Программа эколого - краеведческого кружка "Юные александровцы" 3 - 4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа кружка разработана для эколого - краеведческой работы в 3 - 4 классе начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lavrova_s.v._mbou_soshno13_aleksandrov_yunye_aleksandrovcy.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Владимирской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
«ЮНЫЕ АЛЕКСАНДРОВЦЫ»
Программа рассчитана на детей 9 – 10 лет.
Срок реализации программы - 2 года.
Автор программы:
Лаврова Светлана Владимировна
г. Александров
2012 год
Пояснительная записка.
Тихая моя родина! я ничего не забыл с каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь.
Николай Рубцов
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И именно в школьном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Также в школьном возрасте легко идет процесс приобщения детей к народной культуре, истории родного края. В процессе обучения у ребят развивается умение понимать и ценить богатство родной природы, произведения искусства, памятники истории. У них формируются гуманные отношения, складываются взгляды, убеждения. Ребята учатся видеть также красоту в человеке, обществе, природе и наоборот видеть, оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни. В силу своих возрастных особенностей дети начинают осваивать социальные роли.
Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнес первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, - это понятие у каждого свое. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения.
А наш край, наша древняя Александровская земля – это огромный культурный, значимый пласт в истории России и благодатная почва для воспитания и духовного становления ученика, как личности, Человека и Гражданина. И мы должны использовать эту возможность для глубокого всестороннего изучения родного края, а не попустительствовать появлению «Иванов, не помнящих родства».
Данная авторская программа является результатом многолетней работы по эколого-краеведческому направлению.
Цель программы: заложить основы гуманной, социально-активной личности школьника через чувственное отношение к культурным ценностям нашего края, чувственное отношение к окружающей природе. Программа позволяет развивать индивидуальные, творческие способности детей.
Задачи:
- изучение историко-культурного наследия родного города и его экологических проблем.
- формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины средствами поисково-исследовательской работы.
- обучение детей культуре общения в коллективе с ровесниками, со взрослыми.
- создание благоприятного микроклимата.
- обеспечение физического и психологического благополучия школьников.
- развитие творческих способностей ребят.
Отличительные особенности программы:
Отличие данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по истории, культуре нашего города. Вырабатываются первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Практические занятия по программе связаны с использованием «живого материала», коллекций, плакатов, гербарного материала, поисково-исследовательской деятельностью. Содержание и ход каждого занятия является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных ранее на уроках окружающего мира.
В программе используются постоянные виды работы – акции и рубрики: «Школа – детский сад», «Копилка народной мудрости», «С фотоаппаратом по городу», которые помогают активизировать познавательные потребности ребенка и развивать коммуникативные способности.
Состав детской группы: 9 – 10 лет.
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся по годам: 15 – 20 человек.
Режим занятий:
1 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)
2 год обучения – 34 часов (1 час в неделю)
Ожидаемые результаты освоения программы:
Ребята должны знать и уметь:
- Воспитывать в себе такие качества как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
- Овладевать навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
- Знать назначение «красной книги», нашей заповедной зоны, охраняемых объектов нашего края.
- Изучить прошлое и настоящее нашего города и культурное наследие нашего края.
- Оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
- Уметь работать в природе (участок, огород, клумба), убирать территорию.
- Приобрести комплекс специальных знаний и навыков, применять их в быту, передавать свои знания другим.
Способы проверки результатов освоения программы:
Цель контроля выявить имеющиеся и полученные знания и реальное отношение ребят к экологическим проблемам нашего края, к природе и людям, которые их окружают. Диагностику уровня полученных знаний целесообразно проводить два раза в год (в начале и в конце учебного года). На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контрольных заданий:
- тестирование.
- беседы с элементами викторины или конкурсы, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
После пройденной темы предусматривается занятие с выставкой и обсуждением выполненных работ, что дает возможность оценить работы всему коллективу и родителям. В конце года готовится большая выставка творческих работ (творческий отчет с итоговой выставкой работ, в которой принимают участие ребята и их родители).
Методическое обеспечение программы:
Формы работы с детьми:
- беседа
- диалог
- игра
- викторина
- экскурсия
- проект
- акция
- опыт
- КВН
- экологический десант
- практическая работа
Основные методы:
- метод передачи знаний
- метод наблюдения
- метод социального и творческого выражения
- метод теоретический
- метод практический
Материальная база:
Карты области и района, гербарий, упаковочный материал для поделок, методическая литература по изучаемым темам (в том числе «Красная книга» области и района), ватман, белая бумага формат А-4, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, линейки.
Содержание программы 1 года обучения.
1. Введение. Город, в котором мы живём.
Объяснение понятий «Малая родина», «Краеведение», «Экология». Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения во время занятий при разных видах работы. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Форма занятия: беседа и викторина.
2. Осень в нашем городе.
2.1. Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь - Хмурень.
Признаки ранней осени. Сентябрьские работы в природе. Народная мудрость и наблюдательность за природой: «Копилка народной мудрости». Что такое фенологические заметки? Правила ведения фенологического дневника кружка. Первые записи в дневнике путём отбора из предложенных учителем записей. Практическая работа.
Форма занятия: беседа, дискуссия, практическая работа.
2.2. Экскурсия по микрорайону.
Цель экскурсии - разведка экологического состояния микрорайона около школы и близлежащих к школе сосновой рощи и оврага. Наблюдение и беседа об «экологических ранах» разных объектов природы. Десант по уборке мусора. Сбор интересного природного материала для дальнейшего применения на практических заданиях кружка.
Форма занятия: экскурсия, наблюдение, экологический десант.
2.3. Занятие в детской экологической библиотеке «На грибной полянке».
Знакомство с экологической библиотекой города. Интерактивное занятие о грибах с использованием ТСО. Цель занятия - познакомить детей с многообразием царства грибов, видами грибов, растущих в нашей местности, их полезными и вредными свойствами. Изготовление коллективной поделки из природного материала и пластилина «Грибная полянка».
Форма занятия: интерактивная игра и практическое занятие.
2.4. Октябрь – Золотая осень. Октябрь – Грязник.
Расширение знаний об основных признаках золотой осени. Экологическая прогулка на школьный участок. Наблюдение за осенними явлениями в жизни растений. Сбор гербария, осенних листьев. Фенологические заметки. Изучение «Копилки народной мудрости». Экологический десант по уборке территории.
Форма занятия: прогулка, беседа, экологический десант.
2.5. Проект: «Во саду ли, в огороде…» 1-я часть.
Беседа о разнообразии овощных и плодово-ягодных культур, произрастающих на территории нашего района. Знакомство с родиной их происхождения и показом места первоначального произрастания культур на карте. Разговор о полезных свойствах овощей и фруктов и вреде удобрений и консервантов при их выращивании и хранении. Игра «Угадай по описанию». Задание к следующему занятию: выбрать овощную или плодово-ягодную культуру и выступить в её защиту (загадка о ней, фото личных огородных достижений по выращиванию этой культуры, родина происхождения, полезные и лечебные свойства, фото о разнообразии форм и видов, семейные заготовки на зиму с возможной дегустацией, упоминание о культуре в народном фольклоре).
Форма занятия: беседа, дискуссия, игра.
2.6. Проект: «Во саду ли, в огороде…» 2-я часть.
Защита проекта – индивидуальная, в парах или групповая по выбору детей.
Форма занятия: проект.
2.7. «Малая Красная книга» нашего региона.
Что такое Красная книга? Почему мы должны тревожиться о нашей природе? Почему иногда Красную книгу можно назвать «малой»? Беседа о редких птицах нашей местности с показом презентации. Первые записи в «Малой Красной книге». Экологический диспут: «Почему их становиться меньше?» Конкурс рисунков «Птичий портрет».
Форма занятия: беседа, диспут, конкурс рисунков.
2.8. Воздух нашего города.
Где тебе легче дышится в городе или лесу? Почему? Кто в этом виноват? Вспомни по прошлому занятию, в чем одна из причин гибели птиц? Что такое атмосфера? Знакомство с понятием с опорой на схему-рисунок. Какой вред наносят городу заводы и автомобили? Сжигание мусора? Что такое смог? Изготовление «ЭКО - листовки» (запрещающие знаки). Дом задание- поведение опыта: 2 лоскутка большой и маленький слегка наклеиваются друг на друга – маленький лоскут на большой по центру. Вывешиваются за окно вблизи с дорогой и оставляются на неделю. Потом маленький лоскут отрывается. Делается вывод (на следующем занятии).
Форма занятия: беседа, диалог, изготовление листовок, опыт.
2.9. Занятие- презентация «Загрязнение атмосферы».
Какой вывод сделали после проведения опыта? Какие ещё правила мы можем составить, для того, чтобы воздух нашего города был чистым? (повесить знак, запрещающий «газовать» (прогревать двигатель долгое время) на стоянках, около магазинов, детских учреждений. И почаще напоминать своим мамам и папам об этом запрете. Читаются стихи и расставляются запрещающие знаки. А чтобы в помещении легко дышалось и не чихалось? Например, в нашей школе? Что должны иметь на ногах ученики? (Сменную обувь). Беседа «Пыль – враг здоровья человека». Коллективная работа – стенгазета «Сменная обувь необходима», которую вывешивают в раздевалке школы.
Форма работы: диалог, презентация, выпуск стенгазеты.
2.10. Поздняя осень-начало зимы. Ноябрь-Листогной и декабрь-Студенец. Экскурсия к реке Серой.
Точной даты окончания осени нет. Концом осени и началом зимы считается время, когда снег выпал и больше не тает, температура держится -10. На экскурсии-наблюдения за состоянием природы. «Копилка народной мудрости». Записи в фенологический журнал. Экологический десант – по погоде.
Форма работы: экскурсия, наблюдения, диалог.
3. Зима в нашем городе.
3.1. Водоемы нашего города.
Подведение итогов экскурсии. Знакомство в водоемами города - рекой Серой и озер Дичковским и Каринским ( показать на карте города и района). История их названий, событий. Экологические проблемы водоёмов города - мусор, промышленные отходы, смыв химических удобрений с полей и огородов. Понятие о водоочистительных сооружениях. Изготовление фильтра для очистки воды из пластиковой бутылки. Проведение опыта по очистке воды с помощью фильтра и слоя песка.
Форма работы: беседа, диалог, практическая работа, опыт.
3.2. Жизнь в воде. «Малая Красная книга» нашего региона.
Обитатели вод – животный и растительный мир водоемов. Понятия пресноводное и морское – в чем разница? Влияние экологических проблем водоёмов на их обитателей. Зачем кислород в воде? Как дышат зимой рыбы? Зачем во льду сверлят дырки? Викторина «Знаешь ли ты названия рыб? » (загадки-картинки). Знакомство с исчезающими рыбами нашего региона. Записи в «Малую Красную книгу». Конкурс рисунков «Рыбий портрет».
Форма работы: беседа, диалог, викторина, конкурс рисунков.
3.3. «Эта красивая …и вредная упаковка».
Беседа-диспут об упаковочном материале - полезен ли он? Зачем нужна упаковка? Почему чаще всего она яркая и красочная? Можно ли её тянуть в рот? Из чего она делается? Как потом с ней поступать? Можно ли выбрасывать на улицу? Сжигать? «Тревожные цифры» - сообщаются сроки распада в открытой природе некоторых видов упаковки и тары. А можно ли продлить ей жизнь и использовать для пользы? Можно применять при изготовлении поделок своими руками. Например, для украшения Новогодней ёлки. Изготовление «Домика для гнома» из маленькой коробочки. Дом. задание - придумать и сделать свою поделку.
Форма работы: беседа-диспут, практическая работа.
3.4. «Эта вредная… и добрая упаковка».
Вредная упаковка может быть и доброй… Как она сможет помочь зимующим птицам в холодные и голодные времена? Изготовление кормушек из пластиковой бутылки и коробок. Организуется выставка-конкурс. Дом. задание - смастерить со взрослыми прочные кормушки с крышами и бортиками из других материалов.
Форма работы: диалог, практическая работа, выставка.
3.5. Операция «Кормушка».
Выставка самодельных кормушек. Викторина о птицах нашей местности (зимующие и перелётные), игра «Кто что ест?» (соотнести картинку с изображением птицы с её любимым лакомством). Выход на улицу и размещение кормушек с угощением во дворе школы. Составление графика дежурства по уходу за кормушками в зимние каникулы. Беседа о том, почему нужно помогать птицам. Дом. задание – повесить кормушку у своего дома и не забывать помогать птицам.
Форма работы: беседа, викторина, игра, практическая работа.
3.6. Январь-Просинец. Зимняя экскурсия.
Экскурсия по микрорайону. Наблюдение за зимними изменениями в природе. «Книга народной мудрости». Фенологические заметки. Обучение распознаванию растений в зимний период. Проверка кормушек. Обучение «чтению» птичьих следов. Дом задание - нарисовать «ЭКО – листовку» о помощи зимующим птицам.
Форма работы: экскурсия, диалог, практическая работа.
3.7. Операция «Кормушка» ( 2 занятие). Акция «Школа - детский сад»
Выход в подшефный детский сад и в форме инсценировки или выступления агитбригады ознакомить малышей с зимними бедами птиц, любимым птичьим кормом, раздача «ЭКО – листовок» и вручения ребятам подарка- кормушки для их самостоятельной помощи птицам.
Форма работы: театрализованная постановка, диалог.
3.8. «В лесу родилась ёлочка…» Деревья нашего региона.
Хвойные и лиственные растения. Работа с гербарием. Практическая работа по сравнению двух групп растений. Беседа о жизни дерева зимой.
Форма работы: практическая работа, работа с гербарием.
3.9. Встреча с лесником районного лесничества в экологической библиотеке.
Беседа об особенностях работы лесника. Викторина знатоков леса.
Форма работы: беседа, викторина.
3.10. Февраль - Бокогрей.
Фенологические заметки. «Копилка народной мудрости». Беседа «Зачем нужен снег?». Роль снега в жизни растений и животных. Знакомство с формами снежинок. Наблюдение и зарисовка.
Форма работы: беседа, наблюдение, практическая работа.
3.11. «В гости к лампочке». Акция «Экономим свет».
Беседа-презентация с использованием ТСО об электроэнергии «Откуда ток в наш дом пришёл?» (получение и использование, необходимость экономии электроэнергии). Энерго-подстанция нашего города. Разработка и оформление плаката «Экономим свет» для школы, вывешивание его в фойе школы.
Форма работы: беседа-презентация, оформление плаката.
3.12. «В гостях у Солнышка».
Беседа - диспут: Солнце-источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Зачем люди летом носят солнечные очки? Проведение опыта о солнечном тепле: 1 пластиковая бутылка с водой оборачивается фольгой, а другая помещается в тёмный полиэтиленовый пакет. В крышки вставляются термометры. Бутылки выставляются на солнечное место. Спустя время делается вывод: почему одна нагрелась больше, чем другая?
Форма работы: беседа-диспут, опыт.
3.13. Масленица. «Проводы русской зимы».
История возникновения праздника. Русские блины - символ солнышка. Как провожают зиму в нашем городе? Литературно-фольклорная постановка «Уходи, Зима, уходи!» Чаепитие с блинами.
Форма работы: беседа, постановка.
4. Весна в нашем городе.
4.1. Март - Протальник.
Экскурсия на природу «Встречаем красавицу весну». Наблюдения за живой и неживой природой. Фенологические заметки. «Копилка народной мудрости». Изменения в жизни кустарниковых и древесных растений. Рассматривание и зарисовка строения почки дерева.
Форма работы: экскурсия, диалог, практическая работа.
4.2. Весна на нашем окне.
Знакомство с комнатными растениями. Где их родина? Какие условия они любят? Как размножаются? (побеги, черенки, листья, деление корневища). Практикум по пересадке комнатного растения. Дом. задание – сделать таблички с названиями комнатных цветов своего дома.
Форма работа: беседа, практикум.
4.3. Огород на подоконнике.
Мини-постановка «Лук – защитник от всех недуг…». Беседа о пользе для здоровья лука и чеснока. Что такое фитонциды? Знакомство с разными пряными травами – укропом, петрушкой и др. Практикум- посадка луковиц для зелени и укропа. Запись в «Карточке наблюдений» даты посадки. Дальнейшие записи ведется до конца мая.
Форма работы: беседа, лит. постановка, практикум.
4.4. Вода в нашем кране. Акция «Сохраним жизнь капельке».
Продолжение разговора о воде. Можно ли пить воду из крана? А как она туда попадает? Понятие «мировой океан». Где хранятся запасы пресной воды? Что произойдет, если плохо закрыть кран в квартире? Как понять фразу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» Что нужно соблюдать, чтобы вода расходо-валась экономно? Разработка и оформление «ЭКО – листовок»: «Сохраним жизнь капельке!» (формат А-4). Расклеивание листовок над умывальниками в школе.
Форма работы: диалог, практическая работа.
4.5. Апрель - Снегогон.
Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за деревьями, кустарниками и раноцветущими растениями. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы. Фенологические заметки. «Копилка народной мудрости». Экологический десант по уборке пришкольного участка.
Форма работы: экскурсия, экологический десант.
4.6. «Малая Красная книга». Первоцветы.
Знакомство с первыми весенними цветами - первоцветами. Почему они попали в ряд исчезающих. Чтение - инсценировка экологической сказки А.А. Плешакова о споре первоцветов – кто из них лучше. Как сохранить такую нежную красоту? Разработка и изготовление «Эко – листовок» на круглой основе, в виде эмблемы.
Форма работы: диалог, инсценировка, практическая работа.
4.7. Первоцветы. Акция «Школа – детский сад».
Посещение подшефного детского сада с инсценировкой, викториной и вручением подарков детям – «ЭКО – листовок».
Форма работы: инсценировка, викторина, диалог.
4.8. Май - Травень.
Экскурсия к речке Серой: «К нам пришёл цветущий май». Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых и деятельностью человека. Фенологические заметки. «Копилка народной мудрости». Экологический десант по уборке склонов реки. Беседа о причинах возгорания сухой травы весной.
Форма работы: экскурсия, экологический десант, беседа.
4.9. Осторожно, пожар!
Экскурсия в пожарную часть города
Форма работы: экскурсия.
5. Подведение итогов года.
Подведение итогов работы кружка «Юные Александровцы». Выставка «Наш Вернисаж» - для родителей. Эколого – краеведческая игра «Наш Город».
Эколого-краеведческие задания на лето.
Форма работы: диалог, выставка, игра.
Содержание программы 2 года обучения.
1. Введение.
Сообщение о плане работы кружка на второй год. Подведение итогов летних каникул: что узнали нового, с какими интересными людьми встретились, какие удивительные моменты в природе подметили, сфотографировали, зарисовали. Выставка летних фотографий и сувениров. Техника безопасности во время занятий.
Форма работы: диалог, выставка.
2. Природа нашего района.
2.1. Мой город на карте района, области, страны.
Знакомство с месторасположением города на каждой из трех карт. Занимаемая площадь. Численность населения. Главная река города. Важные исторические объекты. Природоохранные объекты. Викторина «Хорошо ли я знаю свой город?». Дом. задание – фотографировать все интересные и значимые моменты из жизни нашего города. Вводится рубрика работы кружка – «С фотоаппаратом по городу». Презентация работ – в конце каждой темы.
Форма работы: беседа, викторина.
2.2. Природоохранные объекты. Село Крутец.
Экскурсия в зону историко – природного ландшафта село Крутец. Знакомство с усадьбой П.В.Зубова и реликтовой хвойной рощей. Экологический десант на территории рощи.
Форма работы: экскурсия, экологический десант.
2.3. Природоохранные объекты. Озеро Дичковское и Село Махра.
Беседа об объектах. Показ слайд-шоу фотографий села Махра «Махринской Слободы». Конкурс рисунков «Красота моего края».
Форма работы: беседа с использованием ТСО, конкурс рисунков.
2.4. Почвы и полезные ископаемые нашего района.
Что такое почва? Чем понятие слова «почва» отличается от понятия «земля»? Какие полезные ископаемые залегают в нашем районе. Для чего добывают песок и глину? Проведения опыта с почвой: просеять несколько совков земли через сито, затем положить немного земли в банку, с завинчивающейся крышкой. Наполнить банку водой и хорошенько встряхнуть содержимое и дать ему отстояться. Внимательно рассмотреть расслоившиеся пласты. Сделать вывод.
Форма работы: беседа, диалог, опыт.
2.5. «Малая Красная книга» нашего района. Злаковые культуры.
Работа с природоохранной картой области. Знакомство с редкими и исчезающими злаками: кострецом, овсяницей, мятликом, тростянкой, осокой лесной - пользуясь гербарием. Нужно ли срывать эти «метёлочки» для забавы? Какие злаковые культуры считаются съедобными? Что из них можно приготовить в пищу? Игра «Узнай злаки и «приготовь» из них что-то съедобное».
Форма работы: работа с картой, гербарием, игра.
2.6. Экскурсия на хлебокомбинат города.
Цель - показать детям процесс выпечки белого и чёрного хлеба.
Форма работы: экскурсия.
2.7. Деревья нашего города.
Беседа «Для чего городу деревья?» Зеленые насаждения и деревья – это источники кислорода, пылесборники, защитники оврагов , источники тени летом , украшение наших улиц и дворов. Зачем иногда в городе спиливают и подрезают деревья? Что означает понятие «озеленение города»? Игра-проект «Я - озеленитель города!». На листах формата А-4 индивидуально или в группах создается цветными карандашами и фломастерами план-проект по озеленению своего двора, улицы и т.д. Подводятся итоги.
Форма работы: беседа, игра-проект.
2.8. Экскурсия «Что можно сделать из дерева?»
Экскурсия на одно из деревообрабатывающих производств города.
Форма работы: экскурсия.
2.9. «Речка, реченька, речушка» нашего города.
Беседа о реке нашего города – речке Серой, первоначальное название Шера или Сера. Работа с топографической картой или планом города – проследить движение реки по течению, называя знакомые детям объекты местности. Начало – на северной границе Александровского района с Переславским, за деревней Копылихой. Составление чертежа – маршрута движения реки. Вопрос на «засыпку»: Можно ли из нашего города доплыть водным путём до Астрахани?
Форма работы: беседа, работа с картой (планом), практическая работа – составление чертежа схемы.
2.10. Наша природа в картинах местных художников.
Экскурсия в «Выставочный зал» города – знакомство с творчеством наших
художников. Затем – спуститься к реке Серой, полюбоваться красотой открывающегося пейзажа – реки и Александровской Слободы. Дом. задание – побыть самому художником, нарисовать пейзаж, отображающий красоту нашей природы.
Форма работы: экскурсия, беседа, наблюдение.
2.11. Погода в нашем городе.
Что такое погода? Как её можно спрогнозировать? Как в старину предвещали погоду? Итоги прошлогоднего наблюдения за погодой – фенологических заметок. Как узнают об изменениях в погоде в нашем городе? Существует специальная метеослужба. Встреча с работником метеослужбы, его рассказ о данной службе.
Форма работы: беседа, диалог.
2.12. Наш вернисаж.
Выставка детских работ – пейзажей и фоторабот из рубрики «С фотоаппаратом по городу. Анализ творческих работ, награждение. Подведение итогов темы. Викторина и кроссворд на тему «Природа нашего края».
Форма работы: выставка работ, викторина, кроссворд.
3. Исторические страницы нашего города.
3.1. Александровская Слобода – сердце нашего города.
Экскурсия в музей «Александровская Слобода».
Форма работы: экскурсия.
3.2. Улицы нашего города.
Виртуальная прогулка по улицам Александрова в виде презентации с использованием ТСО. Показ старинных фотографий и фото современного облика улиц. Что такое «топонимика»? Знакомство со старинными названиями улиц и районов. Выдвижение гипотез – почему они так раньше назывались. Конкурс рисунков «Улочки уездного городка».
Форма работы: презентация, конкурс рисунков.
3.3. В гости к купцу Первушину.
Посещение «Музея купца Первушина». Знакомство с бытом купеческой жизни. Новогодние посиделки за чаем в гостиной музея. Театрализованные игры и викторины.
Форма работы: экскурсия, игры, викторина.
3.4. Храмы нашего города. Рождество.
Знакомство с храмами нашего города. Презентация с использованием ТСО. Праздник Рождества Христова. Изготовление открыток – поделок.
Форма работы: презентация, практическая работа.
3.5. Знаменитые люди нашего города.
Беседа о известных людях нашего города – «От Ивана Грозного и… до меня». Знакомство с творчеством поэтессы Марины Цветаевой. Чтение стихотворений о природе. Создание «Хронологической ленты знаменитых людей нашего города».
Форма работы: беседа, диалог, чтение стихов, практическая работа.
3.6. Школы нашего города.
Посещение городского «Музея народного образования». Знакомство с историей возникновения школьного образования, учебным процессом в женской и мужской гимназиях, изучаемыми в них предметами, письменными принадлежностями. Знаменитые учительские династии. Дом. задание – по своим представлениям нарисовать школу прошлого века.
Форма работы: экскурсия, викторина.
3.7. Проект: «Моя семья – моя гордость».
История моей семьи. Как понять фразу: «Иван, не помнящий родства»? Моё старшее поколение – прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, среднее поколение – мама и папа. Их трудовой путь, интересные факты биографии. Реликвии семьи. Традиции. История семьи в фотографиях. Дом. задание – составить и нарисовать древо семьи.
Форма работы: проект.
3.8. Наш вернисаж.
Выставка детских работ – рисунков, поделок, изображение древа семьи, а также фоторабот детей из рубрики «С фотоаппаратом по городу». Анализ творческих работ, награждение. Подведение итогов темы. Викторина.
Форма работы: выставка работ, викторина.
4. Наш город вчера и сегодня.
4.1. Наш город – крупный железнодорожный узел.
Как в наш город «пришла» железная дорога? Кто такой С. И. Мамонтов? Его роль в появлении железной дороги в городе. Какую роль играла железная дорога в годы войны? Современные будни железной дороги. РЖД – место работы многих наших родителей. Встреча с одним из пап детей – участников кружка. Его рассказ о своей профессии, других подразделений РЖД. Игра «Мы – пассажиры».
Форма работы: беседа, игра.
4.2. Типография нашего города.
Экскурсия в городскую типографию. Беседа о производстве бумаги, выпуске газет, рекламной продукции, книг. Исторические корни «типографского дела» в нашем городе. Ученик первопечатника И. Фёдорова – Андроник Невежа. Знакомство с газетой «Голос труда»- многолетним печатным изданием города, редакцией газеты, типографскими профессиями. Дом. задание: написать небольшой рассказ или очерк на тему о городе.
Форма работы: экскурсия.
4.3. Проект – игра «Наша типография».
Создание собственного печатного издания – газеты (на листе ватмана). Распределение ролей по направлению работ. Выбор главного редактора. Отбор материала из предложенных работ, выполненных дома. Название газеты. Выполнение работы. Вывешивание газеты в фойе школы.
Форма работы: проект- игра.
4.4. Ткачество и вышивка - старинные отрасли нашего региона.
Александров, Струнино и Карабаново долгие годы были годами ткачей. Начиная с купца Первушина и его мануфактур. К большому сожалению, эта отрасль сейчас мало развита в нашем регионе. Мы попробуем поработать ткачами. Знакомство с хлопком и льном – сырьём для ткачества. Лён – старинный экологически чистый материал. В городе существовал специальный способ вышивки по льну – Александровская гладь цветными нитями. Практическая работа – 2 группы детей: 1- плетение полотна из бумажных полос, 2 – рисует узоры фломастерами, изображая стежки нитками.
Форма работы: рассказ, практическая работа.
4.5. Посещение музея «Магия камня».
Сообщение детям о том, что совсем недавно в нашем городе работал удивительный институт, в котором ученые научились искусственно выращивать драгоценные камни. Это очень долгий удивительный процесс. Сегодня мы попадем в мир камней и очаруемся их магической красотой, узнаем о них очень много интересного и познавательного.
Форма работы: экскурсия.
4.6. Служба спасения нашего города.
Беседа о чрезвычайных ситуациях в жизни человека, когда ему требуется помощь специалистов-спасателей. Разбор ситуаций. Оказание первой медицинской помощи. Практическая работа: составление карточек – памяток, предупреждающих об опасности, разучивание стихотворений для агитбригады.
Форма работы: диалог, практическая работа.
4.7. Служба спасения. Акция «Школа - детский сад».
Посещение детского сада с выступлением агитбригады на тему: «Осторожность – не помеха!». Викторина для детей. Раздача карточек – памяток.
Форма работы: агитбригада, викторина.
4.8. Тема космоса в нашем городе.
12 апреля – День космонавтики. Как связан наш город с этой темой? В нашем микрорайоне «Черёмушки» многие улицы названы в честь великих космонавтов. А имена В.Терешковой, Ю. Гагарина, В.Кубасова, С.Королёва известны всем. Сообщение о Киржачском районе – месте гибели Ю. А. Гагарина. Разгадывание кроссворда о космосе. Практическая работа – мастерская открыток.
Форма работы: беседа, практическая работа.
4.9. Увлечения людей нашего города.
Экскурсия на конно-спортивную базу. Знакомство с лошадьми, их повадками, достижениями, условиями содержания.
Форма работы: экскурсия.
4.10. Великая память нашего города.
Автобусная экскурсия по местам города, связанным с Великой Отечественной войной и другими военными событиями (Мемориал у Дичковского озера, памятник воинам – интернационалистам, памятник павшим в ВОВ с Вечным огнем, два здания – бывшие военные госпитали).
Форма работы: экскурсия.
4.11. Великая память нашего города. Второе занятие.
Прогулка по окрестностям микрорайона Черёмушки – посещение деревни Новинки. Возложение цветов к обелиску погибшим воинам во время ВОВ. Посадка цветов. Экологический десант по уборке территории около обелиска.
Форма работы: прогулка, экологический десант.
4.12. Наш вернисаж.
Выставка детских работ – рисунков, поделок и фоторабот из рубрики «С фотоаппаратом по городу». Анализ творческих работ, награждение. Ролевая игра «Мы экскурсоводы» – экскурсия для родителей.
Форма работы: выставка работ, ролевая игра.
5. Подведение итогов года.
Что нового узнали, чему научились? Чем интересен наш город? Можно ли нас теперь назвать знатоками нашего города? КВН «Знатоки нашего города». Презентация «Малой Красной книги». Эколого – краеведческие задания на лето.
Форма работы: диалог, КВН, презентация.
Учебно – тематический план кружка. 1 год обучения :
№ | Тема | Общее кол – во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Город, в котором мы живём | 1 | 1 | 0 |
2 | Осень в нашем городе | 10 | 3 | 7 |
3 | Зима в нашем городе | 13 | 5 | 8 |
4 | Весна в нашем городе | 9 | 4 | 5 |
5 | Подведение итогов года | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 | 13,5 | 20,5 |
Учебно – тематический план кружка. 2 год обучения :
№ | Тема | Общее кол – во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 |
2 | Природа нашего района | 12 | 4 | 8 |
3 | Исторические страницы нашего города | 8 | 3 | 5 |
4 | Наш город вчера и сегодня | 12 | 4 | 8 |
5 | Подведение итогов года | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 34 | 12,5 | 21,5 |
Список использованной литературы.
- Азбукина Р.Е., Серегин П.А., Цаткина А.Н., «Красная книга Владимирской области» – Владимир 2008.
- Александрова Ю.Н., Ласкина Д.Л., Николаева Н.В., Машкова С.В. Юный эколог 1-4 классы. – Волгоград: Учитель 2012.
- Боравская В.В. Земля Александровская. Время. События. Люди. Записки краеведа. – Александров 2008.
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Владос 2002.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.: ВАКО 2008.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград : Учитель 2005.
- Клепинина З.А. «Дневник Наблюдения» – М.: Эксмо, 2011.
- Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Варламова С.И., Хайдукова А.В., Нечаева О.П., Артеменко В.П., Дегтярева А.В. Экологическое образование младших школьников. – Волгоград : Учитель 2009.
- Плешаков А.А. Зелёный дом: Программно-методические материалы. – М.: Просвещение 2000.
- Робсон Пэм География в занимательных экспериментах. – М.: Росмен 2006.
- Хьюитт Салли Природа в занимательных экспериментах. – М.: Росмен 2006.
- Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. – М.: Эксмо 2006.
Рекомендуемая литература для детей и родителей.
- Ануин Майк, Паркер Джейн, Хоукс Найджел Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя. – М.: Махаон, 2005.
- Балинская И.Р. Лесовичок. Я берегу природу. – М.: Олма – Пресс Гранд, 2002.
- Дубровская Н.В. «Большая книга аппликаций из природных материалов. – М.: Астрель С.-Петербург, 2010г.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей – Чудо всюду. Мир животных и растений. –Ярославль Академия развития, 1997.
- Плешаков А.А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 1996.
- Плешаков А.А. Зелёный дом. От земли до неба. – М.: Просвещение,1998.
- Робсон Тим География в занимательных экспериментах. – М.: Росмен, 2007.
- Сергеева М.Н. Растительный мир. Книга рекордов. – М.: Эксмо, 2009.
- Тамбиев А.Х. Животные. Книга рекордов. – М.: Эксмо, 2008.
- Хьюитт Салли Природа в занимательных экспериментах. – М.: Росмен, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГО – КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет...
Дополнительная образовательная программа по эколого-краеведческому направлению "Гринпис"
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков- эти проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер. Но чт...
Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала
Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....
Организация эколого-краеведческой работы в МБОУ СОШ №149 г.о. Самара
Данный материал является результатом обощения огромного опыта работы школы в экологическом направлении....
Комплексная программа профильного лагеря дневного пребывания «Радуга» Эколого-краеведческой направленности «Край родной»
программа летнего лагеря дневного пребывания для детей 1-4 класов...
Эколого - краеведческая деятельность учащихся начальных классов.
В данной работе дано краткое описание Экограда, это воображаемый экологический город, куда вовлечены все учащиеся с 1 по 4 классы. Есть цели,задачи, план работы....
Программа на основе проектной деятельности эколого-краеведческого воспитания
Программа, посредством которой можно было постепенно знакомить ребёнка со своим краем, развивать творческий потенциал вовлекать его в исследовательскую деятельность....