Примерная программа «Краеведческое образование на уровне начальной школы»
рабочая программа на тему

Дворецкая Светлана Валерьевна

Современный период в российской истории и образовании характеризуется сменой ценностных ориентиров, что сопровождается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, разрушением ценностей старшего поколения, а также деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Эту проблему призвана решать новая российская общеобразовательная школа, которая должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерная программа

«Краеведческое образование на уровне начальной школы»

(проект)

  1. Пояснительная записка.

Основой примерной программы курса «Краеведческое образование на уровне начальной школы» являются:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (2009)
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в том числе, Основная образовательная программа начального общего образования. (2015)
  • Приказ Министерства  образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» № 1576 от 31.12.2015 г.
  • Концепция краеведческого образования детей и молодежи Костромской области и Региональный план мероприятий по реализации Концепции краеведческого образования детей и молодежи Костромской области на 2015-2020 годы (05.12. 2015 г. (Приказ № 1498/299/1).

Современный период в российской истории и образовании характеризуется сменой ценностных ориентиров, что сопровождается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, разрушением ценностей старшего поколения, а также деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Эту проблему призвана решать новая российская общеобразовательная школа, которая должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Программа включает описания: места занятий по краеведению в образовательном процессе и в учебном плане, планируемых результатов краеведческого образования в начальной школе, перечня активных форм занятий с младшими школьниками, краткого  содержания краеведческого образования и примерное тематическое планирование по каждому классу.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в рамках общего образования осуществляется осознанное восприятие и принятие обучающимися важнейших жизненных ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа; российской гражданской нации; мирового сообщества.[1]

Благоприятным периодом для эмоциональноценностного, духовнонравственного развития, гражданского воспитания является младший школьный возраст. В этот период вслед за усваиваемыми семейными ценностями, ребёнок способен осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение младший школьник может осмыслить следующие понятия: «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной край», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в частности в основной образовательной программе, определены требования к результатам (личностным, метапредметным и предметным), представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Согласно ФГОС НОО, целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [2]

Среди множества определенных стандартом задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников мы выделяем такие как:

- принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Успешная реализация выдвинутых требований возможна при создании условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного края, через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у младших школьников гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное Отечество, в частности, за свою малую Родину. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.

Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Следовательно, младшие школьники на доступном уровне, и в деятельности должны приобщаться к краеведению, которое предполагает всестороннее изучение определенной части страны, региона, местности местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Согласно концепции, под краеведческим образованием младших школьников мы понимаем непрерывную образовательную деятельность, направленную на усвоение основ знаний о природе, истории и культуре родного края с целью формирования познавательного интереса, нравственных ценностей, гражданского поведения и ответственного отношения к социокультурной и природной среде региона, людям, населяющим его, продуктам их труда.

Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартами второго поколения.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Таким образом, на уровне начального образования его содержание является интегрированным.

Целью краеведческого образования на уровне начальной школы является расширение знаний ребёнка о самом себе,  своей семье, об истории и культуре родного края (Костромской области, своего города или посёлка), углубление  знаний о природе своего края и способах её сохранения. А также формирование комплекса универсальных учебных действий, как способов познания окружающей действительности.

Для успешной реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и регионе, входящего в целую страну Россию;
  • воспитание патриотизма через осознание младшим школьником сопричастности к истории своего села, района, области;
  • воспитание толерантности, уважения к ветеранам, ценностям народа, населяющего Костромскую область, вероисповеданиям; воспитание понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
  • расширение знаний о культуре, истории Костромской области и своего населённого пункта, что способствует присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Обязательным требованием при организации образовательной деятельности по изучению Костромского края является соблюдение следующих принципов:

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно, рефлексия и самооценка результатов деятельности;
  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
  • доступность: от простого к сложному, от неизвестного к известному; адаптированность научных понятий и терминов; учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • активность и сознательность: понимание учеником цели и задач; ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, учится опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы доброжелательности и талантливости, оценка педагогом художественных достоинств детских работ.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир  человек». В этом процессе учащийся, личность выступает как активное творческое начало, как субъект. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя, самоопределяется в системе жизненных отношений. И главным фактором развития в начальной школе является организованная учебная деятельность. По мнению А. Г. Асмолова, «процесс учения  это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом».

Как известно, основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе частично-поисковой, исследовательской деятельности. Предлагаемые в программе занятия следует организовывать в соответствии с технологией деятельностного метода Л. Г. Петерсон или проектной технологией. Структура занятия может быть гибкой. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении познавательного процесса: подготовки ресурсов для работы, организации различных форм сотрудничества, активном участии в обсуждении результатов деятельности учащихся с помощью наводящих вопросов, создании условий для самоконтроля и самооценки.

  1. Место занятий по краеведению в образовательном процессе и в учебном плане.

Краеведческое образование на уровне начального общего образования предполагается организовывать в рамках внеурочной деятельности (1 занятие в неделю). Таким образом, на год планируется в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа.

  1. Планируемые результаты краеведческого образования в начальной школе.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
  • преобразовывать полученную информацию, делать выводы о результате деятельности.  

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;
  • слушать и понимать речь других;
  • понятно формулировать вопросы.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

  • объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
  • называть государственные символы Костромского края, символы родного города (посёлка);
  • ориентироваться на карте Костромского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
  • называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 костромских писателей;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе,  школе;
  • по результатам наблюдений выделять особенности природных объектов Костромского края;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, на природе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и решать проектные задачи самостоятельно, во взаимодействии с другими учащимися или с помощью взрослых.

  1. Предполагаемые формы занятий.

Предполагаются разнообразные активные формы занятий: экскурсии, викторины, заседания клубов, праздники, походы, посиделки, мастерские, встречи с известными людьми, презентации, коллективные и индивидуальные проекты...

  1. Краткое  содержание краеведческого образования в начальной школе.

1 класс.

В 1 классе в период обучения грамоте – предполагается работа по организации долгосрочного информационного коллективного проекта по теме: «Узнаём свой край родной».  («С чего начинается Родина?»)

Вариант 1. «Азбука моего края». Создание общеклассного ресурса о своём населённом пункте или крае в процессе изучения русской грамоты.

Вариант 2. «Моя семья и наш край». Создание летописи (выдающихся, известных) семей населённого пункта.

Вариант 3. «Забавы наших предков». Создание сборника игр бабушек и дедушек.

Примерные продукты коллективных проектов могут быть в форме буклета, книжки-раскладушки, альбома:

- «Азбука» (памятных мест, улиц, ветеранов, знаменитых земляков);

- фотогалерея (ветеранов войны, труда);

- сборник (игры или «забавы», потешки, детские песенки, частушки).

2 класс.

Во 2 классе краеведческая работа организуется по теме: «Читаем и рассуждаем о родном крае».

        Чтение и обсуждение исторических текстов и художественных произведений о Костромском крае, рассказов и сказок костромских писателей, выполнение творческих заданий.

        Творческая работа учащихся по созданию текстов, задач и занимательных заданий на краеведческом содержании.

3 класс.

В 3 классе совершенствуется читательский навык учащихся и организуется работа по решению проектных задач на краеведческом материале. Тема модуля: «Изучаем свой удивительный край».

Коллективное решение учащимися специальных проектных задач на географические, исторические, культурологические темы:

- «Выдающиеся (уважаемые) люди костромского края» (архитекторы, художники, писатели, учёные, труженики, спортсмены);

- «Храмы земли Костромской»;

- «Особо охраняемые территории Костромской области»;

- «Красная книга Костромского края»;

- «Народные праздники».

Организуются: посещение музеев, библиотек; встречи с творческими людьми населённого пункта.

4 класс.

В 4 классе предполагается выполнение учащимися индивидуальных, парных или групповых проектов исследовательского характера. Тема модуля: «Создаём ресурс о родном крае».

Создание школьного краеведческого словаря (энциклопедии) на основе ранее собранного материала и выполнения исследовательских проектов: «Символы Костромской области», «Памятные места земли костромской»…

Создание путеводителя по своей местности.

Создание на базе школьной медиатеки электронного ресурса по краеведению.

Посещение музеев, библиотек, выставок, изучение местных сайтов. Встречи с выдающимися людьми населённого пункта.

Экскурсия по экологической тропе. Экскурсия на предприятие.

Организация школьного праздника «Моя малая Родина».

  1. Тематическое планирование.

1 класс.

Вариант 1. «Азбука моего края». Создание общеклассного ресурса о своём населённом пункте или крае в процессе изучения русской грамоты.  «Азбука» может содержать информацию о памятных местах, улицах, ветеранах, знаменитых земляках населённого пункта.

Примерным результатом коллективной проектной деятельности может быть продукт в любой форме: азбука-буклет, книжка-раскладушка, альбом, стенд, выставка...

Тема

К-во часов

Виды деятельности

1

Я и моя семья

1

Устные рассказы о детей с демонстрацией фотографий

2

Моя малая Родина

1

Демонстрация  открыток, фотографий, видеороликов и составление рассказов в группах

3

Символы Костромской области (муниципалитета).

Песни о Костромском крае

1

Знакомство с символикой Костромы  или муниципалитета, историей его создания (гербом, флагом).

4

Достопримечательности нашего города (посёлка)

1

Экскурсия  (виртуальная) по достопримечательностям.

5

Наш край и буква А

1

Поиск информации о памятных местах, улицах, ветеранах, знаменитых земляках населённого пункта.

Экскурсии (виртуальные) по памятным местам населённого пункта.

Беседы со взрослыми, чтение энциклопедических изданий и литературы о своём крае.

Раскрашивание рисунков, выполнение творческих заданий.

Оформление страницы классного ресурса, включая рисунки, фотографии, аппликации, схемы, комиксы, четверостишья, загадки, ребусы…

6

Наш край и буква О.

1

7

Наш край и буквы И, Ы

1

8

Наш край и буква У

1

9

Наш край и буква Н.

1

10

Наш край и буква С

1

11

Наш край и буква К

1

12

Наш край и буква Т

1

13

Наш край и буква Л

1

14

Наш край и буква Р

1

15

Наш край и буква В

1

16

Наш край и буквы Е, Ё

1

17

Наш край и буква П

1

18

Наш край и буква М

1

19

Наш край и буква З

1

20

Наш край и буква Б

1

21

Наш край и буква Д

1

22

Наш край и буква Я (Й)

1

23

Наш край и буква Г

1

24

Наш край и буква Ч

1

25

Наш край и буква Ш

1

26

Наш край и буква Ж

1

27

Наш край и буква Х

1

28

Наш край и буква Ю

1

29

Наш край и буква Ц

1

30

Наш край и буква Э

1

31

Наш край и буква Щ

1

32

Наш край и буква Ф

1

33

Презентация «Азбуки моего края»

1

Составление общего ресурса и презентация его перед  родителями или администрацией

2 класс.

Краеведческая работа организуется по модулям под лозунгом: «Читаем и рассуждаем о родном крае».

Тема

К-во часов

Виды деятельности

1-8

Фольклор и народные поверья в произведениях костромских писателей.

А.Н. Островский (отрывок из пьесы «Снегурочка»).

Ю.В. Жадовская (стихотворения «Водяной», «Русалка»).

С.В. Максимов «Русалка», «Леший» (отрывки).

8

Чтение и обсуждение текстов, сопоставительный анализ

9-14

Литературные сказки писателей-костромичей. 

Е.В. Честняков «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергеюшко»;

А. Федоров «Сказки дедушки Феди»

6

Чтение и обсуждение текстов, рисование иллюстраций

15-26

Природа родного края в творчестве костромских писателей.

Стихотворения Н.Ф. Грамматина, А.Н. Плещеева, Т.Н. Иноземцевой, Е.Л. Балашовой, В.М. Лапшина, В.И. Шапошникова.

Рассказы В.А. Бочарникова «Ледоход», «Родничок»;

 М.Ф. Базанкова «Он еще вернется», «Будущая сказка».

12

Чтение и обсуждение текстов, словесное рисование картины.

Составление учащимися кроссвордов, тестов

27-33

Мир детства в произведениях писателей костромского края.

А.Н. Некрасов, отрывки из поэмы «Крестьянские дети»,

И.М. Касаткин, отрывки из рассказов «Веселый батя», «Нянька»,

 В. И. Арсентьев, рассказы «След», «На утренней зорьке».

 

7

Чтение наизусть, драматизация.

Составление учащимися кроссвордов, тестов.

Оформление классного ресурса (рисунки, фотографии, аппликации, четверостишья, загадки, ребусы…)

 

34

Заключительное занятие «Родной край в литературе».

1

Конкурс чтецов, викторина.

3 класс.

Тема модуля: «Изучаем свой удивительный край».

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности

Наш город

1.

Старинные города Костромской области (Кологрив, Галич, Чухлома, Макарьев, Буй).

1

Видеоэкскурсия. Знакомство с историческими достопримечательностями городов. Обсуждение увиденного, работа в парах.

2.

Купеческие и дворянские усадьбы Костромской области (усадьба Щелыково,  усадебный комплекс в селе Долматово, принадлежавшего А.П. Ермолову,  двухэтажные усадебные дома, которыми владели Аржениковы, Ашастины, Зотов, Горняковская, А.Н. Понизовский, А.П. Дурыгин и А. Совин.

1

Экскурсия. Фронтальная беседа после посещения усадебных комплексов. Создание своей усадьбы с помощью аппликации.

3.

Прогулки по городским улицам. История названий улиц и площадей города.

1

Проектная задача.  Создание иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей города (родного города или села), составление схемы улиц, микрорайонов, наиболее интересных прогулочных маршрутов.

4.

Храмы родного края.

Первые храмы на Руси. Русский православный храм – памятник архитектуры и истории. Внешний вид православного храма.

1

Решение проектной задачи: «Помоги мастеру достроить русскую православную церковь, нарисуй недостающие детали».

5-6

Храмы земли Костромской. Успенский и Богоявленский соборы, собор в честь Живо-начальной Троицы в Ипатьевском монастыре, а также посадские церкви в честь Воскресения Христова на Дебре, во имя Святого Иоанна Богослова в Богословской слободе, Ильи Пророка (придел церкви Рождества Иисуса Христа) и Спаса Преображения за Волгой, церковь Вознесения Христова в Мельничном переулке.

2

Практическая работа. «Запиши историю одного из храмов твоего родного города (села).

7-8

Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Место и значение музеев, памятников в истории развития Костромы и области. (музей природы, народных промыслов «Петровская игрушка», музей льна и бересты, деревянного зодчества, ювелирного искусства, каланча и музей пожарного дела, музей «Лес-Чудодей», а также самые известные – Романовский музей и музей «Дворянское собрание»).

2

Проектная задача.

Ролевая игра «В музее деревянного зодчества», «Музее природы»

9-10

Экскурсии (виртуальные) в областные музеи. 

В селе Завражье мемориальный музей кинорежиссера Андрея Тарковского и философа Павла Флоренского, в селе Красное – музей ювелирного и народно-прикладного искусства, в поселке Сусанино – краеведческий музей, посвященный подвигу Ивана Сусанина, Храм Воскресения - памятник архитектуры XVII века)

2

Написание эссе по итогам экскурсий. Что узнал, что было интересно, что запомнил особо, к чему хотел вернуться и что еще раз посетить.

11-12

Экскурсия по городу. Кострома – областной центр. Кострома – душа России. Кострома – колыбель династии Романовых. Памятники и достопримечательности города Костромы.

2

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

13-14

Костромские сувениры. Традиционные сувениры, костромских мастеров - льняные (скатерти, полотенца и одежда) и ювелирные изделия.

2

Проектная задача.  Создание сувенира своего населённого пункта.

15

Посуда на Руси. Что такое керамика? Кто такие гончары? Русская глиняная посуда. Посуда крестьянина и знатного дворянина. Развитие художественных ремесел и промыслов.

Костромская область - родина гончарного промысла – петровской глиняной игрушки.

Зеленовато-бурые глиняные поделки изображают людей, животных и птиц, а свистульки (окарины) отличаются сильным, протяжным звуком.

1

Посещение музея «Петровской игрушки», где дети могут принять участие в мастер-классах, которые проводят опытные педагоги-гончары, и научиться лепить поделки из глины самостоятельно.

Практическая работа. «Помоги мастеру расписать посуду».

Наша область

16-17

Памятники на Костромской земле. В честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник? Памятник Ивану Сусанину – спасителю царя. Памятники в Костроме, сооруженные в честь Великой Отечественной войны. Памятники Костромского края.

2

Практическая работа. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя). Рисунок «Кому бы я поставил памятник?». Рисование макета памятника.

18

Памятники природы Костромской области.

Особенности рельефа Костромской области.

1

Конкурс коллажей «Самое интересное в природе Костромской области»

19

Полезные ископаемые и природные богатства. Водные ресурсы и растительность.

1

Работа с картой. Обозначение на контурной карте основных водоемов. Работа в группе: характеристика водных объектов нашей области по некоторым критериям.

20

Особо охраняемые территории костромской области. Биосферный заповедник «Кологривский лес», «Кологривская пойма».

1

Беседа. Работа по планированию и проведению самостоятельной исследовательской деятельности. Защита исследовательских проектов «Как я могу защитить лес?», «Как я могу помочь лесу?» и др.

21

Животный мир. Красная книга Костромской области. Сумароковский заказник (Красносельский район)

1

Посещение зоопарка, живого уголка, музея природы. Составление сравнительной таблицы, характеризующей животный мир своего края, малой родины.

Путешествие вглубь веков

22

История появления Костромского края. Основание города Костромы.

1

Работа в группах. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний город Кострома»

23

Обычаи русской старины. Что такое обычай? Русские обычаи, обычаи других стран. Как часто мы соблюдаем обычаи русской старины? Значение обычаев для современного человека.

1

Практическая работа. Установить соответствие пословиц о русских обычаях. Создание своей пословицы.

24

В старинном доме. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение для современной жизни. Применяют ли сейчас старинные предметы и где?

1

Практическая работа. Творческое задание «Укрась лопатку прядка узором». Работа в тетради.

25

История родного города. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. Роль города на рубежах страны. План и карта города. Символика. Герб родного города. Описание гербов. Чем отличается современный город от старинного? Знаменитые уроженцы городов.

1

Проектная задача. «Нарисуй современную городскую улицу или свой город в будущем».

26

Прогулка по старинному торговому городу. Кострома – дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Достопримечательности и улицы Костромы. Жители города, их занятия.

1

Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом городе».

27

Торговые ряды в Костроме. На русской ярмарке. Что такое ярмарка? Особенности русской ярмарки. Товары костромских производителей. Кострома торговая.

1

Подготовка текста о товарах костромских производителей. Подготовка и проведение театрализованного праздника «Русская ярмарка»

28

Традиции русского дворянства. Что такое этикет? Правила светского этикета XIX века. Балы дворян. Жилище и одежда дворян. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.

1

Сочинение стихов на заданные рифмы. Составление синквейнов.

29

Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.

1

Практическая работа. «Запиши какое-либо произведение фольклора родного края по плану.

30

Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Кто такой сказитель? Хранители сказок. Собиратели сказок.

1

Чтение сказок и их анализ. Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

Кострома – сказочный край Снегурочки.

31

Кострома театральная и кинематографическая. Киносъемки в Костроме.

1

Написание сценария своего фильма или мультфильма «Истории из Костромы»

32

Кострома – родина Снегурочки. Резиденция Снегурочки.

1

Знакомство с костромской волшебницей, посещение резиденции Снегурочки. Прочтение сказки, прослушивание фрагментов музыкального произведения «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

33

Театральные встречи. Государственный драматический театр им. Островского. Костромской областной театр кукол. На кукольном представлении.

1

«Нарисуй эскиз театрального костюма». Работа в тетради. Поход в театр (по усмотрению учителя). Разыгрывание отрывков из обрядовых праздников, сценок потешников, кукольных инсценировок.

34

Выдающиеся люди прославившие костромскую землю: А.Н. Островский, Е.В. Честняков, А.А. Тарковский и др.

1

Создание слайд-презентации о выдающихся людях, прославивших Костромскую землю.

4 класс.

Общая тема исследовательской деятельности: «Создаём ресурс о родном крае».

Тема

К-во часов

Виды деятельности

1-3

Мой родной город Волгореченск – история строительства.

3

Экскурсия в городской музей.

Беседа – знакомство.

4

Улица моего города

1

Экскурсия по городу.

5

Памятники и памятные места города Волгореченска

1

Экскурсия по городу.

6-7

Маршрутная игра. Заочное путешествие.

2

Урок – викторина.

8-9

История моей семьи и история города.

2

Проекты детей

10

Электростанция КГРЭС – градообразующее предприятие

1

Заочная экскурсия.

11

Волгореченск на карте Костромской области

1

Заочная урок -экскурсия

12

Музеи города и книги о городе

1

Выставка книг.

13-14

Писатели и поэты моего города

2

Выставка книг.

15

Гимн города Волгореченска, герб, эмблема.

1

Урок – знакомство.

16-17

Свято-Тихоновский храм города Волгореченска.

   2

Экскурсия в храм.

18-19

Окрестные города, села, деревни. Занятия жителей окрестных городов.

2

Заочная экскурсия.

20

Ювелирная промышленность

1

Заочная экскурсия на ювелирные фабрики.

21

Ткацкая промышленность.

1

Урок – знакомство с новым материалом.

22

Лавровская фабрика игрушек города Нерехта.

1

Презентация о фабрике.

23-24

Проекты «Памятные места земли костромской»

2

Презентация по карте и городам.

25

Кострома –исторический город

1

Экскурсия по памятным местам города

26

Иван Сусанин – Патриот земли костромской. Памятник Ивану Сусанину в городе Костроме.

1

Заочная экскурсия на родину Ивана Сусанина

27

Проект «Кострома богохранимый край»

1

Презентация по храмам города Костромы

28-29

Проект «Заповедные места Костромской области». Государственный природный заповедник «Сумароковский».

2

Просмотр документального фильма.

30-34

Путеводитель по городу Волгореченску - составление маршрута для гостей

4

Защита пректов.

Маршрутная игра «Познавательные прогулки по Волгореченску»

(пешеходная экскурсия для учащихся начальных классов)

Класс делится на 2 команды, команда может придумать себе название. Каждой команде выдается маршрутный лист- буклет с заданиями по пунктам следования пешеходной экскурсии.

Сбор на площади Первостроителей. Объекты маршрута: Аллея любви, Коровья гора (вид на Костромскую ГРЭС, спортивный комплекс, трубный завод), общеобразовательный лицей №1, Обелиск Славы, городская площадь, памятник Прометею, Доска почета. В ходе путешествия ребятам рассказывают о достопримечательностях Волгореченска, участники игры также получают информацию по истории строительства Костромской ГРЭС и города.

Маршрутная игра «Познавательные прогулки по Волгореченску»

Задания:

1. Впиши в клеточки, расположенные около цифр, названия маршрутных остановок экскурсии.

2. Нарисуйте те места, где вы сегодня побывали, что вам больше всего понравилось и запомнилось на прогулке.

3. Придумайте надпись для скамьи на Аллее любви.

4. Найди фонари, которые стоят на Аллее любви. Как они называются?

5. Сочини стихотворение или небольшой рассказ о нашей пешеходной прогулке или о городе Волгореченске.

6. Придумайте и нарисуйте , каким станет наш город в будущем.

Ребятам дается неделя на выполнение всех заданий. После этого в классе проходит подведение итогов. Для команд, на которые в начале игры был поделен класс, проводится викторина «Мой любимый город» (по той информации, которую ребята получили в ходе пешеходной экскурсии). Каждая команда отчитывается по заданиям. В конце мероприятия обе команды награждаются дипломами ГКЦ «Энергетик» за активное участие в маршрутной игре «Познавательные прогулки по Волгореченску».

  1. Ресурсное обеспечение.

Организуя в начальной школе образовательную деятельность по изучению родного края, предполагается использовать местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города (посёлка), зоопарк, станции юннатов, библиотеки, выставки, другие культурные учреждения и памятные места.

Полезными ресурсами являются:

-Костромская электронная библиотека. http://starina44.ru/kostromskaya-elektronnaya-biblioteka   

- Краеведение. Образование Костромской области.

http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib78/Kraevedenie.aspx

- Краеведение Костромской области

http://www.twirpx.com/files/historic/locallore/russia/kostroma/ 

www.koipkro.kostroma.ru/koiro/enpj/30_3_2016/Уч.пособие%20по%20краеведению.pdf

http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/enpj/30_3_2016/%D0%A3%D1%87.%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf

Список литературы.

  1. Анохин А. Светописец Ефим Честняков // Губернский дом: историко-краеведческий, просветительский, научно-популярный журнал. – 1994. – № 1.
  2. Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок и др.; под ред. А. Я. Данилюка.- М.: Просвещение, 2011 -127с.(ч.2 -142с.) 
  3. Булдаков К.А. Костромской край. Учебное пособие - Ярославль, 1992.
  4. Гайворонская Н. И. Краеведение в начальной школе.//Начальная школа плюс До и После. – М.: Баласс, 2010. № 7, с. 1-3.
  5. История Костромского края XX век: Учебное пособие под редакцией В.Р. Веселова – Кострома, 1997
  6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. /Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. - М.: Гардарики, 2003.- С. 43-44, 48.
  7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009 – 24с.
  8. Лихачёв Д. С. Любить родной край // Отечество: Краеведческий альманах.  М., 1990. Вып. 1. С. 8.
  9. Лихачев Д.С. Русская культура.- М.: Искусство, 2000. - С. 159-173. http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm
  10. Мельничук Г. А., Степанова Н. В. Два десятилетия российского краеведения // Библиография, № 5, 2010, C. 43-50 http://www.kraeved74.ru/content/article110.html
  11. Улицы Костромы: Справочник под редакцией Бочкова В. Н и. Захарова И. Н – Ярославль, 1989
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: /Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010.

[1] Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html

[2] Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Протокол от 08.04.2015 г. № 1/15. Официальное справочно-информационное издание Минобрнауки РФ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа художественно-эстетического направления для начальной школы.Школьный театр "Три орешка"

данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образован...

ФГОС – основа объективной оценки уровня образования ученика в начальной школе

Конспект выступления на Семинаре  ГБОУ УДППО ЦПКС "ИМЦ" и ГБОУ СОШ №461  Колпинского района Санкт-Петербурга "Преемственность ФГТ дошкольного образования и  ФГОС начальной ступени ...

Игровые технологии при обучении иностранным языкам на уровне начальной школы

В материале представлен ряд игр, используемый учителем на уроках английского языка во 2-4 классах....

Преемственность математического образования между ДОУ- начальная школа -основная школа

Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа. Преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развит...

«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»

Выступление по теме:«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»...

Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...