Праздник по ОРКиСЭ "Православные праздники русского народа"
методическая разработка по теме

Воличенко Светлана Юрьевна

При введении в курс начальной школы прогаммы по православию, в конце учебного года  мы с ребятами подготовили познавательное и в то же время праздничное мероприятие по православным праздникам русского народа.Приглашённые гости увидели обычаи празднования прадников:пасхи,троицы,рождества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воличенко Светлана Юрьевна

Троица

Что за дивное виденье!
Патриарх глядит смущенный —
Трое путников чудесных
Приближаются к дубраве.
Белы их, как снег, одежды,
Свет от них исходит яркий,
Но окутаны все трое
Словно дымкою тумана.
Грозен, строг по виду Первый,
Он глядит вперёд с величьем,
И под взглядом тем былинки
Преклоняются смиренно.
А Второй — любовью кроткой
Дышит весь — куда ни взглянет,
Там повсюду зацветают
Благовонные цветочки.
Третий — чист, как утра ветер,
Смотрит строго и любовно,
Посылая взглядом кротким

И надежду и прощенье.

И, в волненье, на колени,
Постигая смысл явленья,
Ниц склонился со слезами
Авраам пред Триединым.

А. Лавров

Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.

Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.

Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.

Давайте и мы украсим нашу берёзку(дети украшают берёзку ленточками)

Берёзка, берёзка, завивайся, кудрявая,

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли

С лентами алыми, с пирогами горячими,

С песнями взрослыми, с плясками весёлыми.

Прими, берёзонька, наши подарки!

- Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.

Люди украшали жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси. На праздник все   одевали нарядно-вышитую одежду, девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки. Заводили хороводы и пели песни:

Начинаем хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

На святую Троицу!

Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки –

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

Есть веники для бани,

Для Маши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

А вот квас для всех вас!

Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

Березовая каша

Для Феди и для Маши!

Березовые почки

Берите на примочки!

Изделия из бересты

Бери  -  не пожалеешь ты!

Подходи, честной народ,

Начинаем хоровод!

Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

Небо белое, небо синее

Над любимою нашей Россиею.

Ветер голосом и в подголосках

Нынче песни поют о березках!

Дети исполняют песню «Во поле береза стояла».

Аукцион

-Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

1.Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

2.Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

3.Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

4.У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

5.Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней.)

6.Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним  произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становиться водящим.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети одевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит.

Венки вили,

Хороводы водили,

Играли – тешились!

До свидания! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Православные праздники русского народа

Цели праздника:

Учебная цель:

  • научить детей поиску, анализу информации в соответствии с образовательными стандартами и техническими ресурсами.

Педагогические цели:

      • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;

      •  активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

      •  воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;

      •  развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу;

      • развитие системного, критического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи:

  •  Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
  • Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
  •   Создать условия для творческой деятельности.

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

      Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, презентация, запись песни «Во поле береза стояла», цветные ленты для украшения березы.

Ход праздника:

Рождество Христово

- Ученица: Праздник Рождества Христова – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос. Рождество отмечалось ровно через 9 месяцев после другого праздника – Благовещения.  

 - Ученик: Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинался строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность помогать бедным.

- Ученица: В канун Рождества – Сочельник – пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменуется рождением Спасителя мира. За стол садились, когда рождественская звезда всходила на небе. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после начинался великий Мясоед.

-Ученик:  После Рождества Христова наступали святки и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I.
    
Ученица:  Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения.  
      Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали. Посмотрите как это было.

Чтобы колядовать нужно собраться группой из не менее 3 человек. Главой колядующих является звездарь. Он идет первым и несет звезду. Так же в группе колядующих должен быть звонарь. Этот человек несет большой колокольчик и оповещает звоном о том, что идут колядующие.

Третья роль это мехоноша. Этот человек несет мешок, куда хозяева домов, в которые заходят колядующие, кидают свои подарки (конфеты, деньги и т.п.). Именно кидают, так как мехоноша и другие члены компании колядующих, не должны брать подарки из рук угощающих.

Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли Вас прославлять
И хозяев величать
Вам жития сто лет
Да полный стол на обед!

Подойдя к дому нужно обязательно спросить разрешение покалядовать. В старину отказать колядующим был большой грех. Но в наши дни можно встретить разных людей, поэтому правила этикета никто не отменял.

ХОЗЯЙКА: - Кузьма, глянь-ка, сколько гостей к нам пожаловало!

Хозяин:Здравствуйте, гости дорогие!

ГОСТИ: - Чем вы нас, хозяюшка одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

ХОЗЯЙКА: - Вот вам угощение: пряники медовые да леденцы сладкие!

ГОСТИ: - Добрые хозяева здесь живут. Спасибо.

Дай бог тому, кто в этом дому!

Кто в этом дому, ему рожь густа,

Рожь ужиниста.

Из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог.

Гости уходят.



Предварительный просмотр:

     

Пасха

Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В храмах  пасхальная служба начинается ровно в полночь.

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет  любить людей так же,  как любит Он.

После того,  как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и обмениваются крашеными яйцами.

В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра            «Катание яиц».

В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

(Под песню»Христос Воскрес» дети демонстрируют пасхальные игры с яйцами.)

1. Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный "каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

2. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

3. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Традиционные праздники русского народа".

В данном материале представлен заключительный этап работы над проектом....

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Выступление 2 класса на празднике «День матери». (с использованием элементов фольклора русского народа)

Сценарий построен для ознакомления учащихся Казанской школы-интерната VII вида с элементами фольклора. Используются: потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные песни и т.д....

Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы   религиозных культур и светской этики"...

Традиции празднования праздника Светлой Пасхи у русского народа

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТОЙ ПАСХИ У РУССКОГО НАРОДА» Ученицы 3 «А» класса гимназии № 44 г. Новокузнецка. В нашей жизни, в настоящее время, существует мн...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»...


 

Комментарии

Гвоздикова Марина Александровна

Спасибо за сценарий. думаю этом учебном году мы с пятиклассниками присоединимся к вашим празднованиям!!!!