Праздник русского языка "Ты наш друг, русский язык"
классный час (2, 3, 4 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям, не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изучать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_russkomu_yazyku.docx | 42.48 КБ |
klassnyy_chas_po_russkomu_yazyku.pdf | 617.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник русского языка «Ты наш друг, русский язык»
|
Аннотация: внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям, не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изучать.
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: предметная неделя в начальной школе.
Предмет: русский язык
Возрастная группа (класс): 1-4 класс
Название сценария: Праздник русского языка «Ты наш друг, русский язык»
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, чистые листочки, сладкие призы, грамоты, фонограмма, два альбомных листочка, карандаши.
Подготовительная работа: до начала мероприятия учащиеся класса делятся на две команды, равные по умственным способностям, выбирают капитана. Каждая команда садится вокруг стола. В качестве болельщиков учащиеся из других классов и родители. Заранее из учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы старших классов выбираются члены жюри. Для всех участников КВН готовятся сладкие призы, для команд - грамоты.
Оформление: 1. Актовый зал украшен цитатами с высказываниями писателей о русском языке:
- «Кто от часу далее в нем углубляется … тот увидит безмерно широкое поле, или, лучше сказать, едва пределы имеющие море» (М.В. Ломоносов)
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив и певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А.И. Куприн)
- «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский)
- «Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г. Белинский)
- «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (А.Н. Толстой)
- «Богатый, звучный, живой… русский язык кажется нам созданным для поэзии» (П. Мериме)
2. В центре зала четверостишие:
Учите русский -
годы к ряду,
С душой,
с усердием,
с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
(Сабир Абдулла)
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, развитие желания глубже изучать русский язык.
Время реализации: 40-45 минут
Ведущий: учитель начальных классов
Ход мероприятия:
Ведущий: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
- Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели, и общественные деятели.
Чтец 1:
А.С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
Чтец 2:
«Кто от часу далее в нем углубляется… тот увидит безмерно широкое поле, или, лучше сказать, едва пределы имеющие море» (М.В. Ломоносов)
Чтец 3:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив и певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А.И. Куприн)
Чтец 4:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский)
Чтец 5:
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г. Белинский)
Чтец 6:
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (А.Н. Толстой)
Чтец 7:
А вот классик французской литературы Проспер Мериме высказывался так «Богатый, звучный, живой… русский язык кажется нам созданным для поэзии»
Ведущий: «Язык – это история народа, его цивилизация и культура», сказал писатель А.И. Куприн. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.
Чтец 1:
О! Мой родной язык!
Как ты мне дорог и мил!
Через тебя я постиг
Этот огромный мир!
( М. Шульгин)
Чтец 2:
Нам с детских лет она знакома
С тех самых первых слов и фраз
Родная речь, когда мы дома,
Обычна, будто хлеб для нас.
Лишь на чужбине дальней где-то
Мы замечаем вдруг с тоской,
Как нам необходимо это –
Родная речь, язык родной.
(М. Пляцковский)
Чтец 3:
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(Сабир Абдулла)
Ведущий: Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефоны, автомобили, самолеты. Но самое удивительное и мудрое что создало человечество – язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помочь людям понимать друг друга при общении. Без языка немыслимы жизнь человека, людей, общества, развитие науки, искусства.
Чтец 1:
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык»
(Н. Заболоцкий)
Чтец 2:
Русский язык – это государственный язык для 147 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
Чтец 3:
Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
Чтец 4: Язык национальной гордости и достоинства!
Чтец 5: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н. Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Чтец 6: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Чтец 7: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
Чтец 1:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Чтец 2:
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом,
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий:
Знание языка, владение устным и письменным словом, конечно, имеет огромное значение в жизни, для общества.
Недаром народная мудрость гласит:
Чтец 3: Без грамматики не выучить и математики.
Чтец 4: Учиться - всегда пригодится.
Чтец 5. Что же такое грамота? В переводе с греческого - чтение и письмо. Слово грамотный имеет разные значения. Грамотный человек – человек, умеющий читать и писать. Грамотный специалист – обладающий необходимыми сведениями в определенной области деятельности. Грамотный чертеж – чертеж, выполненный со знанием дела. Грамотное сочинение – сочинение без грамматических и стилистических ошибок.
Чтец 6. Народная мудрость гласит:
«Сперва аз да буки, а потом другие науки»
Ведущий: Принято считать, что русский, а точнее, славянский алфавит изобрели два греческих ученых монаха – братья Кирилл и Мефодий. Родом они были из города Солуни, где было в то время много славян, у которых братья и научились славянскому языку. В то время не было азбуки, способной передавать славянскую речь, поэтому в 863 году Кирилл Философ с помощью своего брата создал первый славянский алфавит. После этого братья перевели с греческого на славянский главные христианские книги - Евангелия. Так как многих слов из этих книг у славян не было, братьям приходилось придумывать новые, используя греческие слова. Ученые называют этот язык старославянским. На Русь письменность пришла после крещения её князем Владимиром в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. Каждый год 24 мая отмечается особый праздник – День славянской письменности.
(Портрет братьев Кирилла и Мефодия, славянская азбука (буквы и их название))
Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? Назовите эти буквы.
Первые книги писались подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.
Вы уже знаете, что красивая буква в начале строки дала название – «красная строка». Нарисуйте красивую букву. Конкурс 1.
1 команда – нарисовать буквицу Ж в виде зверя.
2 команда – нарисовать буквицу У в виде птицы.
Звучит песня «Русское поле» (сл. И.Гофф, муз. Я.Френкеля)
Ведущий: На русском языке говорят многие народы, населяющие нашу страну. Велик и могуч русский язык. Он богат сказками, песнями, рассказами, пословицами и поговорками.
Пословицы - это краткие образные изречения, имеющие глубокий смысл. Они выражают опыт и мудрость русского народа, его меткие суждения. Много пословиц сложено о любви к родине. Давайте послушаем эти пословицы.
(Несколько чтецов по очереди читают выразительно и громко пословицы.)
Чтецы по очереди:
- Своя земля и в горсти мила.
- Всякому мила своя сторона.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Ведущий: Русский народ всегда гордился своим языком. О нем сложено много пословиц.
Чтецы по очереди читают:
- Язык – к знанию ключ.
- Слово – не стрела, да острее стрелы.
- От доброго слова язык не усохнет.
- Умные речи и в потёмках слышно.
- Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Не пройми копьем, пройми языком.
Давайте поиграем: я начинаю пословицу, а вы договариваете конец пословицы. Конкурс 2.
1 команда
На словах и так, и сяк… (а на деле никак)
Смелость…(города берёт).
На смелого собака лает, а…(трусливого кусает).
2 команда.
Щедр на слова, …(да скуп на дела).
Каков мастер…(такова и работа).
Хочешь есть калачи…(так не сиди на печи).
А сейчас задание потруднее: «Свяжи слова в пословицу». Конкурс 3.
- Дело – смело
- Труд – перетрут
- Коса – камень
- Пером – топором
- Время – час
- Шило – не утаишь
- Лес – щепки
- Броду – в воду
Чтец 7: А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку «Шарики за ролики». Закончите фразу, написанную на карточке.
*Участники берут заранее приготовленные карточки, на которых написаны выражения о языке, учении не полностью. Они раздают карточки зрителям в зале и предлагают закончить выражения.
Примеры: Язык мой - …. (враг мой)
Держать язык за….(зубами)
Век живи, век….(учись)
Ученье – свет, неученье - ….(тьма)
Язык до Киева….(доведет)
Учиться – всегда….(пригодится)
Прикусить….(язык)
Филькина….(грамота)
Ведущий: Многие народы (украинцы, белорусы, узбеки, туркмены) используют русский язык для межнационального общения. Послушайте отрывок из стихотворения Т. Зумакуловой «Два языка».
Чтец 1:
Текут две речки в сердце не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык –
Я онемею,
Утратив русский –
Стану я глухой.
Ведущий: Как вы думаете, ребята, сколько на нашей планете существует языков? На Земле сегодня существует около 6 000 языков. Мировая культура может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.
Известна притча о поступке знаменитого баснописца Эзопа, который был в Греции рабом. Однажды хозяин Ксанф послал его на базар купить самое лучшее яство для гостей. Эзоп принес язык и объяснил, что лучше языка нет ничего на свете: при помощи языка мы произносим слова: мама, люблю, слагаем стихи. Тогда Ксанф приказал купить самое худшее угощение. Эзоп опять принес язык, объяснив, что посредством языка люди ссорятся, оскорбляют друг друга, разжигают ненависть, развязывают войны.
«Слово – дело великое, - писал Л.Н. Толстой, - великое, потому, что словом можно объединить людей и разъединить их, словом можно служить добру, правде, любви, а можно – вражде и ненависти».
Чтец 2:
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуйте, - улыбнется он в ответ
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
-Добрый день! – тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали: доброты и теплоты.
Ведущий: Ну а где же научиться правильно и красиво выражать свои мысли? Книги – постоянный источник обогащения нашего внутреннего мира, пища для размышления, а писатели – лучшие учителя и собеседники, хранители богатства и красоты русского языка, способные выразить словами любые нюансы переживаний, чувств, мыслей, настроений, способные подарить надежду, заставить поверить в себя, излечить через сопереживание героям книги.
В раннем детстве мы любим мудрые сказки, благодаря которым через всю свою сознательную жизнь проносим веру в то, что добро сильнее зла, веру в хорошее, веру, которую нам открывает книга.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру и человеку, развивает вашу речь, словарный запас.
Чтец 3:
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Ведущий: Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый и звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукопониманиях, способный к передаче тончайших оттеноков, наделенный, подобно греческому, пограничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».
Стихи лучший учитель русского языка. Участникам следующего конкурса необходимо иметь чувство рифмы.
Конкурс 4 «Учимся писать стихи» (Участникам предлагаются опорные слова-рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие: щенка – пока, помогите – найдите.)
Пока команды сочиняют стихи, поиграем с болельщиками. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:
- Рукой подать. (Близко.)
- Через час по чайной ложке. (Медленно.)
- Морочишь голову. (Обманываешь.)
- Во весь дух. (Быстро.)
- Прикусить язык. (Замолчать.)
- Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)
- Склонять по падежам. (Ругать.)
5 Конкурс лингвистов: «Замени одним глаголом»
Дать стрекоча – (убежать)
Водить за нос – (обманывать)
Зарубить на носу – (запомнить)
Падать с ног – (устать)
Ведущий: Издавна на Руси на гуляньях, ярмарках, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, загадывали загадки, рассказывали былины да потешки, соревновались в произношении скороговорок. А сейчас каждая команда получит разрезанную скороговорку. Нужно будет её сложить и быстро прочитать.
6 Конкурс «Скороговорки».
1 команда. Приготовила Лариса для Бориса вкусный суп из риса.
2 команда. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Пока команды выполняют это задание, давайте с болельщиками разучим скороговорку: Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
- Повторяем за мной. Молодцы!
Подведение итога:
Подсчет набранных баллов.
Определение победителя.
Вручение грамот и призов.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшний праздник не только доставил вам удовольствие, но и повысил вашу грамотность, приобщил к богатству русского слова, вызвал интерес к русскому языку вообще. На протяжении многих веков русский язык был связующей нитью между народами. И сейчас в нашей стране русский язык не утратил своей объединяющей силы, ведь благодаря ему понимают друг друга узбеки и казахи, татары и чуваши, русские и немцы, чеченцы и корейцы, украинцы и молдаване и еще многие и многие, кто живет в нашей прекрасной стране.
Широка и необъятна Россия, могуч и велик русский язык. В заключение праздника пусть прозвучит песня о нашей Родине – России.
Исполняется «Песня о России» (сл. О.Высотской, муз. В.Локтева).
Литература
- Журнал «Начальная школа» № 6, 1997г.
- Журнал «Начальная школа» № 3, 2000г.
- Журнал «Начальная школа» №2, 2011г.
- Журнал «Начальная школа» № 10, 2011г.
- Журнал «Начальная школа» № 3, 2012г.
- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007/ Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.
- Интеллектуальные игры по русскому языку: творческие задания/ Р.Н. Моисеева// Досуг в школе. - № 9, 2012г.
- Люблю родной язык: конкурс чтецов/Якимова Н.В.// Досуг в школе. – № 11, 2011г.
- Интернет - источники http://festival.1september.ru/articles/314257 Тарасова Валентина Юрьевна, учитель начальных классов
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"
Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....
КВН по русскому языку "Ты наш друг, родной язык"
повторить и закрепить знания учащихся по изученным темам, развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки, воспитывать чувство коллекти...
Календарно- тематическое планирование по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным(нерусским) языком обучения для учащихся 2 класса.
Календарно- тематическое планирование по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным(нерусским) языком обучения для учащихся 2 класса. 4ч/нед. ав. ЛД.Митюшина....
Ты -наш друг русский язык
Внеклассное занятие по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку К В Н "Ты наш друг, родной язык!" 3 клаcc
Конспект урока по русскому языку на тему: "КВН «Ты наш друг, родной язык.» " 3 класс....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой друг - родной язык" (3 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса....