Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, авторской программы Горячева А. В. (Программа «Информатика» Образовательная система «Школа 2100») в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Программа рассчитана на один год обучения (2 класс).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
«Информатика в играх и задачах»» — внеурочный курс для младших школьников, содержание которого направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.
Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:
- формирования элементов логической и алгоритмической грамотности;
- коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- воспитание интереса к познанию нового;
- развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи.
Цели курса внеурочной деятельности :
развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент, делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
II. Учебно – тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1 | Отличительные признаки и составные части предметов | 7 | 3 | 4 |
2 | План действий и его описание | 9 | 4 | 5 |
3 | Логические рассуждения | 11 | 5 | 6 |
4 | Аналогия. Закономерности | 7 | 3 | 4 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
III. Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Отличительные признаки и составные части предметов (7ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов.
Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Составные части предметов.
План действий и его описание (9ч)
Последовательность действий.
Последовательность состояний в природе.
Выполнение последовательности действий.
Составление линейных планов действий.
Поиск ошибок в последовательности действий.
Знакомство со способами записи алгоритмов.
Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Логические рассуждения (11ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы.
Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.
Высказывания и множества.
Вложенные множества.
Построение отрицания высказываний.
Аналогия. Закономерности (7 час)
Истинность и ложность высказываний.
Логические рассуждения и выводы.
Поиск путей на простейших графах.
Выигрышная стратегия, как один из способов решения задач.
Формы работы и контроля
Формы занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Форма подведения итогов: игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Способы контроля: устный опрос; контрольная работа; комбинированный опрос; проверка самостоятельной работы.
IY. Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД «Информатика в играх и задачах»»
Материально- - техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Список литературы (для учителя) | ||
1 | Горячев А.В., Горина К.И.,..Информатика. 2-й класс («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя. –М:Баласс,2012. | |
Список литературы (для учеников) | ||
1 | Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2015. | |
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | экран | 1 |
Календарно - тематическое планирование
«Информатика в играх и задачах»» 2 класс
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата | ||||||
Раздел № 1. План действий и его описание – 9 часов | 1 гр. | 2 гр. | |||||||
Признаки предметов. | Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм. Выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. | 02.09 | 02.09 | ||||||
Описание предметов. | 09.09 | 09.09 | |||||||
Состав предметов. | 16.09 | 16.09 | |||||||
Действия предметов. | 23.09 | 23.09 | |||||||
Симметрия. | 30.09 | 30.09 | |||||||
Координатная сетка. | 07.10 | 07.10 | |||||||
Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов». | 21.10 | 21.10 | |||||||
Разбор контрольной работы. | 28.10 | 28.10 | |||||||
Повторение изученного. | 11.11 | 11.11 | |||||||
Отличительные признаки и составные части предметов (7ч) | |||||||||
10 | Действия предметов. | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. | 18.11 | 18.11 | |||||
11 | Обратные действия. | 02.12 | 02.12 | ||||||
12 | Последовательность событий. | 09.12 | 09.12 | ||||||
13 | Алгоритм. | 16.12 | 16.12 | ||||||
14 | Ветвление. | 23.12 | 23.12 | ||||||
15 | Контрольная работа по теме «План действий». | 30.12 | 30.12 | ||||||
16 | Разбор контрольной работы. | 13.01 | 13.01 | ||||||
Логические рассуждения (11ч) | |||||||||
17 | Множество. Элементы множества. | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. | 20.01 | 20.01 | |||||
18 | Способы задания множеств. | 27.01 | 27.01 | ||||||
19 | Сравнение множеств. | 03.02 | 03.02 | ||||||
20 | Отображение множеств. | 10.02 | 10.02 | ||||||
21 | Кодирование. | 17.02 | 17.02 | ||||||
22 | Вложенность множеств. | 03.03 | 03.03 | ||||||
23 | Пересечение множеств. | 10.03 | 10.03 | ||||||
24 | Объединение множеств. | 17.03 | 17.03 | ||||||
25 | Контрольная работа по теме «Множества». | 24.03 | 24.03 | ||||||
26 | Разбор контрольной работы. | 31.03 | 31.03 | ||||||
27 | Повторение по теме «Множества». | 31.03 | 31.03 | ||||||
Аналогия. Закономерности (7 час) | |||||||||
28 | Высказывание. Понятия «истина» и «ложь». | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. | 07.04 | 07.04 | |||||
29 | Отрицание. | 21.04 | 21.04 | ||||||
30 | Высказывание со связками «и», «или». | 28.04 | 28.04 | ||||||
31 | Комбинаторика. | 05.05 | 05.05 | ||||||
32 | Графы, деревья. | 12.05 | 12.05 | ||||||
33 | Контрольная работа по теме «Аналогия». | 19.05 | 19.05 | ||||||
34 | Разбор контрольной работы. Повторение по теме «Аналогия. Закономерности» | 26.05 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1 – 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное календарно-тематическое планирование, приложение-описание подвижных игр, список используемой литературы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» (направление «Общекультурное»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Развивающие игры. Интеллектика", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 класса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "спортивные игры" для 1 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...