ПРАЗДНИК «Русский каравай» 2 – А ДСГШ № 95
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия "Русский каравай" . Планируемые сроки проведения ноябрь 2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniik_hleba.docx | 37.46 КБ |
prezentatsiya_hleb.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК
«Русский каравай»
2 – А
Цели и задачи:
- Расширить знания учащихся о производстве хлеба, о труде хлеборобов.
- Развивать устную речь учащихся, имение слушать других.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.
Оформление класса :
Рисунки, поделки детей, выставка сочинений, книжек – малышек. Каравай на подносе, колосья ржи, иллюстрации зерновых культур, карточки с пословицами, с профессиями, плакаты о бережном отношении к хлебу.
Презентации детей и учителя.
на столе - каравай на рушнике, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г
Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.
Ход мероприятия.
1. Чтение учителем сказки “Что самое ценное в нашей жизни?”
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.
Мальчик: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка: Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль и рук!
Передают хлеб-соль учителю.
Учитель: Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел…
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
^ Хором: Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе!
Учитель ставит каравай хлеба на стол.
2.Беседа о хлебе.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости!
Всю четверть мы готовились к празднику «Русский каравай» ! Рисовали рисунки, делали поделки, учили песни, писали сочинения, читали книги о хлебе.
Как вы думаете, почему наш праздник так называется?
- Выступление детей.
Дети читают стихи
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей-
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей.
Учитель:
Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Порой мы забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки, баранки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Дети:
Если мы хоти кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Покланясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе из далека.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем!
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Учитель:
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба.
Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
1.Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
2.Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
3.Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
4.Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
5.- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
6.И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
7.Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
8.Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
9.В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,ты человеком быть перестал!».
- Хлеб – всему голова.
Учитель:
«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА».
«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА» -говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба-не может.
Вы подумайте: о чём же здесь говорится. Пойди в магазин и купи-хлеб у нас стоит дёшево. И редко кто из вас думает, ка много труда требуется, чтобы хлеб посеять, вырастить, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.
Ни днём, ни ночью не уходят с полей хлеборобы – механизаторы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.
Нелегка работа у хлебороба-механизатора. Нелёгкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране!
Появляются зернышки всходы.
1. Мы золотые зернышки, живем лучистым светом
Мы дружим, неразлучные, под вьюгами и ветром.
2. Мы чистые, струистые, мы зерна золотистые.
3. Мы ветерком провеяны и солнышком просвечены.
4. Выносливы, дружны – мы людям так нужны!
5. Отдельно каждый – зернышко, маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко страны своей огромной!
1 уч.: Вот он хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
2 уч.: В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло
Столько рук его растило
Охраняло, берегло.
3 уч.: Золотое солнце, небо
На посевы пролилось
Чтобы больше было хлеба,
Чтобы весело жилось.
Все: Славится он первым на Земле!
Ставится он первым на столе!
Учитель:
Обласкали люди хлеб пословицами, давайте их вместе вспомним.
- Пословицы о хлебе.
Дети:
- У кого хлебушко – того и счастье.
- С хлебом и сила приходит.
- Хлеб – всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
- Хлеба ни куска – так и в тереме тоска.
- Много снега – много хлеба.
- С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Не красна изба углами, красна хлебом и пирогами.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.
- Хлеб в закромах – счастье в домах.
- Хлеб плачет, когда его даром едят.
- Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.
Учитель:
Народ придумал не только пословицы, но и загадки про хлеб. Я предлагаю вам их разгадать.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!
(баранки и бублики)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(блины)
В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(пирог)
Вырос в поле дом,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
(зерно)
Корабль – великан не по морю плывёт.
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
(комбайн)
6.Частушки о хлебе.
Частушки.(поют дети).
1.Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём,
2.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
3. Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.
4.Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.
5.Хлеб и каша – хорошо
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.
6.Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.
7.Ешьте кашу на здоровье
Много в ней белка
А еще поешьте хлеба
И попейте молока.
7. Хлебный хоровод
Хлебный хоровод. (Дети становятся в круг).
Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.
8. Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Учитель:
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
9. Хлебобулочные изделия народов мира.
Учитель:
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
^ Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
^ Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франция.
10. Итог мероприятия.
7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Хочу закончить наше мероприятие песней «Вкус хлеба» в исполнении
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото с праздника"Русский солдат умом и силой богат"
Фото с праздника"Русский солдат умом и силой богат"...
Проект на тему:"Традиционные праздники русского народа".
В данном материале представлен заключительный этап работы над проектом....
классный час "Праздник русской березки"
"Праздник русской березки"...
Праздник русского языка в 4 классах
Этот праздник проводился в рамках предметной недели русского языка в параллели четвёртых классов....
Праздник по ОРКиСЭ "Православные праздники русского народа"
При введении в курс начальной школы прогаммы по православию, в конце учебного года мы с ребятами подготовили познавательное и в то же время праздничное мероприятие по православным праздникам рус...
Праздник русского языка "Ты наш друг, русский язык"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям, не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его и...
Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Праздник русского валенка» занятие – праздник
Цели и задачи: развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора, воспитание любви к Родине, родному краю, формирование интереса к истории России, развитие умения общаться в коллект...