритмы с ветвлением | 1 | 21.09 | |
4 | Цикл в алгоритме | 1 | 28.09 | |
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | 05.10 | |
6 | Алгоритмы. | 1 | 12.10 | |
7 | Алгоритмы | 1 | 19.10 | |
8 | Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 26.10 | |
2 четверть. | 8 | |||
10 | Состав и действия объекта. | 1 | 09.11 | |
11 | Группа объектов. Общее название. | 1 | 16.11 | |
12 | Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. | 1 | 23.11 | |
13 | Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов. | 1 | 30.11 | |
14 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. | 1 | 07.12 | |
15 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. | 1 | 14.12 | |
16 | Повторение | 1 | 21.12 | |
17 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 28.12 | |
3 четверть. | 10 | |||
18 | Множество. Число элементов множества. | 1 | 18.01 | |
19 | Логические операции. Пересечение множеств. | 1 | 25.01 | |
20 | Логические операции. Пересечение множеств. | 1 | 01.02 | |
21 | Истинность высказывания. Отрицание. | 1 | 08.02 | |
22 | Граф. Построение графов. | 1 | 15.02 | |
23 | Ориентированный граф. | 1 | 22.02 | |
24 | Закрепление пройденного материала. | 1 | 01.03 | |
25 | Логические задачи. | 1 | 15.03 | |
26 | Логические задачи. Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 22.03 | |
4четверть | 6 | |||
28 | Аналогия. | 1 | 05.04 | |
29 | Закономерность | 1 | 12.04 | |
30 | Закрепление материала | 1 | 19.04 | |
31 | Закономерность. | 1 | 26.04 | |
32 | Закономерность. | 1 | 17.05 | |
33 | Выигрышная стратегия. Чему мы научились за год. | 1 | 24.05 |
Список литературы
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2004
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Учебник в 2-х частях – М. : Баласс, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" с ууд...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся. Особое значение ...
Программа по информатики внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс необходимый шаг в развитии общего образования в связи с ростом информационного потока и развития информационных технологий.Рабочая программа внеуроч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"
Цель данного курса направлена на формирование функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизне...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...