Беседа "Воздух, которым мы дышим" для 5-го класса
план-конспект урока (4 класс) по теме

Волынцева Наталья Олеговна

Разработка беседы по Экологии "Воздух, которым мы дышим". Проводилась в школе-интернате для слабослышащих детей. Содержит различные виды работ: игры, опыты, разминку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_vozduh.docx60.84 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Воздух, которым мы дышим»

Цель:
дать представление о том, что воздух окружает всю планету Земля;
расширить знания детей о воздухе, причины ее загрязнения;
формировать чувство ответственности;
развивать умение анализировать природные явления, их связи между собой, наблюдать, исследовать;
воспитывать бережное отношение к природе;
корректировать произношение слов словаря;
дифференциация звуков [д - т].
Словарь: смог, фильтр, копоть.
Оборудование: кроссворд, стенгазета, иллюстрации по теме.
I. Организационный момент.
1) Проверка з / у аппаратуры.
2) Проверка готовности детей и рабочих мест к беседе.
II. Психолого - эмоциональный настрой детей.
(звучит запись «Звуки леса целые сутки» из серии Звуки природы)
Дети, давайте удобно расположимся на своем рабочем месте, и представим, что мы попали в лес.
Светит солнышко, поют птички, вы отдыхаете. Дышится легко. Потому что в лесу много деревьев и кустов, которые очищают воздух. А какое у вас сейчас настроение? (Хорошее) Так как нам очень нравится отдыхать в лесу и дышать свежим воздухом. Давайте друг другу улыбнемся.
Молодцы, с таким настроением будем сегодня работать.
III. Фонетическая зарядка.
1). Фразы на слух.
2). Речевой материал.
3). Итог фонетической зарядки.
Ход беседы
IV. Вступительная часть.
1. Отгадайте загадку.

Куда ступишь - везде имеешь

Хоть не видишь, а используешь. (Воздух)

- Это воздух.

2. Прочитайте, пожалуйста, тему нашей беседы.

Но беседа наша не простая, мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре, (приклеить воздушный шар ребенку на парту)

3. Сообщение задач беседы.

Задача:

узнать основных загрязнителей воздуха;

учиться исследовать, наблюдать;

делать выводы;

контролировать произношение звуков [д - т]

4. Словарная работа.

Чтобы во время путешествия нам было легко, надо ознакомиться и запомнить новые слова.

Фильтр - это устройство, улавливает пыль из воздушного потока.

Смог - это густой туман, смешанный с дымом и копотью.

Копоть - черный дым (черная пыль)

(Прочитайте внимательно слова, контролируем звуки)

5. Основная часть беседы.

А знаете ли вы, что первыми на воздушном шаре более 200 лет назад путешествовали утка, петух и овца. Их путешествие было всего 8 минут, после этого начали путешествовать люди. Легкий ветерок развивает вам волосы, щекочет носики, вы вдыхаете в себя чистый воздух. А можем ли мы его увидеть? (Нет) Можем его поймать руками? (Нет) Давайте попробуем поймать. (Ничего не получилось)

А давайте все вместе попробуем поймать воздух полиэтиленовым пакетом. (Дети ловят) Вот видите, хоть воздух и прозрачное, а мы его поймали. А сейчас выпустим его на волю, лети! Дети, положите пакеты на парту.

- Дети, а что это? (Воздушный шарик)

- Почему она так называется? (Потому, что в ней находится воздух)

А еще, каким способом мы можем обнаружить наличие воздуха вокруг нас? Давайте все по очереди попробуем сжать воздушный шарик. Что находится в шарике? (Воздух) Чувствуете, какой воздух? (Упругий).

- Да, дети, воздух упругий.

Когда еще можно услышать такое слово «упругий»? ( накачивание шин, резинового мяча, лодки)

А сейчас возьмите тетрадь и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок.) А какой, теплый или холодный? (Холодный) А как мы можем сделать воздух теплым? (Медленно выдохнуть на руку) Хорошо. Поэтому, какой воздух бывает? (Холодный и теплый). А как мы можем, не выходя из класса определить, есть ли на улице воздух? (Посмотрите на деревья, или они колеблются)

Посмотрите на карту нашего путешествия. Какая остановка у нас первая? (в городе Донецк) В Донецке много шахт, заводов, машин, загрязняющих воздух.

Опыт со стеклом и свечой (Ученики наблюдают, как при горении свечи выделяется копоть, в результате чего стекло становится черным)

Это очень просто наблюдать здесь в классе - стекло, а как в масштабах Земли?

Воздух многих городов мира содержит  в себе большое количество опасных газов. Подъезжая к большому городу можно увидеть дымовое облако, которое  висит над ним, это смог, (показать в словаре)

Что такое смог? (Смог - это густой туман, смешанный с дымом и копотью). Дети, смог делает воздух непригодным для дыхания, приводит к нарушению состава крови, уменьшает устойчивость к болезням.

Давай в городе поиграем в игру «Доскажи словечко»

Вы читаете предложение, а вместо желтых облаков с буквами вставляете пропущенные слова. Начали.

Если мы вдыхаем слишком много грязного воздуха, это вредит нашим ... (легким). В местах с загрязненным воздухом люди чаще ... (болеют), у них болит ... (голова), появляются (кашель, усталость, сыпь).

Итоги - оценка

Игра «Да - нет»

(Если да - хлопаете в ладоши трижды, если нет - молчите)

1) Какой вид транспорта не загрязняет воздух: (-) автомобиль (+) велосипед, (-) самолет, (+) тележка, запряженная лошадьми, (-) мотоцикл, (-) автобус, (+) лодка?

2) Что способствует сохранению чистого воздуха и его очистке: (-) автотранспорт, (+) много лесных насаждений, (+) животные, (+) растения, (+) сад, (-) вырубка леса, (+) фильтры, ( -) табакокурения?

Хорошо. А что надо сделать для охраны чистоты воздуха?

(Надо устанавливать фильтры над трубами заводов).

- А что такое фильтры? Посмотрите в словарике.

Контролируйте звуки.

Давайте с вами установим фильтр на заводе и посадим дерево в городе, чтобы сделать воздух чище.

(повесить на карту фильтр и дерева)

(Музыка «Звуки леса» тихо)

Ветер дует нам в лицо - зашаталось деревце.

Ветер тише, тише, тише Деревце становится все выше.

Физкультминутка.

Руками машем себе в лицо

Руки поднимаем вверх. Выполняем движения, покачиваются, вправо - влево. Приседания, руки вперед. Плавно поднимаясь, руки вверх, подняться на носки.

Качается деревце наше д д д - т т т

Полетели дальше. Следующая остановка в лесу. Кто-то уехал отдыхать, поставил машину, но забыл выключить мотор, зажег костер, хорошо? (Нет) А что надо делать? (Отключить машину, а костер курить в специально отведенном месте и из сухих веток). Дети, давайте в лесу поработаем с рисунками.

Я для вас подготовила вот такие рисуночки, вы должны посмотреть и сказать, как нужно отдыхать в лесу. Составить правила культурного отдыха.

1) Не руби дерева;

2) Не бросай мусор;

3) разжигай костер в специальном месте.

А сейчас я уберу лишние рисунки.

Поэтому отправляемся дальше, следующая остановка в доме. Как вы считаете, загрязнения могут быть в помещении? (Не знаем) Давайте с вами Отгадай кроссворд и посмотрим что загрязняет воздух в помещении.

Мы с вами обнаружили загрязнители воздуха в помещениях, но без них нам тоже не обойтись, потому что нам надо и покрасить потолок, мамы надо выглядеть хорошо, использовать лак.

А что мы можем делать, чтобы воздух стал чище? Надо чаще убирать в помещениях, мыть пол, вытирать пыль в классе, доску, выносить мусор. Также надо ухаживать комнатные растения, потому что они производят чистый воздух.

V. Закрепление.

Давайте теперь поиграем в игру «Загрязняет - не загрязняет?

Итог игры. Оценивания.

Я сейчас вам на парту положу по 2 картинки. Подумайте внимательно и если эти предметы, по вашему мнению, загрязняют воздух, то цепляйте их на черную тучу, а если не загрязняют, или очищают, то на белую.

VI. Итог беседы.

А сейчас я цепляют на доску слово «воздух», а вы по очереди выходите и называете его свойства.

(имеет цвет, голубой, имеет запах, твердое)

Вот такие свойства воздуха.

- Какова была тема нашей беседы?

- Какие были задачи нашей беседы?

- А от чего загрязняется воздух?

- Что нужно делать для охраны чистоты воздуха?

VII. Итог беседы.

Дети, вы все молодцы, хорошо сегодня работали.

Давайте с вами посчитаем, сколько чистых облаков собрал каждый из вас.

Я вам приготовила подарки. Это - комнатные растения. А как мы с вами знаем, они - очищают воздух. Поэтому возьмите их, ухаживайте, если хотите, заберите домой, или оставьте в классе, или спальни. И пусть они делают воздух чище для вас и ваших родных.

Благодарю вас. Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ УЧАЩИЕСЯ 1 КЛАССА К КОНЦУ ГОДА

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ УЧАЩИЕСЯ 1 КЛАССА К КОНЦУ  ГОДА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова, которые так легко перепутать" 4 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование ценностного отношения обучающихся к определению значения слов в контексте....

Конспект урока «Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё».3 класс.

Конспект урока«Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё».Класс:3УМК "Школа России"   Цели урока:закреплять умения правильного написания безударной гла...