Праздник русского языка "Ты наш друг, русский язык"
классный час (2, 3, 4 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям,  не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изучать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_russkomu_yazyku.docx42.48 КБ
PDF icon klassnyy_chas_po_russkomu_yazyku.pdf617.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

 Праздник русского языка «Ты наш друг, русский язык»

                                                             

                           

        

                

Аннотация: внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям,  не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изучать.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: предметная неделя в начальной школе.

Предмет: русский язык

Возрастная группа (класс): 1-4 класс

Название сценария: Праздник русского языка «Ты наш друг, русский язык»

Цель: формирование  интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать  внимание, логическое  мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию  культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, чистые листочки, сладкие призы, грамоты, фонограмма, два альбомных листочка, карандаши.

Подготовительная работа: до начала мероприятия учащиеся класса делятся на две команды, равные по умственным способностям, выбирают капитана. Каждая команда садится вокруг стола. В качестве болельщиков учащиеся из других классов и родители. Заранее из учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы старших классов выбираются члены жюри. Для всех участников КВН готовятся сладкие призы,  для команд - грамоты.

Оформление: 1. Актовый зал украшен цитатами с высказываниями писателей о русском языке:

  • «Кто от часу далее в нем углубляется … тот увидит безмерно широкое поле, или, лучше сказать, едва пределы имеющие море» (М.В. Ломоносов)
  • Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив и певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А.И. Куприн)
  • «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский)
  • «Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г. Белинский)
  • «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (А.Н. Толстой)
  •  «Богатый, звучный, живой… русский язык кажется нам созданным для поэзии» (П. Мериме)

2. В центре зала четверостишие:

Учите русский  -

                             годы к ряду,

С душой,

                   с усердием,

                                           с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

                (Сабир Абдулла)  

Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку  как учебному предмету, развитие  желания глубже изучать русский язык.

Время реализации: 40-45 минут

Ведущий: учитель начальных классов

Ход мероприятия:

     Ведущий: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

- Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели, и общественные деятели.

Чтец 1:

А.С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

Чтец 2:

«Кто от часу далее в нем углубляется… тот увидит безмерно широкое поле, или, лучше сказать, едва пределы имеющие море» (М.В. Ломоносов)

Чтец 3:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив и певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А.И. Куприн)

Чтец 4:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский)

Чтец 5:

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г. Белинский)

Чтец 6:

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (А.Н. Толстой)

 Чтец 7:

А вот классик французской литературы Проспер Мериме высказывался так «Богатый, звучный, живой… русский язык кажется нам созданным для поэзии»

Ведущий: «Язык – это история народа, его цивилизация и культура», сказал писатель А.И. Куприн. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

Чтец 1:

О! Мой родной язык!

Как ты мне дорог и мил!

Через тебя я постиг

Этот огромный мир!

                        ( М. Шульгин)

Чтец 2:

Нам с детских лет она знакома

С тех самых первых слов и фраз

Родная речь, когда мы дома,

Обычна, будто хлеб для нас.

Лишь на чужбине дальней где-то

Мы замечаем вдруг с тоской,

Как нам необходимо это –

Родная речь, язык родной.

                          (М. Пляцковский)

Чтец 3:

Горького зоркость,

Бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

                            (Сабир Абдулла)

Ведущий: Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефоны, автомобили, самолеты. Но самое удивительное и мудрое что создало человечество – язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помочь людям понимать друг друга при общении. Без языка немыслимы жизнь человека, людей, общества, развитие науки, искусства.

  Чтец 1:

«Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык»

                            (Н. Заболоцкий)

Чтец 2:

Русский язык – это государственный язык для 147 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

Чтец 3:

Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

Чтец 4: Язык национальной гордости и достоинства!

Чтец 5: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н. Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

Чтец 6: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

Чтец 7: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …

 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…  Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Чтец 1:

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Чтец 2:
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом,
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий:

Знание языка, владение устным и письменным словом, конечно, имеет огромное значение в жизни, для общества.

Недаром народная мудрость гласит:

 Чтец 3: Без грамматики не выучить и математики.

 Чтец 4: Учиться - всегда пригодится.

 Чтец 5. Что же такое грамота? В переводе с греческого - чтение и письмо. Слово грамотный имеет разные значения. Грамотный человек – человек, умеющий читать и писать. Грамотный специалист – обладающий необходимыми сведениями в определенной области деятельности. Грамотный чертеж – чертеж, выполненный со знанием дела. Грамотное сочинение – сочинение без грамматических и стилистических ошибок.

Чтец 6. Народная мудрость гласит:

«Сперва аз да буки, а потом другие науки»

Ведущий: Принято считать, что русский, а точнее, славянский алфавит изобрели два греческих ученых монаха – братья Кирилл и Мефодий. Родом они были из города Солуни, где было в то время много славян, у которых братья и научились славянскому языку. В то время не было азбуки, способной передавать славянскую речь, поэтому в 863 году Кирилл Философ с помощью своего брата создал первый славянский алфавит. После этого братья перевели с греческого на славянский главные христианские книги - Евангелия.  Так как многих слов из этих книг у славян не было, братьям приходилось придумывать новые, используя греческие слова. Ученые называют этот язык старославянским. На Русь письменность пришла после крещения её князем Владимиром в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. Каждый год 24 мая отмечается особый праздник – День славянской письменности.

(Портрет братьев Кирилла и Мефодия, славянская азбука (буквы и их название))

Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? Назовите эти буквы.

Первые книги писались подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.

 Вы уже знаете, что красивая буква в начале строки дала название – «красная строка». Нарисуйте красивую букву. Конкурс 1.

1 команда – нарисовать буквицу Ж в виде зверя.

2 команда – нарисовать буквицу У в виде птицы.

Звучит песня «Русское поле» (сл. И.Гофф, муз. Я.Френкеля)

Ведущий: На русском языке говорят многие народы, населяющие нашу страну. Велик и могуч русский язык. Он богат сказками, песнями, рассказами, пословицами и поговорками.

Пословицы - это краткие образные изречения, имеющие глубокий смысл. Они выражают опыт и мудрость русского народа, его меткие суждения. Много пословиц сложено о любви к родине. Давайте послушаем эти пословицы.

(Несколько чтецов по очереди читают выразительно и громко пословицы.)

Чтецы по очереди:

  • Своя земля и в горсти мила.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Ведущий: Русский народ всегда гордился своим языком. О нем сложено много пословиц.

Чтецы по очереди читают:

  • Язык – к знанию ключ.
  • Слово – не стрела, да острее стрелы.
  • От доброго слова язык не усохнет.
  • Умные речи и в потёмках слышно.
  • Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Не пройми копьем, пройми языком.

Давайте поиграем: я начинаю пословицу, а вы договариваете конец пословицы. Конкурс 2.

1 команда

На словах и так, и сяк… (а на деле никак)

Смелость…(города берёт).

На смелого собака лает, а…(трусливого кусает).

2 команда.

Щедр на слова, …(да скуп на дела).

Каков мастер…(такова и работа).

Хочешь есть калачи…(так не сиди на печи).

А сейчас задание потруднее: «Свяжи слова в пословицу». Конкурс 3.

  • Дело – смело
  • Труд – перетрут
  • Коса – камень
  • Пером – топором
  • Время – час
  • Шило – не утаишь
  • Лес – щепки
  • Броду – в воду

 Чтец 7: А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку «Шарики за ролики». Закончите фразу, написанную на карточке.

*Участники берут заранее приготовленные карточки, на которых написаны выражения о языке, учении  не полностью. Они раздают карточки зрителям в зале и предлагают закончить выражения.

Примеры: Язык мой - …. (враг мой)

Держать язык за….(зубами)

Век живи, век….(учись)

Ученье – свет, неученье - ….(тьма)

Язык до Киева….(доведет)

Учиться – всегда….(пригодится)

Прикусить….(язык)

Филькина….(грамота)

Ведущий: Многие народы (украинцы, белорусы, узбеки, туркмены) используют русский язык для межнационального общения. Послушайте отрывок из стихотворения Т. Зумакуловой «Два языка».

Чтец 1:

Текут две речки в сердце не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык –

Я онемею,

Утратив русский –

Стану я глухой.

Ведущий: Как вы думаете, ребята, сколько на нашей планете существует языков? На Земле сегодня существует около 6 000 языков. Мировая культура может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.

  Известна притча о поступке знаменитого баснописца Эзопа, который был в Греции рабом. Однажды хозяин Ксанф послал его на базар купить самое лучшее яство для гостей. Эзоп принес язык и объяснил, что лучше языка нет ничего на свете: при помощи языка мы произносим слова: мама, люблю, слагаем стихи. Тогда Ксанф приказал купить самое худшее угощение. Эзоп опять принес язык, объяснив, что посредством языка люди ссорятся, оскорбляют друг друга, разжигают ненависть, развязывают войны.

  «Слово – дело великое, - писал Л.Н. Толстой, - великое, потому, что словом можно объединить людей и разъединить их, словом можно служить добру, правде, любви, а можно – вражде и ненависти».

Чтец 2:

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуйте, - улыбнется он в ответ

И, наверно не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

-Добрый день! – тебе сказали,

-Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали: доброты и теплоты.

Ведущий: Ну а где же научиться правильно и красиво выражать свои  мысли? Книги – постоянный источник обогащения нашего внутреннего мира, пища для размышления, а писатели – лучшие учителя и собеседники, хранители богатства и красоты русского языка, способные выразить словами любые нюансы переживаний, чувств, мыслей, настроений, способные подарить надежду, заставить поверить в себя, излечить через сопереживание героям книги.

        В раннем детстве мы любим мудрые сказки, благодаря которым через всю свою сознательную жизнь проносим веру в то, что добро сильнее зла, веру в хорошее, веру, которую нам открывает книга.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и  сердце чувством любви к миру и человеку, развивает вашу речь, словарный запас.

        Чтец 3:

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – надёжный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук…

Ведущий: Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый и звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукопониманиях, способный к передаче тончайших оттеноков, наделенный, подобно греческому, пограничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».

 Стихи лучший учитель русского языка. Участникам следующего конкурса необходимо иметь чувство рифмы.

Конкурс 4 «Учимся писать стихи» (Участникам предлагаются опорные слова-рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие: щенка – пока, помогите – найдите.)

  Пока команды сочиняют стихи, поиграем с болельщиками. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:

  1. Рукой подать. (Близко.)
  2. Через час по чайной ложке. (Медленно.)
  3. Морочишь голову. (Обманываешь.)
  4. Во весь дух. (Быстро.)
  5. Прикусить язык. (Замолчать.)
  6. Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)
  7. Склонять по падежам. (Ругать.)

5 Конкурс  лингвистов: «Замени одним глаголом»

              Дать стрекоча – (убежать)

               Водить за нос – (обманывать)

                Зарубить на носу – (запомнить)

                Падать с ног – (устать)    

Ведущий: Издавна на Руси на гуляньях, ярмарках, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, загадывали загадки, рассказывали былины да потешки, соревновались в произношении скороговорок. А сейчас каждая команда получит разрезанную скороговорку. Нужно будет  её сложить и быстро прочитать.

               6 Конкурс «Скороговорки».

1 команда.  Приготовила Лариса для Бориса вкусный суп из риса.

2 команда. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

  Пока команды выполняют это задание, давайте с болельщиками разучим скороговорку: Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

- Повторяем за мной. Молодцы!

Подведение итога:

Подсчет набранных баллов.

Определение победителя.

Вручение грамот и призов.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшний праздник не только доставил вам удовольствие, но и повысил вашу грамотность, приобщил к богатству русского слова, вызвал интерес к русскому языку вообще. На протяжении многих веков русский язык был связующей нитью между народами. И сейчас в нашей стране  русский язык не утратил своей объединяющей силы, ведь благодаря ему понимают друг друга узбеки и казахи, татары и чуваши, русские и немцы, чеченцы и корейцы, украинцы и молдаване и еще многие и многие, кто живет в нашей прекрасной стране.

Широка и необъятна Россия, могуч и велик русский язык. В заключение праздника пусть прозвучит песня о нашей Родине – России.

Исполняется «Песня о России» (сл. О.Высотской, муз. В.Локтева).

Литература

  1. Журнал «Начальная школа» № 6, 1997г.
  2. Журнал «Начальная школа» № 3, 2000г.
  3. Журнал «Начальная школа» №2, 2011г.
  4. Журнал «Начальная школа» № 10, 2011г.
  5. Журнал «Начальная школа» № 3, 2012г.
  6. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007/ Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.
  7. Интеллектуальные игры по русскому языку: творческие задания/ Р.Н. Моисеева// Досуг в школе. - № 9, 2012г.
  8. Люблю родной язык: конкурс чтецов/Якимова Н.В.// Досуг в школе. – № 11, 2011г.
  9.  Интернет - источники http://festival.1september.ru/articles/314257  Тарасова Валентина Юрьевна, учитель начальных классов

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....

КВН по русскому языку "Ты наш друг, родной язык"

повторить и закрепить знания учащихся по изученным темам,   развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и   навыки,   воспитывать чувство коллекти...

Календарно- тематическое планирование по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным(нерусским) языком обучения для учащихся 2 класса.

Календарно- тематическое планирование  по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным(нерусским) языком обучения для учащихся 2 класса. 4ч/нед. ав. ЛД.Митюшина....

Ты -наш друг русский язык

Внеклассное занятие по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку К В Н "Ты наш друг, родной язык!" 3 клаcc

Конспект урока по русскому языку на тему: "КВН «Ты  наш  друг,  родной язык.» " 3 класс....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой друг - родной язык" (3 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса....